Точка или многоточие? Каждая история имеет свое начало и свой конец. История Myst началась в далеком 1993-м году, а закончится, судя по всему, в 2005. Конечно, у создателей легендарной серии квестов, давшей жизнь новому направлению puzzle/adventure и сильно ускорившее в свое время мультимедийную революцию, были далеко идущие планы, но судьба (читай - финансовые неурядицы, не последняя роль в которых отводится провалу онлайнового направления Uru: Ages Beyond Myst) распорядилась иначе. Cyan Worlds, вернувшись к штурвалу после пары приключений, которые были отданы сторонним разработчикам (Myst 3: Exile ваяла Presto Studios, а Myst 4: Revelation и вовсе Ubisoft Montreal), создала последний эпизод мистической саги и фактически прекратила свое существование. Каждая новая игра этой линейки всегда находилась на ступеньку выше предыдущей, всегда могла чем-то удивить и поразить даже самых преданных фанатов. Не стала исключением и пятая глава, в которой инновационные находки тесно переплетаются с классическим геймплеем и традиционным решением головоломок, позволяя вновь поразиться фантазии создателей и одновременно умиротворенно погрузиться в неспешно-медитативную атмосферу одного из самых почитаемых компьютерных квестов.
Одной из самых интересных особенностей Myst 5 является его система управления, вернее даже несколько ее вариантов. На выбор. Классическая, продвинутая и свободная. В первом случае вы бродите по локациям, как и в самом первом Myst, перемещаясь от точки к точке, находя зону перехода мышкой на границе экрана. Продвинутая "классика" позволяет вертеть головой по сторонам, стоя на одном месте, а free-mode - это уже самое настоящее свободное перемещение в полностью трехмерном мире на манер любого шутера от первого лица при помощи раскладки WSAD. Лучше всего прочувствовать атмосферу нового приключения можно именно в свободном режиме, однако и у него есть свои "недостатки". Если в аналоге, напоминающем классическое слайд-шоу, вас всегда приведут к нужному рисунку, рычагу или механизму, то при вольном перемещении их сперва еще придется отыскать. Опыт предыдущих экскурсий разработчиков в дивную страну 3D (вспомните RealMyst и Uru) не прошел даром, и Myst 5 получился однозначно лучшим трехмерным проектом от Cyan Worlds, впрочем, к этому мы еще вернемся. Сохранение в игре также реализовано не совсем обычно. Во-первых, вы можете вообще не сохраняться, и при новой загрузке сразу же окажетесь там же, где выходили. Во-вторых, в любой момент можно сделать снимок экрана (например, чтобы ничего не запоминать и не зарисовывать), который и будет являться вашим save'ом. Просто, наглядно, практично.
Сюжет пятой части, пожалуй, получился более живым и гармоничным благодаря общению с трехмерными персонажами, вокруг которых он и вертится. Главный герой, как ему и положено, нем как рыба, не говорит ни слова, а только внимает монологам необычных рассказчиков. После вступительного письма Атруса вы попадаете в замкнутый каменный склеп (знакомые с Uru: Past of the Shell могут испытать легкий приступ дежа вю) с запертыми дверями и закрытой на замок книжкой Myst. Возможно, она и способна привести вас к первому миру Myst, да только пока решительно не хочет открываться. Несколько страшноватого вида гуманоидных существ, показавшись лишь на мгновение, боязливо прячутся по темным углам и за колоннами. Выход все-таки в результате находится, и после недолгого блуждания по мрачным коридорам вы оказываетесь подле странного пьедестала в новом зале, вокруг которого колышется непонятный "мыльный пузырь". В этом месте появится первый ключевой персонаж Йиша (Yeesha), дочь самого Атруса, которая в красках опишет суть ваших новых изысканий. На пьедестале внутри пузыря находится большая плита, которую держат четыре замка. Так вот, вы должны открыть эти замки и достать плиту, только и всего. Еще Йиша попросит ни в коем случае не отдавать потом эту плиту ей. Предваряя возникший вопрос - да, альтернативных концовок здесь несколько, а выбрать их можно только в самом финале. Прохождение линейно, и никакие из действий не смогут повлиять на развитие истории. Вагончик повествования спокойно прокатится по выложенным авторам рельсам сценария, чтобы остановится у последней станции, сойти с которой можно в нескольких местах, примерно так.
Скоро вы столкнетесь со второй и куда как более полезной в плане прохождения фигурой - Эшером (Esher). Он будет постоянно появляться и исчезать, подкидывая новые подсказки и развлекать интересной болтовней, позволяющей понять суть происходящего. Для удобства все разговоры с Йишей и Эшером записываются в журналы, поэтому их в любой момент можно перечитать. Приоткрыть завесу тайны над истинными мотивами поступков дочери создателя книг-эпох способны ее дневники, которые в количестве 12 штук разбросаны по ближайшим коридорам, катакомбам и закоулкам. После знакомства с огромным лифтовым сооружением, оставшимся в наследство от расы D'ni, к которой принадлежит и Эшер, и получения доступа к четырем эпохам, вы вольны исследовать и решать их в произвольном порядке.
