И вновь продолжается Quake Как известно, основной эволюционной тенденцией DOOM'a и Quake'a является эволюция в сторону все большей бессюжетности и тупой мочиловки, апофеозом чего стал Quake III, в итоге оказавшийся пригодным лишь в качестве арены для многопользовательских разборок. Было, однако, на этом пути и отрадное исключение в виде Quake II, где сюжет очень даже наличествовал, и вполне осмысленный (хотя, конечно, все равно изрядно тупой и штампованный: очередные злые инопланетные киборги - раса Stroggos с планеты Strogg - напали на бедных невинных землян, которые и в будущем остаются обычными людьми, но, тем не менее, успешно наносят врагу ответный удар на его территории). Quake 4 воплощает в себе обе линии. Его однопользовательская кампания и по духу, и по сюжету является продолжением Quake II, а многопользовательские режимы чрезвычайно напоминают Quake III.
Итак, после того, как безымянному герою Quake II, бравому космическому десантнику, удалось уничтожить орудия противокосмической обороны Strogg'а, земляне направляют десантные корабли для высадки на планету. Вы находитесь на борту одного из них. На сей раз у вас есть имя, Matthew Kane, и ваши боевые товарищи тоже не являются безликим пушечным мясом - каждый из них (притом, что их будет не так уж и мало) имеет свое имя и персональные черты (некоторые из них будут вводить вас в курс дела вначале и давать задания на миссии). Как водится, с самого начала все идет не так, как планировалось - хотя главные суперпушки врага выведены из строя, ракеты у него еще остались, и одна из них благополучно сбивает ваш корабль. Вам, ясное дело, удается пережить падение, но, придя в себя среди обломков, вы оказываетесь в классической еще со времен первого Wolfenstein ситуации - один, с единственным пистолетом (правда, с бесконечным боезапасом) посреди кищащей врагами территории. Впрочем, ваши уцелевшие товарищи с этого и других кораблей (у которых, как выясняется, дела тоже пошли не лучшим образом) сражаются где-то поблизости, и ваша первая задача - встретиться с ними. В дальнейшем они будут оказывать вам весьма не лишнюю помощь, но с продвинутым управлением своими игра не является. Союзники умеют следовать за вами, обеспечивать вам огневую поддержку, самостоятельно искать укрытия и, по мере возможности, не путаться у вас под ногами, точнее, перед прицелом - вот, собственно, и все.
Геймплей в целом вполне классический. Бегаете по этапам (часть из которых разворачивается в помещениях, часть - на открытой местности), подбираете оружие, боеприпасы, бонусы брони и здоровья, мочите врагов (в том числе и классическим со времен DOOM способом - отстрелом с безопасного расстояния взрывающихся бочек), в конце этапов разбираетесь с . Что приятно - оружие (во всяком случае, некоторое точно, включая пистолет по умолчанию) комплектуется устанавливаемым на ствол фонарем с бесконечным источником питания, что позволяет вам освещать свой путь (и, главное, своих врагов) в погруженных во мрак коридорах - вы наверняка видели, как это делается в многочисленных кинобоевиках. В основном оружие в игре то же, что и в предыдущих Quake'ах, но его характеристики часто изменены в ту или иную сторону, и почти все модели имеют альтернативные режимы стрельбы; у некоторых заметно изменился и внешний облик.
Однозначно радует наличие доступных игроку боевых машин, которые имеют бортовое вооружение минимум двух видов (скажем, пулемет и пушка, или пулемет и ракетная установка). Причем эта техника различается не только внешне и по вооружению, но и в плане физической модели; так, скользящий над землей hovertank ведет себя совсем иначе, чем шагающий пилотируемый робот. Боевая техника имеет броню и защитные поля, причем не только второе, но и первое способно восстанавливаться со временем (если, конечно, вам удастся найти тихое место, чтобы отсидеться). Любопытно, что вражеские самонаводящиеся ракеты, нацелившиеся на ваш танк, можно отстреливать в воздухе (и вас предупреждают звуковым сигналом, когда ракета захватывает вас в качестве цели - прямо как на современном самолете).
Многопользовательский режим, как уже говорилось, очень похож на Quake III: Arena, вплоть до некоторых уровней, воспроизведенных один в один (в частности, Q3DM17 - The Longest Yard). Разновидности сетевой игры опять-таки классические - простой и командный deathmatch, пара вариантов , турнир. Оружием по умолчанию является не пистолет (коего в многопользовательской игре вообще нет), а пулемет, который палит гораздо громче, чем в прошлой игре (что издали выдает положение стреляющего), и который придется использовать гораздо больше - ибо более крутое оружие встречается теперь на сетевых уровнях намного реже. К радости садистов спешу добавить, что gauntlet - металлическая перчатка с лезвиями, коей так приятно забивать врага - тоже будет.
Графика весьма и весьма качественная, персонажи, будь то люди или нелюди, не страдают угловатостью и имеют вполне правдоподобные лица, большое количество деталей усиливает впечатление достоверности. Впрочем, от движка DOOM III иного ожидать и не стоило.