Человек с ружьем Видимо, насмотревшись в свое время фильма "Враг у ворот" про снайперскую дуэль русского и немецкого стрелков на фоне разрушенного Сталинграда, разработчики из британской команды Rebellion попытались изобразить нелегкую жизнь человека с оптическим ружьем доступными им средствами. Посягнув на создание не очередной тупой стрелялки, но атмосферного шутера, главный упор в котором сделан на использование снайперской винтовки, скрытное перемещение и перебежки ползком-бочком от укрытия к укрытию, изучение окружающих развалин в бинокль или оптический прицел в надежде увидеть противника раньше, нежели он обнаружит вас.
Временем действия выбрали самый конец войны, весну 45-го, в качестве декораций сгодились развороченные непрекращающимися бомбежками и артобстрелами улицы немецкой столицы и ее пригород, а на главную роль был приглашен вовсе даже не немецкий или советский солдат, а, подумать только, бравый американец. До войны его отец работал дипломатом в Берлине, поэтому город будущий элитный снайпер знает как свои пять пальцев, да и с языком особых проблем не испытывал. Отчего и был завербован американской спецслужбой OSS, чтобы, значит, насолить русским. По их сведениям НКВД планировала под шумок разжиться немецкими секретами в области создания атомной бомбы, а этого американцы никак допустить не могли. Они уже отчетливо высматривали маячившие на горизонте очертания грядущей "холодной войны" и готовились к ней заранее. На протяжении восьми больших эпизодов, включающих более 20 миссий, мы, переодевшись для камуфляжа в немецкую униформу, исправно уничтожаем все живое, что попадает в перекрестье прицела, помогаем американским агентам (непременно в черных кожаных пальто) выпутаться из сложных ситуаций, ликвидируем неугодных нацистских и русских "шишек" (например, Мартина Бормана, личного секретаря Гитлера), устраиваем диверсии на крупных объектах (вроде нефтехранилища), пытаясь всеми силами предотвратить утечку ценной информации.
Надо сказать, что миссии вышли довольно разнообразными, и на скуку жаловаться особенно не приходится. То с верхушки собора расстреливаем дюжину солдат противника (герой одинаково охотно щелкает и русских, и фрицев, руководствуясь спущенным от руководства планом операции), прикрывая своего человечка, то подкладываем динамит к автомобилю, чтобы потом взорвать ее в нужный момент точным выстрелом из укрытия, то разносим танк, прострелив ему горловину бензобака, то еще чего-нибудь. Конечно, уничтожение танка одним выстрелом из снайперской винтовки - что-то из области фантастики, но остальное вполне вписывается в возможности скромного снайпера конца Второй мировой. Ни тебе прибора ночного видения, ни лазерного прицела, ни датчика шума или движения, ни прочих технических штуковин, которых по понятным причинам тогда не было и быть не могло. В качестве помощи выдают лишь карту района с отмеченными чекпойнтами, где проходит операция, и в которую можно заглянуть в любой момент, да дополнительную инструкцию на пару страничек.
К реализации снайперской стрельбы разработчики подошли во всеоружии. Застрелить человечка в окне дома с расстояния в пару сотен метров здесь разве что немногим легче, чем поразить мишень на реальном стрельбище в аналогичных условиях. Во-первых, нужно учитывать силу гравитации, поэтому, чем дальше цель, тем выше нужно задирать ствол, чтобы пуля прошла по более выпуклой кривой. Также необходимо брать в расчет биение собственного пульса (соответствующий индикатор прилагается), стараясь сделать выстрел между ударами. Имеет значение и выбранная поза, выстрелы из положения лежа ложатся гораздо точнее, чем из приседа или стоя. А еще при желании можно на несколько секунд (точно, есть такая кнопочка) задержать дыхание, чтобы ствол не водило из стороны в сторону. Наконец, все планы может смазать ветер. Конечно, если вам не с руки бороться с таким количеством трудностей, то в настройках можно выбрать уровень сложности попроще (всего их четыре), или вообще самостоятельно включить/отключить нужные опции реализма. Управление практически стандартное, за исключением нескольких моментов. Например, чтобы здесь перейти на бег нужно не зажимать Shift, а плавно регулировать скорость перемещения колесиком мышки. Поначалу неудобно, но постепенно привыкаешь.
