Закат Римской империи Разработчики из Creative Assembly не изменяют своим традициям, выпуская по одному дополнению для каждой части серии Total War. В названии add-on’а непременно оказывается слово «Invasion», намекающее на то, что государство, которое так кропотливо строилось в основной игре, или его преемники теперь подвергнутся испытанию на прочность, а правителю придется дать достойный отпор превосходящим силам захватчиков.
Новая кампания начинается несколько позже того момента, когда заканчивалась предыдущая. На данный шаг разработчики пошли намеренно, чтобы игроку не пришлось выполнять роль пожарного, гасящего один за другим вспыхивающие в тот период восстания и мятежи. В истории стартовый 363-й год особенным не был, разве что в его конце новый император Валентиниан I Флавий взял под контроль западную часть державы, объявив соправителем своего брата. Между тем, в период его царствования Рим восстановил господство над Британией и успешными военными действиями против германцев укрепил границы по Рейну. Отчаянная борьба за власть между наследниками и их родственниками продолжалась и, в конце концов, Римская империя в 395 году разделилась на две самостоятельные части: Западную и Восточную.
Внутренние конфликты позволили соседям окрепнуть и нанести сокрушительный удар по владениям римлян, от которого они уже не смогли оправиться. В 468 году более тысячи римских галер, составлявших основу флота, были ошеломлены стремительной атакой вандальских брандеров близ района современного Алжира, а затем половина римских кораблей отправилась на дно, хотя судов у неприятеля было намного меньше. Большинство историков признают V век закатом Римской империи, т.к. в 476 году (конечная дата игры) Одоакр, вождь остготов, свергнул и сослал последнего римского императора Ромула Августула, а на территории Апеннинского полуострова возникло королевство варваров. Впрочем, данный реальный сценарий может радикально отличаться от того, что произойдет в игре после вашего вмешательства.
В списке исторических битв появилось всего-навсего 2 новых сражения, что явно недостаточно. Бой при Шалоне в 451 году заслуженно прозвали «битвой народов». Вождь гуннов Атилла, доселе не знавший крупных поражений, в роли которого и предстоит выступить, с огромным войском встретился на Каталаунских полях с опытным римским полководцем Аэцием – последним оплотом Римской империи, заручившимся поддержкой Теодориха – короля вестготов. По одной из версий, именно приказ Аэция в пылу сражения предательски убить Теодориха, сделав это так, чтобы его поданные поверили, что в этом виноваты гунны, поднял боевой дух коалиционных сил, позволив им разгромить армию Атиллы, который вскоре пал жертвой заговора.
По другому сценарию воссоздается бой на Бадонских холмах, с точной датой которого историки до сих пор не определились. Некоторые сходятся во мнении, что это было в 519 году, когда саксы и союзные им племена доминировали на Альбионе, жестоко притесняя местные народы и разграбляя землю. В реальности победил король бриттов Артур, а игрокам будет необходимо повторить его подвиг, в темноте форсировав реку, взяв штурмом противоположный берег, занятый противником, и спасти из безнадежного окружения верного друга.
Кампания предлагает на выбор любую из 10 новых фракций (алеманны, сассаниды, вандалы, саксонцы, самаритяне, готы, гунны, франки, восточные и западные римляне), которые открыты уже изначально и не требуют того, чтобы им предварительно нанесли поражение в игре. Разумеется, есть и неигровые фракции, с юнитами которых можно познакомиться в режиме настраиваемых боев, где тоже возникло несколько новых локаций. География старой карты практически не изменилась, если не считать перекроенных политических границ.
Сложность будущей игры будет напрямую зависеть от выбора подчиненных, обладающих своими начальными владениями, сильными и слабыми сторонами. Так, проще всего взять под контроль гуннов, численность стартового войска которых намного превосходит тысячу солдат, позволяя им завоевать все, что угодно, создав новый дом. Труднее всего окажется значительно ослабшим римлянам, у которых число соседей почти равно числу заклятых врагов.
Варварские племена сделали еще один шаг по пути к цивилизованному обществу, а баланс сил был смещен в их пользу, поэтому теперь имеется больше способов противостоять былому могуществу римлян. Это выразилось в расширении ассортимента построек и появлении новых юнитов. Стоит отметить, что все народы кочевников весьма похожи друг на друга, различаясь разве что геральдикой, дизайном подразделений (иногда еще и зданий) и уникальными для каждого отрядами.
Принципиально новой возможностью является то, что наличие родной земли для них теперь не обязательно, поэтому если вы отхватите у варваров все города, то уцелевшие жители соберутся в одну большую орду и отправятся на поиски нового жилища, после захвата которого часть войска снова превратится в мирных горожан. Неоднократно подумайте, прежде чем распускать армию на поселение, потому что соседи в этом плане могут быть более агрессивны и консервативны и не упустят случая проехаться по вашим владениям, сея повсеместные разрушения.
Новый исторический период уменьшил число юнитов у римлян и обновил оставшиеся, ведь раньше до появления элитных подразделений приходилось прибегать к услугам их многочисленных прообразов, а теперь возможности всех уравнены, как и примерное число разнообразных отрядов у каждой нации. Все постройки остались прежними, за одним исключением, связанным с верованиями. Начальный уровень развития поселений уже не отличается равномерностью, а на карте оформившегося государства предстают как обладателями крупных городов, так и мелких деревушек.
О размеренном темпе игры-оригинала можете забыть. В связи с резко возросшей сложностью после каждого перехода хода вы будете искренне надеяться, что в результате новых интервенций вы не потеряете более трети своих владений. Крайне трудно будет новичкам, которым лучше начать освоение игры со старой кампании.
