Догонялки по-взрослому Любителям автомобильных симуляторов не нужно представлять венгерскую компанию Invictus Games. Redline, Monster Garage, Street Legal Racing, Insane и пр. - удачные релизы чередуются с провальными, но набравший скорость маховик по выпуску автогонок уже не остановить. Очередным творением упорных братьев-славян стал раллийный симулятор с длинным названием Cross Racing Championship 2005, которому удалось совместить в себе не только приятную графику, нормальную физику, адекватную систему повреждений и возможности тюнинга "железных коней", но и некоторые интересные находки, нигде ранее в жанре до сих пор не встречавшиеся.
По традиции, начнем разбор полетов с игровых режимов, которых здесь представлено более чем достаточно. Любители мультиплейера по сети или Интернету могут опробовать свои силы в Cross Ride, Catch the Flag (задача: ухватить флаг и продержаться с ним подольше, набирая очки) или Free Ride. Сингл предлагает на выбор ознакомительную поездку, чтобы, значит, лучше подготовиться к серьезным стартам, гонку на время, режим Hot Seat, в котором могут играть за одним компьютером поочередно до пяти человек. Имеется еще вариант быстрой гонки, что включает в себя обычный заезд, заезд на выбывание и нечто крайне экзотическое, именуемое Hit&Swap. Напоминает детские "салочки". Как только вы стукнетесь с авто соперника - тут же меняетесь машинами! На деле такой подход оказался весьма занятным. Вот только представьте, что ваш оппонент находится за какие-нибудь двадцать метров до финишной черты. Стоит только пнуть его своим носом в задний бампер, как происходит смена ролей - это уже вы на всех парах мчитесь к пьедесталу, а он, без нескольких секунд лидер, теперь вынужден глотать пыль из-под ваших колес.
Замыкает стопку одиночных режимов карьера, включающая в себя более 60 этапов. Впрочем, это вовсе не означает, что игра изобилует безумным количеством трасс, вовсе нет. Разработчики соорудили лишь 6 локаций, которые порезали на небольшие отрезки и соединили потом, как им вздумается. 16 гонок отхватила любимая Венгрия, 8 досталось на долю Англии, 6 - Франции, 13 отошло США, 12 - Финляндии и еще 10 - получила Германия. Гравийные отрезки сменяются асфальтовыми, которые в свою очередь переходят в натуральные "грязевые ванны". Американские участки добавляют острых ощущений при езде по песку, а в Финляндии можно рассекать по снегу и льду. Начинаем карьеру, как водится, с выбора себя любимого - дают выбрать пол, цвет комбинезона и раскраску шлема. После побед в гонках открываются новые соревнования, трассы, машины и куча запчастей вымышленных брендов, которыми можно украсить любимое авто.
Автомобилей в игре всего восемь (Corus, Quadro AD, Pickup, Buggy, Revo GT, Scheforn, C-Racer 4x4), с учетом бонусного T8 Classic, который вы получите только по окончании карьеры. И все они взяты с потолка. Разработчики не стали заморачиваться покупкой лицензии, а просто слегка видоизменили известные мировые марки. Например, за Quadro AD скрывается древний Audi Quattro, а силуэт Corus'а весьма напоминает Opel Corsa. По мере продвижения по карьерной лестнице, как уже упоминалось, становятся доступны и новые усовершенствования для вашего "болида". Можно сменить тип резины, двигатель (даже поменять привод, к примеру, с переднего на задний), подвеску, тормоза, уже не говоря о раскраске и наклейках на корпусе. И не удивляйтесь потом, если в результате получится автомобиль, весьма далекий от тех разумных характеристик, которые могли бы получиться в реальности. Местный тюнинг, скорее всего, будет весьма одобрительно встречен новичками, ибо прост и понятен. Не нужно долго двигать ползунки, находя для себя идеальное значение, все ограничивается лишь заменой сразу целого агрегата.