Помимо снайперской винтовки в арсенале нашего бойца невидимого фронта может быть и масса другого оружия. Пистолет с глушителем, автоматы, пулеметы (как российского образца, так и немецкие - их можно подбирать с убитых, это же относится и к патронам или аптечкам), несколько типов гранат. Впрочем, пускать все это хозяйство в ход следует крайне осмотрительно. Одинокий снайпер без прикрытия в условиях городского боя фактически беспомощен. Стоит только лихо шмальнуть очередью из ППШ на площади по зазевавшемуся бойцу, как тут же со всех сторон радостно вспыхнет с десяток огневых точек. Выжить в такой ситуации становится практически нереально. Выход один - не высовываться лишний раз и по возможности не шуметь, привлекая чужое внимание. Для этих же целей нам разрешили расстреливать прожектора, поднимать и перепрятывать трупы, чтобы на них не наткнулись патрули. Сущее наказание, когда вдобавок необходимо с трупом на плечах пробежать через простреливаемую улицу, не имея возможности выстрелить в ответ. Зато острых эмоций такие пробежки прибавляют, не то слово.
Хотя скриншоты могут создать впечатление весьма стильного шутера, на самом деле Sniper Elite далек от современных стандартов. Возможно, виной тому изрядный срок разработки, а, может быть, параллельный выпуск на Xbox и PS2 (хорошо еще сохраняться и загружаться здесь можно в любой момент), кто знает. Разрушенные кварталы и усеянные воронками площади Берлина, нередко насквозь пропитанные промозглым весенним дождичком, выглядят очень даже неплохо, но дизайн локаций мог бы быть и получше (особенно удручает, когда упираешься лбом в невидимую стену "конца уровня" прямо посреди улицы). А на модели людей лучше вообще не смотреть с близкого расстояния. Жаль, не получается. Все дело в том, что во время дальних снайперских попаданий иногда самопроизвольно включается дополнительная камера, которая отслеживает полет пули до ее цели (такой трюк частенько используют в кино). Все это было бы эффектно, если бы не квадратная нога или какое-нибудь перекошенное полено вместо лица, в которое она в итоге впивается, пролетев добрую сотню метров. Зато противники вполне адекватно себя ведут, получив ранение. Если пуля угодила в руку, то они за нее хватаются, если в ногу - начинают хромать. Иногда падают и долго еще катаются по земле, зовя на помощь. В общем, хотелось бы большего, но терпимо.
Звук добротный и довольно точно отражает все, что касается оружия. Фоном же идет ожидаемая какофония непрекращающейся битвы за город: какие-то невнятные крики и отдаленное эхо перестрелок смешиваются с гулом танковых двигателей, шумом моторов падающего самолета и разрывами бомб, которые так и норовят подбросить в воздух тонну каменной крошки прямо у самого носа. Приятно порадовали четкая русская речь у советских солдат, поэтому безжалостно убивать их становится даже как-то жалко.
Подведем итоги. Sniper Elite относится к тем немногим играм, которые позволяют отождествить себя со своим героем и вжиться в предлагаемый авторами образ. В данном случае - в шкуру американского снайпера, которому абсолютно наплевать кого убивать, лишь бы задание было выполнено. Снайперская стрельба от первого лица с учетом многих факторов у разработчиков получилась гораздо лучше, чем невнятная беготня с автоматом наперевес от третьего, ну да об этом можно было догадаться в самом начале. Наверное, будет пользоваться спросом и идущий в нагрузку к одиночной кампании мультиплейерный режим до восьми человек по сети или Интернету, позволяющий попрактиковаться в точности стрельбы в трех режимах: DM, Team DM и Assassination.
В общем и целом - интересный, пусть и далеко не идеальный симулятор снайперской жизни, способный скрасить несколько вечеров поклонникам шутеров, имеющим в запасе недюжинную выдержку и терпение.