Религия начинала приобретать все больший вес, и это нашло свое отражение в игре. Здесь обнаруживаются христианство, язычество и другие исповедания. Так, по воле лидера варвары могут отказаться от идолопоклонничества и признать существование другого Бога. Хотя при этом племя, скорее всего, растеряет некоторые свои интересные бонусы, зато откроет себе путь к новым, более прогрессивным зданиям и подразделениям. Захватив землю, нужно убедиться, что ее не населяют противники вашей веры, иначе жителей будет сложнее удержать в порядке, или же займитесь конверсией подопечных на манер Medieval: Total War. Сами римляне теперь могут возводить монастыри, церкви и соборы, служащие не только для этой цели, но и способствующие повышению лояльности.
Праздновать исчезновение Сената с его надоедливыми поручениями рано, поскольку разработчики компенсировали это другими сложностями. Так, теперь, чем шире разворачиваются ваши территории, тем больше шансов на возникновение мятежа, когда часть ваших земель захотят отделиться, прихватив с собой несколько армий и полководцев. Хотя многим правителям приходилось бросать вызов бывшим подчиненным, но подобные трудности порадуют далеко не всех, потому как борьба с революционерами обещает быть долгой и разорительной. С другой стороны, всегда приятно узнать из сообщения, когда такая напасть постигнет соседа, и воспользоваться этим.
В плане тактики изменений немного, хотя AI стал более компетентным на всех фронтах. Несколько новых положительных и негативных черт добавилось для генералов, которые теперь могут привлекать не представленных ранее сторонников, а юниты получили дополнительные построения. Копейщики могут собраться «ежом», а пехота варваров - в круг, прикрывшись щитами, от стремительной атаки наступающих. Мост уже не обязателен для переправы через реку для некоторых солдат и конницы, хотя отряды, переходящие воду вброд, быстрее устают и на время становятся уязвимее, зато осуществить окружение будет проще. Потенциал уникальных юнитов велик, если их правильно применять. Священники благословляют христианских воинов, шаманы угощают паству кровавым зельем, а кельтские друиды и сами по себе в бою хороши.
Изюминкой дополнения стали ночные битвы. Генералы, не обладающие соответствующей способностью, будут слабее своих более опытных соперников и даже не смогут вступить в схватку в качестве подкрепления союзнику в сражение, протекающее в кромешной тьме. Все это позволяет разделять силы противника и побеждать. Жалко, что ночь не влияет на радиус обстрела и видимость, хотя игроку придется напряженно всматриваться в окрестности в поисках толпы с факелами, способной нанести неожиданный удар. Новинка с темнотой эксклюзивна и никогда не встретится в оригинальной игре.
Есть у дополнения и очень весомый недостаток. Патч до версии 1.2 устранял все самые раздражающие технические проблемы, включая ту, когда лучники убивали стоящую в непосредственной близости дружественную пехоту. Список исправлений занимал несколько страниц, и хотя там были и негативные для приятного геймплея изменения, все же с ним было гораздо лучше, правда, работать с официально локализованными в России копиями игры пакеты обновлений отказывались. Установка Barbarian Invasion пропатчит игру до версии 1.3, благодаря чему часть прошлых недостатков снова вернется и, более того, возникнут несколько десятков новых, еще не изжитых разработчиками, которые пока занимаются лишь сбором информации по этому поводу.
После инсталляции возникнут два исполняемых файла, ответственные за запуск основной игры и дополнения соответственно. Плохая новость заключается в том, что старые сохранения окажутся бесполезными, а на потерю трудовых достижений согласится далеко не каждый. Создалось впечатление, что после смены издателя авторы захотели отделить прошлое от настоящего, намеренно не поддерживая предыдущую версию, да и грамотной интеграцией сделанное назвать никак нельзя. Более того, для возврата возможности загрузить уже начатую в прошлом основную кампанию придется сначала удалить дополнение и саму игру следом, а затем установить ее заново вместе с желаемым патчем. Обидно, что о таком значительном факте разработчики целенаправленно умолчали. Кстати, патч до версии 1.3 скоро появится в свободном распространении, но его радикальные изменения вряд ли понравятся многим, если, конечно, создатели не исправят плачевную ситуацию с сохранениями.
Интерфейс, звук и музыка остались прежними. Это же касается и графики, если не считать ночных баталий с неплохими спецэффектами, когда тучи горящих стрел и снарядов на мгновения озаряют землю. Движок почему-то стал прожорливее, а нагрузка приложения на оперативную память ощутимо возросла. Комплект нового арта для экранов загрузок дополняется штрихами нового дизайна по части управления и гербами наций. Разве что сами факелы вблизи смотрятся не слишком хорошо и похожи на примитивные огоньки, иногда гаснущие невпопад.
Полный набор новых фракций, включая неигровые, влился в режимы мультиплеера, где теперь можно сохранять и загружать нужные настройки и отобранный на выделенный бюджет список желаемых подразделений, чтобы ускорить процесс встречи с живыми соперниками.
Данное дополнение напоминает профессионально сделанный мод, которых для игры уже вышло немало, обладая не только несколькими добавленными возможностями, но и недостатками. Новичкам оно не подойдет из-за высокой сложности, тем, у кого кампании еще не закончены, - из-за желания их сохранить и продолжить. Зато остальные, уже досконально изучившие Rome: Total War, перепробовавшие управление разными фракциями и многие модификации, смогут подарить себе еще много часов напряженной игры, разбираясь с новой кампанией и ее особенностями.
946 Прочтений • [Rome: Total War - Barbarian Invasion ( Unicorn )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]