Однако CRC рассчитан отнюдь не только на новичков. О чем наглядно свидетельствуют целых пять режимов сложности, от любителя до профессионала. Если на самом легком нам разрешается отказаться от использования сцепления (редкий гость для автосимов) и выбрать автоматическую коробку, даже ряд вспомогательной помощи, например, в подруливании (причем можно менять плавно, в процентах), то, сражаясь на "профи", уже не забалуешь. И физика самая честная, машина так и норовит сорваться в занос в каждом повороте, и соперники более проворные, хотя и обученные "ошибаться". Извольте давить сцепление и вручную втыкать скорости, опасаться каждого серьезного столкновения или падения, ибо чревато. Модель повреждений тут самая внушительная - отлетают колеса, вылетают стекла и двери, мнется кузов, а после встрясок то и дело начинает "чихать" двигатель. Смотреть же на проносящиеся за окном пейзажи разрешают только из кабины, все внешние камеры попросту заблокированы, а их здесь, надо сказать, немало. Понятное дело, что для такой лихой езды руль необходим как воздух - на клавиатуре, как бы хорошо вы не с ней не ладили, далеко не уедешь. Еще немного приключений на свою голову можно найти, если начать переключать скорости не на клавиатуре, а... мышкой. Новация, безусловно, оригинальная, но и весьма спорная. Чтобы переключить передачу необходимо мышкой возить по коврику, повторяя движения реального водителя. На экране в этот момент выскакивает силуэт коробки скоростей, помогая правильно сориентироваться.
И все же, несмотря на внятную физику, непростое управление и реалистичные повреждения, перед нами - отнюдь не профессиональный симулятор, а нечто среднее между ним и качественной аркадой. С последней игру роднят две опции, говорящие сами за себя - "починка" и "восстановление". Первая позволяет моментально починить покореженный автомобиль, а вторая восстановит его из любого кювета, правда, сделает это не сразу, а в течение нескольких секунд. Все-таки нужно чем-то расплачиваться за подобное "читерство".
Графика в CRC, пожалуй, одно из самых сильных мест (желающие могут в настройках поиграться с эффектами Noise или Motion Blur), хотя и к ней есть вопросы. Так, машины смоделированы очень качественно, вплоть до самых мелких деталей, которые можно рассмотреть, например, при отрыве колеса. Грамотно отображаются несколько видов из кабины, в которых видно, как пилот одной рукой крутит руль, а другой переключает скорости, успевая при этом еще и головой вертеть. Трассы производят уже не столь неизгладимое впечатление. Наряду с отдельно стоящими деревцами или постройками очень часто по бокам трассы натянута сплошная текстура леса, что портит все впечатление. Не ко двору пришлись и плоские зрители, смазывающие общую картину, и разного рода глюки. Например, когда колеса проваливаются сквозь асфальт или через машину растет трава. Особенно хорошо это заметно на повторах, которые, кстати, можно только похвалить. В отличие от большинства симуляторов здесь вовсе не обязательно дожидаться окончания гонки, чтобы посмотреть или записать повтор. Это можно сделать абсолютно в любой момент. При просмотре вы вольны переключать множество камер, перескакивать на любую машину, изменять скорость воспроизведения и просматривать свой заезд чуть ли не по кадрам.
Звук вряд ли стоит отнести к достоинствам сего проекта. Эффектов маловато, да и те, что есть, оставляют желать лучшего. Агрессивный рок в качестве фона довольно скоро приедается, композиции почти сливаются друг с другом, отличия в звучании моторов у разных машин практически не ощутимы. Как и езда по разному типу поверхности. После особо эффектного кульбита можно едва уловить скромные хлопки зрителей, которых поблизости может и не быть.
В итоге общая оценка игры все же будет положительной. Отдельные недостатки в виде большого количества повторяемых трасс, которые нужно многократно утюжить, чтобы открыть новые возможности, отсутствия лицензии на реальные машины, производителей и чемпионаты, не самый выдающийся звук с лихвой компенсируются качественной графикой с современными эффектами, наличием различных типов гонок, существенно отличающимися друг от друга уровнями сложности, приятной физикой.
В любом случае Ричарду Бернсу и Колину МакРею за свою вотчину волноваться не стоит, CRC2005 отнюдь не рассчитан на поборников реализма в раллийных симуляторах. Что не помешает всем остальным смиренным поклонникам автогонок по достоинству оценить игру, которая уже давно выбралась за рамки аркады, но в тоже время еще не позволяет причислить себя к "чистопородным" ралли.