Схватка над океаном Выход игры Heroes of the Pacific откладывался несколько раз - и вот, наконец, состоялся. Любопытно, что к сему знаменательному событию приложили руку аж 4 компании - помимо собственно создателей в лице австралийской IR Gurus, это Red Mile Entertainment, а также почтенные Ubi Soft и Codemasters.
Как и ожидалось, Heroes of the Pacific - это аркадная леталка, по стилю чрезвычайно напоминающая Secret Weapon Over Normandy от Lucas Arts. Такая же единственная линейная кампания, позволяющая играть только за союзников (на сей раз, правда, миссий больше - 26, но сами они, как правило, покороче), та же идеология с премированием за успешное прохождение миссий новыми доступными самолетами и очками, которые можно потратить на апгрейд имеющихся (очков дается тем больше, чем выше уровень сложности, каковых всего 4), такая же структура самих миссий, которые представляют собой последовательность из нескольких фаз, разделенных checkpoint'ами, на которых происходит автоматическая запись в память, но, увы, не на диск (и восстановиться тоже можно лишь из последнего checkpoint'а - но, правда, разработчики Heroes of the Pacific поступили гораздо приличнее своих лукасовских коллег: даже если вы прошли checkpoint на последнем издыхании, при восстановлении из него ваше "здоровье" восстановят до половины от полного; с другой стороны, нет возможности по ходу миссии восстановить "здоровье", сев на свой аэродром), даже в графике и интерфейсе просматривается явное сходство.
Да и в сюжете тоже: хотя, как и следует из названия, он посвящен исключительно Тихоокеанскому театру военных действий (в то время как в лукасовской игре, вопреки названию, герой успевал повоевать практически на всех фронтах Второй мировой), но и здесь через сюжет красной нитью проходит линия противостояния главного героя (здесь его зовут William Crowe) пилотам элитной вражеской эскадрильи с финальным боем с ее командиром, пилотирующим нетривиальный самолет.
Хотя общий ход событий в игре соответствует исторической правде (между фазами кампании даже показывают кадры военной кинохроники), сами миссии далеки от исторической достоверности; например, в игре в битве при Мидвэе торпедоносцы TBF Avenger (один из которых по умолчанию предлагают пилотировать вам) успешно выполняют задание и топят японский авианосец, в то время как в реальности участвовавшая в сражении шестерка Avenger'ов потерпела столь же сокрушительное поражение, как и 41 TBD Devastator: перехваченные на подходе истребителями противника, 5 из 6 самолетов были сбиты, и лишь Avenger энсина Эрнеста, получивший тяжелые повреждения (при этом пилот и радист были ранены, стрелок убит) чудом смог дотянуть до своих. Зато рад сообщить, что политкорректный идиотизм посрамлен, и камикадзе в игре наличествуют (и атомную бомбардировку в кинохронике после последней миссии тоже показывают).
Все миссии, пройденные в режиме кампании, становятся доступны в режиме отдельных миссий; есть еще отдельный набор исторических миссий, которые не входят в кампанию, но, как и новые самолеты (хотя и гораздо реже, чем они), открываются по мере ее прохождения. Я насчитал таковых 5, не знаю, может, какие-то еще остались неоткрытыми. Среди исторических миссий есть и проходящиеся на стороне японцев. Кроме того, имеется пятерка обучающих миссий, а также режим Instant action (увы, убогий: можно задать лишь собственный самолет, место действия, уровень врагов и ограничения по времени и числу сбитых, но нельзя задавать типы и количество врагов: вместо этого один и тот же набор из десятка вражеских истребителей циклически генерируется снова и снова). Разумеется, во всех режимах вам доступны лишь те самолеты, которые вы открыли по мере прохождения кампании (хотя не обязательно все они - условия миссии могут накладывать ограничения как на класс машин (коих 4: истребители, пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и бомбардировщики, причем к последним отнесены и крупные гидропланы), так и на конкретные модели, ну и выбрать вражескую машину часто тоже нельзя, если цель миссии не требует обратного).
