Когда на горизонте начинает маячить шутер от первого лица от наших доморощенных разработчиков, в душу подло закрадывается червячок сомнений. С одной стороны, хочется, наконец, поверить в чудо, а с другой, уже который раз приходится натыкаться на вилы слабенькой графики, проблем с управлением и перегруженным геймплеем, вдобавок наступая на грабли дырявого сюжета и получая под занавес черенком багов по вовремя не убранному затылку. Но неистребимый оптимизм, как всегда, берет верх. Внимательно изучая обложку новой коробочки с разъяренным львом, вставшим на задние лапы, обмотавшим себя пулеметными лентами и торжествующе приподнявшим над оскаленной мордой труп некоего десантника, хочется немного помечтать... А вдруг?
Киевская команда Action Forms, известная по Chasm: The Rift и серии охотничьих симуляторов Carnivores, задумала предложить нам, как подсказывает издатель, "мощную смесь леденящего хоррора и ураганного 3D-action'а, подчинённую жёстким законам стремительно развивающегося сюжета". Впрочем, после всяких "Чистильщиков" и "Ксенусов" в подобные заявления хочется верить все меньше и меньше. Но мы все же попытаемся быть объективными.
Остров невезения.
В качестве литературной основы для проекта была выбрана фантастическая повесть Герберта Уэллса "Остров доктора Моро", от которой в процессе разработок на самом деле не так много и осталось (привет идейному коллеге Far Cry, который разрабатывался параллельно, но умудрился выйти намного раньше и собрать все сливки, чем вызвал нешуточное расстройство в Action Forms). В конце прошлого века английский ученый, доктор Морхед, с позором изгнанный из цивилизованного сообщества за бесчеловечные опыты над животными, нашел себе тихий и спокойный уголок для экспериментов на неприметном вулканическом острове Сорео, что в Тихом океане. Там он и продолжил превращать животных в людей, пытаясь создать представителей совершенного нового общества - чистых и непорочных. Однако, добившись неслабых успехов в придании животным человеческого облика, Моро, простите, Морхед как-то совсем упустил из виду их души, которые сохранили звериные инстинкты. Оказалось достаточно небольшого толчка в нужном направлении от самого сообразительного из стаи (помните льва на обложке?), как орава звероподобных мутантов тут же поперла против создателя и вообще всех людей в целом, превратив крохотный клочок суши посреди волн в настоящий ад. Помимо маниакального доктора, возомнившего себя богом, и зверей-повстанцев, имеется на острове и третья сила, руководимая генералом Догстоуном, озабоченным идеей создания универсальных солдат.
Вот в этот самый адский котел, спустя почти сотню лет с момента начала экспериментов, и десантируется с группой поддержки наш главный герой. Бравому офицеру из "морских котиков" Курту Робинсону (хорошо еще, что не "Гансу Джонсону" - никогда не мог понять логику выбора имен в отечественных проектах) поручено найти и спасти предыдущий отряд, заброшенный на остров якобы с целью урегулирования некоего конфликта. Оказавшись на месте, Курт сразу же теряет всех своих товарищей, включая и бывшую любовь Малику Кэтволк (которая хотела, но так и не успела сказать ему нечто важное), атакованный странными гиенами. Позднее он понимает, что никакого конфликта здесь нет и в помине, а партии солдат справно поставлялись лишь в качестве "пушечного мяса", чтобы армии генетически модифицированных зверей было бы на ком тренироваться.
Запоздалое прозрение.
Честно говоря, начало игры навевает лишь уныние. Неприятной вспышкой бьет по глазам морально устаревшая графика, слабенькая и дерганая анимация зверушек, примитивный дизайн уровней. Но потом маховик "Вивисектора" начинает набирать обороты, отчего новое детище киевских разработчиков предстает немного в ином свете. Оказывается, здесь можно не только тупо отстреливать прыгающие в округе мохнатые тушки (мех - особая гордость создателей, хотя на деле восхищаться здесь особенно нечем), но и с интересом изучать гигантскую строительную технику, интересные инженерные конструкции, а также внутренности различных баз и научных комплексов, которые ничуть не уступят признанным образцам жанра. Нередко нужно нажать какой-нибудь рычаг или запустить механизм, чтобы была возможность пройти дальше. Сделано все это на приемлемом уровне и довольно изобретательно. То есть искать новую Важную Кнопку нужно именно столько, чтобы интерес от прыжков по уступам, поездках на лифтах или блужданий по пещерам еще не успел перерасти в раздражение от уймы времени, потраченной на бесцельные поиски. Поуправлять мобильной техникой, к сожалению, не дают, зато в качестве пассажира провезут на вагонетке, транспортной платформе, поезде и даже на вертолете. И на том спасибо.
