Жизнь за рулем Пока игровая общественность с нетерпением ожидает выхода "Дальнобойщиков-3", заявленных на этот год, SCS Software под прикрытием ValuSoft тихой сапой успевает выпустить уже четвертую часть своего сериала 18 Wheels of Steel. Первая игра серии, Hard Hard Truck: 18 Wheels of Steel, как известно, задумывалась в качестве альтернативы еще Дальнобойщикам-2. В чем-то она была лучше, например, в плане графики, в чем-то уступала, однако ввиду тотального дефицита представителей жанра пользовалась устойчивым спросом. То же можно сказать и о двух последующих продолжениях, которые хотя и эволюционировали, но делали это крайне медленно. Наш сегодняшний гость - это даже не маленький шаг вперед, как можно было предположить, а прыжок назад, и чем вызван такой откат от ранее достигнутых позиций решительно непонятно. При том же уровне графики и эффектов, не добавив ничего принципиально нового, взять и зарезать под корень имеющуюся экономическую модель - это надо как следует постараться.
Хотя и раньше она была не шибко сложной, но мы хотя бы сами не только нанимали водителей, но и прокладывали по карте транспортные маршруты, а здесь нет даже этого. Всю работу по организации бизнеса вашей транспортной компании взвалила на свои хрупкие плечи девушка-менеджер, оставив нам лишь наем и увольнение водителей. Еще от нее можно добиться демонстрации текущей статистики и звонка в 911 - очень пригодится, если ваш грузовик сильно потрепан. В остальном, работа шофера-дальнобойщика не претерпела особых изменений, разве что отобранная в третьей части свобода действий вернулась. Мы все так же хватаем грузовой контейнер в одном месте и долго и нудно везем его через пол-Америки грузополучателю. Чем дальше расстояние, тем выше цена вопроса, за перегруз могут предложить и доплату. Однако такой риск может выйти боком, если обман обнаружится в пунктах взвешивания. Обязательными для посещения являются и таможенные пункты, если, конечно, вы не хотите проблем с законом. Копы на дорогах не дремлют и непременно оштрафуют, если изволите проехать на запрещающий сигнал светофора, не по своей полосе или станете таранить направо и налево другие автомобили. При этом они не станут целым стадом долго гнаться следом или загонять в угол - через несколько секунд после нарушения, если поблизости был полицейский экипаж, обычно игра замирает, и с вас списывают полагающийся штраф, только и всего. К слову, модель повреждений здесь отсутствует, ни одна машина не мнется и не царапается, даже переворачивается с большим трудом, а о каких-то проблемах с техническим состоянием собственного авто напоминает лишь соответствующий индикатор.
Помимо банальных транспортных миссий, где необходимо отвезти груз из одного места в другое, существуют и дополнительные, специальные миссии. Например, вы управляете пожарной машиной и должны за минуту доехать до места бедствия, или же вам вверяется пассажирский автобус (только без пассажиров), который обязан проследовать по указанному маршруту. Подобные задания немного скрашивают геймплей, который отличает крайняя степень занудства и скукота, возведенная в абсолют. Полчаса или даже битый час тащиться с крейсерской скоростью через всю страну по однообразному хайвею, с остановками лишь у заправок, сервисных станций или отелей, когда вокруг вообще ничего интересного не происходит - такое под силу далеко не каждому. Не способна вдохнуть жизнь в это царство вечного безмолвия ни покупка нового грузовика, когда деньги заведутся, ни замена деталей вроде мотора, покрышек, трансмиссии, тормозов и т.п. Здесь нужна сила воли и просто железная выдержка, иначе никак.
Особенно, если принять во внимание тот факт, что музыкой нас разработчики решили не баловать. Приятная мелодия звучит только в главном меню, а во время игры из динамиков доносится лишь треск мотора, да скомканные звуки столкновений. В плане графики все осталось по-прежнему, то есть вполне нормально для бюджетного проекта, который нам пытаются скормить уже который год подряд. Большие расстояния, десятки городов с известными всему миру достопримечательностями могут удивить один раз, но не больше. Кстати, на их улицах, как и прежде, вы не встретите ни одного живого человека. Видимо, на планете 18 Wheels of Steel они обитают исключительно в кабинах автомобилей, являясь их неотъемлемой частью. Несколько раз были замечены глюки с цветом грузовика - он вдруг из красного превратился в синий, через мгновение стал зеленым, а потом снова красным. Приятная мелочь обнаружилась при виде из кабины: капли на лобовом стекле во время дождя на скорости ползут вверх по стеклу, а на стоянке вниз. Пустячок, а приятно, пусть и выглядит так себе. Фантазия ни минутку выглянула из-за облаков, когда авторы сочиняли местный трафик. На дорогах легко встретить трейлеры с перевозимой строительной техникой, морскими катерами, частью космической ракеты и даже чучелом динозавра в натуральную величину. Впрочем, мелькнув, она тут же спряталась обратно, видимо, засмущавшись собственной прыти.
Создав четвертую игру в серии, авторы напирают на то, что, дескать, игровой мир стал больше, количество машин и трейлеров увеличилось (более 40 городов, более 30 машин и 80 прицепов; одновременно почему-то наблюдается полное игнорирование мультиплейера). Вот только забывают уважаемые, что далеко не всегда между количеством и качеством следует ставить знак равенства. А в данном случае так и вообще получился натуральный минус. Симулятор дальнобойщиков с элементами экономики превратился в бесславную и нудную аркаду, посвященную грузоперевозкам. Очень жаль. Остается надеяться, что пятая серия 18WoS выйдет все же после Дальнобойщиков 3, иначе у всех надолго может пропасть желание забраться в кабину и покрутить баранку 18-колесных автогигантов.