Опять же, как и Secret Weapon Over Normandy, Heroes of the Pacific, безусловно не дотягивая до симулятора (каковая цель и не ставилась), все же пореалистичнее чистой аркады. Пожалуй, в данном случае реализма даже побольше, чем в лукасовской игре. Хотя спецификации самолетов тоже приводятся по-аркадному - числом звездочек, обозначающих 4 параметра: скорость, маневренность, броню и вооружение - апгрейд реализован более грамотно: это не просто добавление новой звездочки к тому или иному параметру по вашему желанию, а переход к более поздней модификации данной модели самолета. Все эти модификации существовали в реальности (некоторые, правда, так и не успели поучаствовать в боевых действиях, а кое-какие и вовсе остались на стадии проекта), число их, опять же в соответствии с исторической правдой, для разных моделей различно, и более поздние не обязательно во всем лучше более ранних - по некоторым параметрам возможно и ухудшение (поэтому апгрейд, открывая вам новые модификации, не лишает вас доступа к старым).
Довольно неплохо смоделировано и вооружение, как стрелковое, так и ракетно-бомбовое; учитывается не только калибр пушек, количество и тип бомб, ракет и торпед, но и индивидуальные особенности. Так, печально знаменитая торпеда Mk.XIII имеет весьма жесткие ограничения по предельным высоте и скорости сброса, а эффективность бомб зависит не только от их массы, но и от угла и скорости, при которых бомба попадает в цель. Правда, хотя формально боезапас "вторичного" оружия ограничен реальными цифрами, на самом деле он бесконечен - через некоторое время после сброса он сам собой восстанавливается; боезапас "первичного" оружия (пулеметов и пушек) не ограничен, но при непрерывной стрельбе оно перегревается, и приходится делать паузу. На некоторых больших самолетах имеется еще крупнокалиберная пушка с очень низкой скорострельностью, которая может быть либо "первичной", либо "вторичной". Поражающий эффект разных типов оружия сильно разнится - нечего и думать пытаться потопить крупный корабль из пушек (да даже и ракетами делать это замучаешься).
В то же время живучесть конкретного самолета зависит не только от его модели, но и от того, кто в нем сидит. Понятно, что у вас имеется очень неслабый бонус по части убиваемости, то есть ваш самолет выдерживает куда больше попаданий, чем аналогичные машины противника - в игре, где в качестве вторичных целей фигурирует "лично сбейте 50 (или даже 100) вражеских самолетов", иначе и быть не может. Но подобный бонус имеют и вражеские асы из той самой 13 японской эскадрильи. Удар о землю под небольшим углом приводит не к гибели, а к рикошету (хотя и не безвредному), аналогично не смертельны и столкновения в воздухе (а вот удар о воду - почему-то верная смерть). Все это, конечно, уже чистая аркадность, как и сама "модель повреждений", сводящаяся к постепенному убыванию "здоровья" с чисто визуальными эффектами вроде дыма и огня.
Модель полета, хотя и достаточно далека от реальности, все же более правдоподобна. (Точнее говоря, их 2 - аркадная и "профессиональная", я, естественно, играл на профессиональной). Ощутима разница в скорости и маневренности между различными машинами (правда, не всегда она адекватна - так, в реальности Corsair способен был переманеврировать "Zero"), заметна потеря подъемной силы с ростом крена, можно крутить основные пилотажные фигуры (перегрузки ни на что не влияют, но иногда сопровождаются репликами типа "эй, полегче!"), есть даже срыв и сваливание, хотя оно и не реалистично: самолет просто падает плашмя вниз, хотя реально такое поведение характерно для тяжелых машин с высокой нагрузкой на крыло и скоростной аэродинамикой, винтомоторные же истребители Второй мировой в таких случаях просто опускали нос; штопор в игре вообще невозможен. Убрать тягу до нуля нельзя, но поведение разных самолетов в игре на минимальной тяге различно: одни в таком состоянии способны даже на пилотаж, у других происходит срыв потока и в горизонтальном полете. Почти у всех самолетов (в реальности это было не так) есть режим WEP (War emergency power), почему-то визуально изображаемый чуть ли не как полет через искривленное пространство, хотя никакой фантастики в нем нет - это просто форсирование двигателя за счет дополнительного впрыска воды или метанола. Мотор, естественно, от этого вскоре перегревается, но испортить его в игре нельзя - форсаж просто отключается.
Посадок по существу нет, вы не можете вручную выпустить или убрать шасси, а должны пролететь через пару пунктирных колец, обозначающих глиссаду, после чего вам покажут мультик вашего приземления (или приводнения; реально сесть на воду тоже нельзя, даже на гидроплане). Взлет есть, но чисто аркадный (правда, если вовремя не оторваться от полосы, самолет разобьется - причем почему-то это касается и гидроплана). Взлет и посадка на авианосец доступны для любой машины, что, конечно, тоже чепуха.