Медведи на колесном ходу.
Путешествие по острову поделено на 24 миссии, что охватывают три зоны по периметру Сорео. Начинаются приключения во внешнем периметре, активно разрабатываемом вплоть до 1945-го года, для которого характерны большие открытые пространства, тропическая растительность (с поправкой на то, как это видится авторам - кучка лысых холмов в окружении несколько деревьев; зона видимости при этом составляет многие километры), и четвероногие существа класса ModBeasts с имплантированным им оружием. Гиены с генератором разряда, невидимые пантеры, огнедышащие ягуары, модифицированные львы, гориллы с дальнобойными гранатометами вместо руки, медведи с пушками на спине и колесами вместо задних конечностей и огромный носорог с катком вместо передних - вот типичные примеры фауны начального уровня.
Нападать зверье обычно предпочитает волнами, при этом появляясь буквально из ниоткуда, точнее - прямо из воздуха. Разработчики частенько грешат тем, что запускают свой любимый аттракцион - "отбейтесь-ка от сотни монстров в замкнутом пространстве". Стоит нам добраться до очередного маяка-чекпойнта с устремленным в небо зеленым лучом (все прохождение как раз построено на перебежках от маяка к маяку), как невесть откуда поднимаются решетки, устанавливаются заградительные барьеры и прямо перед носом телепортируется добрая дюжина тварей. После первой волны непременно последует вторая, а нередко и много больше. Иногда вообще натыкаешься на невидимую преграду, которая не исчезнет, пока не перестреляешь все живое. Грустно. Таким образом авторы только подчеркивают, что стремились изобразить типичный "мясной" шутер в духе Serious Sam. С минимумом лишних наворотов, которые только отвлекают, зато под завязку набитый шустрой беготней и бесконечной стрельбой по целой лавине уродов. Этого добра тут действительно в избытке.
Во внутреннем периметре, где до 1972-го года из животных пытались вывести новую породу существ (Humanimals), способных принимать тактические решения, битвы потихоньку перемещаются внутрь зданий, а противники уже перестают напоминать слегка раскрашенных жителей зоопарка. Двуногие гиены, бараны и гепарды представляют куда большую угрозу, нежели их четвероногие собратья по несчастью, попадавшиеся ранее. Самыми же опасными противниками являются обитатели секретного исследовательского комплекса третьей зоны, в котором ведутся изыскания и в наше время, - OverBrutes: вооруженные автоматом волки, тигры с ракетной установкой и странное существо с пропеллером на голове (который и является самой уязвимой областью). Кроме зверей нередко в перекрестье прицела попадают и люди - охрана острова, которой поручено ловить сбежавших животных, поддерживать порядок и следить за сохранностью построек и оборудования.
Вооружение и опыт.
Отстреливать несчастных предлагается внушительным арсеналом оружия, у всех моделей которого есть одна странная и неожиданная особенность. Оно не требует перезарядки! Совсем. Сколько бы патронов вы не нашли, их всех можно выпустить сразу единой очередью. Сделано это для того, чтобы, дескать, не тратить время на передергивание затвора, когда вокруг беснуются десятки смертельно опасных врагов. Решение, прямо скажем, спорное и крайне неоднозначное. Альтернативного режима стрельбы, как нетрудно догадаться, не имеется. Итак, первым номером идет ножик, который можно пустить в ход, если закончились патроны. Недостатка в последних особо не ощущается (причем из монстров боеприпасы не выпадают, а хаотически разбросаны по уровням), но когда-нибудь они все-таки заканчиваются. Огнестрельное оружие представлено пистолетом, пистолетом-пулеметом Шпагина (ППШ), обычным дробовиком и его двуствольным вариантом, парочкой разновидностей M16, штурмовым пулеметом M60 и пушкой Гаусса. Приплюсуйте к вышеописанному снайперскую винтовку и продвинутую бронебойную снайперку, базуку, гаубицу, два вида энергетических пушек и гранаты, чтобы получить полное представление об экипировке товарища Робинсона.