В каждом новом мире основным заданием является поиск и рисование на соответствующей плитке нескольких символов, чтобы в результате можно было открыть один из четырех замков у главной плиты. Здесь мы подходим к другому любопытному новшеству в серии - рисовании от руки и неоценимой помощи мистических существ в решении местных загадок. Эти странные создания, именуемые бахро (bahro), обладают поистине колоссальными способностями, которые с легкостью позволяют им распоряжаться по своему усмотрению погодой. Могут вызвать ослепительно яркую солнечную вспышку, сильный ураган или проливной дождь. Их умения необходимо использовать, что называется, в мирных целях (например, вы просите дать тепла, в результате по трубам пойдет пар, на воде над трубами расплодятся живые организмы, по которым можно будет пройти, как по мосту), а общаться с робкими пришельцами приходится путем понятного им языка символов. Для этого необходимо от руки нарисовать определенный рисунок на табличке и бросить ее на землю. А это, надо сказать, непросто, но увлекательно - будто возим палочкой по снегу или песку. Если художник из вас неважный, то никто к брошенной табличке не подойдет. Придется пробовать снова и снова, пока не получится. В таком случае бахро заберет табличку и сделает, что там приказано. Помимо шельмования с природными эффектами они способны перенести плиту на выбранный пьедестал. Перемещение этого тяжелого блока по просторам очередной эпохи также является своего рода испытанием. Просто под ее весом вы немного пригибаетесь к земле, не сможете залезть на уступ или банально подняться по лестнице. Так что и здесь молчаливые зверьки окажут неоценимую помощь.
Головоломки в Myst 5 являются своего рода наглядной демонстрацией достижений серии. Поклонники сериала найдут здесь параллели с загадками из Riven, Uru или Exile. Часть задачек решается довольно легко, буквально на лету, зато над другими приходится основательно поломать голову. Выясняя не только правильное расположение рычажков, последовательность нажатия кнопок, но предварительно принцип действия того или иного устройства. При этом не стоит забывать и о вопросах транспортировки плиты или попытки добиться различных эффектов от бахро, на которые также уходит много времени. Чтобы не задремать за подобными размышлениями создатели иногда дают встряску - некоторые задания необходимо решить за небольшой промежуток времени, вспоминая о способности бегать с ускорением. Впрочем, даже если не успеете, отчаиваться не стоит. В мире Myst 5 нет тупиковых ситуаций (например, нельзя упасть с обрыва), и всегда есть возможность повторить все заново. Ну, а если вы все-таки застряли, то, быть может, найдете ответы на интересующие вопросы в полном прохождении Myst 5, которое в скором времени появится в соответствующем разделе сайта.
Красивая картинка, что постоянно была визитной карточкой игр серии Myst 5, и нередко на полшага обгоняла конкурентов, не ударила в грязь лицом и теперь. Внешне последнее творение Cyan Worlds практически безупречно. В эти трехмерные миры хочется верить, по ним приятно бродить, трогать на ощупь, наслаждаясь их неповторимым обаянием, в котором нет-нет, да и скользнет нотка ностальгии по прошлому. Особенно остро это ощущается на островах со скалами, омываемых океанскими волнами, над которыми плавно проплывают облака и резво носятся стайки птиц. Ледяные пещеры и торосы мира-тюрьмы или астрономическая лаборатория D'ni, где царит вечная ночь, оставляют просто неизгладимое впечатление. Как уже упоминалось, пришлись ко двору и трехмерные компьютерные персонажи, которые хотя и не могут похвастаться фотореалистичным отображением физиономий, но берут идеально переданной лицевой анимацией, сочетающейся с речью, естественной пластикой движений, в такт с которыми развеваются полы одежды. Отменные декорации и приятный дизайн, четкие текстуры, изумительная работа с освещением и тенями или колышущейся водной гладью обеспечивают настоящее пиршество для глаз.
Музыкальное и звуковое сопровождение, продолжая традиции сериала, выполнено на вполне достойном уровне. Чувствуется трепетное отношение к разного рода эффектам работы механизмов, погодным проявлениям, трескотне насекомых, а вот музыка по большей части отдыхает, просыпаясь лишь по время общения с себе подобными. К сожалению, почему-то вообще никак не реализован звук шагов, будто бы мы не ходим, а парим над поверхностью. Необычно, знаете ли, идти по снегу, воде или песку и при этом не слышать вообще ничего, хотя бы отдаленно напоминающего человеческую поступь.
Поначалу некоторые особо мнительные личности немного опасались за судьбу брэнда. Как бы у создателей легенды рука в последний момент рука не дрогнула, и не получилось бы вместо красивого вензеля ляпнуть маркую кляксу, смазывающую все впечатление. Спешу всех успокоить, финальная часть эпохальной Игры позволяет поставить достойную точку в конце длинного и тернистого пути. Ведь здесь есть все, чем так славятся и за что так горячо любимы продукты с логотипом Myst на обложке.
Великолепное визуальное и звуковое оформление, аккуратно упакованные в симпатичный и шустрый трехмерный движок, интригующий сюжет, проливающий свет на многие белые пятна в серии и закрученный вокруг противостояния Эшера и Йиши, необычные для линейки "рисовательные" элементы и помощь загадочных существ и, разумеется, гвоздь программы - многочисленные хитроумные паззлы. Не рискну назвать Myst 5 лучшей игрой в серии, все-таки каждой из предыдущих игр было чем гордиться, но, по крайней мере, одной из лучших можно величать с полным основанием. Именно на такой ноте и следует заканчивать Великие Истории. Если, конечно, кто-то действительно хотел на этом все закончить...
1745 Прочтений • [Myst V: End of Ages ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]