Зато в воздухе машину покачивает ветром, а, когда рядом рвутся зенитные снаряды, и вовсе швыряет из стороны в сторону (и даже слишком сильно, что создает немалые проблемы в ряде миссий, включая последнюю). Управление по рысканью нереалистично, самолет уж слишком хорошо слушается руля направления. Но в целом - хотя в настройках по умолчанию и предлагают мышь, эта игра достойна того, чтобы проходить ее с джойстиком. Впечатление "симуляторности" усиливается за счет наличия вида из кокпита, что выгодно отличает игру от той же Secret Weapon; правда, кокпиты не реалистичные, и у каждой из сторон имеется лишь 2 их варианта - для легких машин и для бомбардировщиков.
Самих самолетов, потенциально доступных игроку, в игре 36, не считая модификаций (если считая, то 89); из них 19 американских и 17 японских. Точнее говоря, они так называются в игре, хотя некоторые из них созданы не самими этими странами, а их союзниками. Честным прохождением кампании мне удалось открыть 26 самолетов - вероятно, из-за того, что я выполнил не все secondary цели, а может, и из-за низкого уровня сложности. Чтобы получить доступ к остальным, пришлось повозиться - как выяснилось, в файле HOTPSAVE.DAT доступные самолеты перечисляются просто текстовым списком, но не полными именами, а сокращениями, которые пришлось еще искать в недрах ехе'шника.
У США и их союзников это в основном уже хорошо знакомые виртуальным пилотам машины - истребители P-40 Warhawk, F4F Wildcat, F4U Corsair, F6F Hellcat, P-38 Lightning, P-51 Mustang, P-47 Thunderbolt, F8F Bearcat (последняя из груммановских "кошек" Второй мировой, не успевшая поучаствовать в боевых действиях; у этой машины была интересная особенность - при превышении предельно допустимой перегрузки автоматически отстреливались законцовки крыла, что уменьшало нагрузку и, несмотря на уменьшение размаха на 2 метра, все еще позволяло успешно посадить машину - однако в аркадной леталке это, конечно, не смоделировали), Northrop P-61 Black Widow (трехместный ночной истребитель, первый в США из оснащенных радаром; по конструктивной схеме похож на P-38 Lightning, но более мощный и тяжелый - собственно, это был самый крупный и тяжелый американский истребитель Второй мировой), Lockheed P-80 Shooting Star (второй, после неудачного экспериментального Bell XP-59A, американский реактивный самолет, прошедший войсковые испытания в 1944, но также оставшийся чисто экспериментальным), советский Як-3(!), британские Seafire и Tempest; пикировщик SBD Dauntless; торпедоносцы TBD Devastator и TBF(TBM) Avenger; бомбардировщики B25 Mitchell и B26 Marauder и двухмоторный гидроплан Consolidated PBY-5 Catalina (обычно использовался как разведчик, хотя мог нести и до 4000 фунтов бомб; в игре он может нести и 4 торпеды, но это, вероятно, чистый вымысел).
Японскую сторону представляют истребители A6M Zero, его поплавковая версия A6M2-N (в американском обозначении - "Rufe"), Mitsubishi F1M (по-американски - "Pete", одномоторный гидросамолет-биплан, запускавшийся с катапульт линкоров и крейсеров; создавался он в 1936 не как истребитель, а как разведчик и корректировщик огня, и вооружение - пулеметное и бомбовое - имел слабенькое, но во время войны использовался и как истребитель, и как самолет поддержки, и как пикировщик, и как охотник за подлодками), Mitsubishi J2M Raiden ("гром"; на этом самолете, вопреки традиции японских истребителей, упор был сделан на скорость и скороподъемность, а не на маневренность), Kawasaki Ki-61 Hien ("ласточка", американское название - "Tony", походивший больше на германскую, чем на японскую машину), Nakajima Ki-84 Hayate ("шторм", по-американски - "Frank", превосходивший и по маневренности, и по скороподъемности любой самолет союзников и не уступавший им по ряду других параметров, но появившийся слишком поздно для Японии), Kawasaki Ki-102 (по-американски "Randy", двухмоторный ночной истребитель-штурмовик), и, наконец, экзотичный Kyushu J7W Shinden ("величественная молния", истребитель-перехватчик с толкающим 6-лопастным винтом (планировался и вариант с турбореактивным двигателем) и вертикальными стабилизаторами на крыльях, первый в мире поднявшийся в воздух самолет, построенный по схеме "утка"; 4 30-мм пушки делали его самым тяжеловооруженным одномоторным истребителем в мире - однако дойти до боевого применения он не успел: первый испытательный полет состоялся лишь 3.08.1945). Имеются в игре и 3 германских истребителя: FW 190, Me 262 и еще одна экзотика - Blohm und Voss P.215.02 (этот двухмоторный реактивный самолет-бесхвостка с необычно "изломанным" крылом мог нести до 6 30-мм носовых пушек, либо 2 55-мм, плюс пару дистанционно управляемых 20-мм пушек в задней турели, а при меньшем пушечном вооружении - до 1000 кг бомб или 56 ракет R4M и должен был развивать скорость до 870 км/ч, но, как ясно уже из литеры "P", так и остался в стадии проекта, не успев дойти даже до летающего прототипа). Японские пикировщики представлены Aichi D3A (по-американски "Val") и Yokosuka D4Y Suisei ("комета", по-американски - "Judy"), торпедоносцы - Nakajima B5N (по-американски "Kate") и Nakajima В6N Tenzan (по-американски "Jill"), бомбардировщики - Mitsubishi G4M ("Betty") и четырехмоторным гидросамолетом Kawanishi H8K "Emily".