На всякий случай создатели решили прикрутить к "Вивисектору" и RPG-элементы. Не очень понятно, зачем они вообще тут нужны, но авторам, разумеется, виднее. По мере прохождения мы набираем очки, которые присуждаются, в том числе, за скоростное убийство, расчленение противников ножичком, фаталити, открытие интересных мест или секретных локаций. В местах расположения контрольных зеленых маяков (waypoints) на заработанный опыт можно прокачать четыре основных параметра: "скорость", чтобы быстрее бегать и дальше прыгать; "стойкость" для уменьшения ущерба от получаемых повреждений; "стабильность", влияющая на прицельную стрельбу в движении; и, наконец, "здоровье". Здоровье в "Вивисекторе" следует восполнять вполне стандартными аптечками, впрочем, еще оно восстанавливается за убийства. То есть чем больше тварей вы положили, тем здоровее будете. Хотя с какой, простите, стати? Кроме того, в зависимости от обращения с выбранным типом оружия автоматически увеличиваются и его характеристики, такие как точность и максимальное количество носимых боеприпасов.
Это не вы бицепс потеряли?
Графика в "Вивисекторе", мягко говоря, звезд с неба не хватает. Вчистую проигрывая не только западным хитам, но и даже лучшим образцам отечественного игропрома текущего года. Если где-то можно увидеть намеки на Serious Sam, где-то на Far Cry, то местами и на предыдущие творения Action Forms. Плавной смены дня и ночи нет, просто разные уровни создавались с учетом освещения разных времен суток. Погодные эффекты есть, разные типы ландшафтов тоже, от "джунглей" до заснеженных горных склонов, хотя в плане растительности на лицо откровенная экономия. Симпатичными здесь можно признать только модели людей и животин, хотя о естественной анимации передвижения речь все же не идет. Зато при попадании пуль от тел всегда отлетают большие куски мяса, обнажая белый каркас скелета. При желании можно проделывать дырки в ящиках с аптечками и боеприпасами, чтобы увидеть их содержимое, а еще ими разрешается кидаться. Хотя в суматохе боя занятие совершенно бессмысленное и бесполезное. Нельзя не отметить оригинально оформленное меню, где каждому разделу соответствует какой-нибудь орган препарируемой на столе зверюги: игровым опциям - бьющийся кусок сердца, видео - глаз, звуку - ухо. Занятно.
Тяжелая артиллерия.
Кстати, об озвучке. Одним из козырей проекта разработчики намеревались сделать голоса персонажей, которыми вещают отечественные звезды. Например, доктора Морхеда озвучил Армен Джигарханян, а революционного льва - Никита Джигурда. Кроме того, замечены были Дмитрий Певцов и Дмитрий Пучков (он же ст. о/у Гоблин, который здесь вовсе не кривляется). В результате все получилось, скажем так, довольно ровно, без сильных эмоций или особого надрыва. В общем, неплохо, хотя хотелось бы больше именно игры, а не банального зачитывания, что называется, по бумажке. К музыке вопросов нет, настолько идеально сливается с атмосферой, что поначалу ее просто не замечаешь. Появятся враги - из динамиков загрохочет агрессивный индастриал, исчезнут - польются лишь звуки природы или шебуршание насекомых.
Дорога заканчивается здесь, Курт.
Порвать в лоскуты Doom III или станцевать на костях Half-Life 2 у любителей поохотиться на мамонтов с динозаврами не получилось. Как, впрочем, и потоптаться рядом. Задумки тянули на цельный блокбастер, но вышел лишь заурядный шутер категории "B" местного розлива со всеми вытекающими. Ко всему прочему, проект основательно подзадержался на стапелях разработчиков, явно упустив благоприятный момент для релиза. Впрочем, если вас не испугает отставшая на вираже графика и неказистая анимация, то "Вивисектор" может представлять определенный интерес в качестве спинномозговой стрелялки, напрягающей все основные рефлексы, у которой к тому же наличествует какой-никакой сюжет, завершающийся неожиданной философской концовкой. К несчастью, лишенный мультиплейера - выносить армии очеловеченных баранов, львов и медведей приходится исключительно в одиночку.