Увы, несмотря на наличие в игре бомбардировщиков и вообще многоместных самолетов, вам доступна только роль пилота. Пострелять из турели нельзя (впрочем, AI неплохо делает это сам), бомбовых прицелов для бомбежки с горизонтального полета тоже нет (есть, правда, вид камеры, призванный их заменить, но он, во-первых, убог, и в нем полностью меняется управление самолетом, что очень неудобно при переключении между видами, а во-вторых, почему-то наличествует лишь на маленьких самолетах, несущих бомбы, а не на больших бомбардировщиках, где, что называется, сам бог велел).
Есть взаимодействие со своими - простенькое, на 4 команды, и эффективность их исполнения, особенно по части защиты, меня не порадовала. Как обычно, основную работу приходится делать самому. К тому же не во всех миссиях у вас и наличествуют подчиненные. И если где-то это еще оправдано, то отсутствие союзных истребителей в последней миссии откровенно бесит. Можно понять желание разработчиков сделать финальную миссию самой сложной (хотя, если вдуматься, и этот распространенный принцип ниоткуда не следует, особенно при игре за побеждающую армию), но не вопреки же всякой логике и здравому смыслу! К моменту боев за Иво Дзиму американцы имели уже очень солидное превосходство в воздухе - так какого черта на сложную миссию против кишащего на земле и в воздухе противника посылается единственный самолет?! В целом кампания, хотя и напрягает в нескольких местах, вполне проходима на низших уровнях сложности, а вот для каких мазохистов предназначены высшие, мне не совсем понятно.
Графика в основном вполне симпатичная, хотя аркадность накладывает свой негативный отпечаток: как нет нормальной модели повреждений физически, так нет ее и визуально. Самолеты шикарно взрываются, разлетаясь на куски, но до того, как это произошло, никаких дырок в корпусе или отстреленных кусков вы не увидите. Неприятно, что зоны боевых действий слишком маленькие - вы регулярно натыкаетесь на их границы, и вас принудительно заворачивают, что в бою весьма некстати (кстати, граница есть и сверху - вам не дадут подняться выше 1500 м). Облака вполне реалистичные, а вот вода, хоть и динамическая, посредственна. Рельеф приемлемый, но сквозь деревья можно летать. Сооружения и техника смотрятся хорошо, есть даже пехотинцы, но они куда более примитивны, представляя собой плоские фигурки. А вот что совсем плохо, так это скудость имеющихся видов камеры. Нет возможности не только посмотреть на врага (кроме как подлетев к нему вплотную), но даже крутить и масштабировать виды собственного самолета (как изнутри, так и снаружи)! Единственный шанс увидеть свой самолет не с хвоста и не с носа - это вид в направлении выбранного противника (к которому, соответственно, надо развернуться боком). С графикой связан и единственный (зато крупный) обнаруженный мной глюк - возможность посмотреть replay своего прохождения работает далеко не всегда, часто от всей миссии остаются лишь несколько секунд, да и от самолета могут визуально остаться лишь пропеллер и бомбы.
В общем, игра неплохая и по геймплею, и визуально, но до совершенства не доведена по обоим параметрам. Хотя это можно было сделать даже без особых модификаций движка.
1647 Прочтений • [Heroes of the Pacific ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]