Глубоко в лесах Альбиона, в одной маленькой, тихой деревушке Оаквейл, где со временем ничего не менялось, а о серьезных потрясениях не помнили даже старожилы, жил-был мальчик. Как и любой пострел его возраста, он постоянно грезил о великих приключениях: то ему казалось, что он благородный рыцарь в сияющих доспехах, сеющий вокруг себя добро и справедливость, то - могучий волшебник, испепеляющий огнем и молниями орды чудовищ, а иногда представлял себя и в образе беспощадного, темного воина, которому любые законы не указ. Так начинается новая компьютерная сказка Fable: The Lost Chapters от известного игрового дизайнера Питера Молину. Впрочем, новой ее можно назвать только с большой натяжкой, ибо в первую очередь - это хит времен запуска Xbox (кстати, не стоит путать с одноименным PC-приключением от 1997 года), а уже во вторую - припозднившаяся новинка для владельцев PC, адаптированная под управление мышкой с клавиатурой, новыми локациями, квестами, монстрами и оружием.
Пока все персональщики покорно ждали своей очереди, консольная общественность давно разделилась на два лагеря. Одни радостно смаковали удивительную игру, обладавшую помимо отменной графики и звука добротным геймплеем и массой забавных и интересных "фишек", редко встречающихся в жанре, да еще в таком количестве; другие же, как водится, сетовали на несбывшиеся надежды. И в самом деле, обещалось многое и разное, а в итоге до финальной версии дошло не все, и не совсем в том виде, как ожидалось. Поэтому в самом большом выигрыше оказались именно те, кто не мечтал о кренделях небесных, а открывал для себя Fable, что называется, с чистого листа. Попробуем и мы.
Путь не мальчика, но мужа.
На первый взгляд новое-старое детище Молину напоминает недавнюю Sudeki - эффектная пасторальная графика, гротескно-сказочный внешний вид персонажей, "игрушечный" дизайн городков, дремучих лесков и аккуратных замков, соединенных между собой воротами на границах карт. Ощущения настолько схожие, что даже удивительно. Однако в Fable вместо четверки героев с уникальными умениями мы имеем одного единственного искателя приключений, не способного не только лазать по стенам, летать или тягать огромные каменные блоки, но даже прыгать. Тем не менее, он может приглашать к себе в команду наемников, встречающихся на протяжении всего приключения, и даже приказывать им "стоять на месте" или "следовать за собой". Вот и все взаимодействие. Ролевая система того же уровня проработки. Впрочем, вряд ли от этого игрушка так уж сильно потеряла, благо предлагает массу вариантов для убийства лишнего времени.
А они приходятся как раз ко двору, особенно учитывая скоротечность прохождения основной сюжетной линии, что планомерно выруливает к своим четырем концовкам максимум за два дня. За это время маленький мальчик, оплакавший после атаки бандитов на свой городок родного отца и потерявший след похищенных матери и сестры, успевает вступить в Гильдию Героев, подрасти и возмужать, совершая массу добрых (или не очень) деяний, найти и поколотить главного злодея, состариться, прикупить себе недвижимость, при желании жениться и даже обзавестись многочисленным потомством! И это только капля в море. Помимо реального изменения внешности (на теле главного героя появляются отчетливо различимые шрамы и царапины, можно обзавестись бородой, сменить прическу или разукрасить телеса татуировками), облик также меняется в зависимости от того пути, который вы решаете выбрать.
Между ангелом и бесом.
Если за плечами оказывается внушительный багаж добрых дел, например, традиционное спасение жителей очередного поселения от ужасных лесных оборотней, то и вид вашего персонажа будет все светлее, а над головой появится сияющий нимб. Если же клинок вынимался по делу и без, неоднократно затевалась драка со стражниками и торговцами, а выданные задания выполнялись максимально жестоким способом, то вы будете привлекать насекомых, а на лбу вырастут рога. Не РОГА, конечно, но рожки. Аккуратные такие, демонические. Все это, естественно, сказывается и на отношении жителей, однако деления на светлого и темного в Fable проработано, скажем, совсем не так, как в Star Wars: Knights of the Old Republic. Особенно за темную сторону. Хотя некоторые квесты решаются разными способами (хороший пример из самого начала: можно взять деньги у неверного мужа и не сказать о его "шалостях" жене, а можно и сказать - каждый такой поступок добавляет плюсиков к "свету" или "тьме"), но большого раздолья для любителей дурить людей и безнаказанно сносить с плеч чужие головы не ждите. Например, во всех диалогах тут предусмотрено всего два варианта ответа, прикрученные к кнопкам мышки - "да" и "нет". Ни тебе полутонов, ни хотя бы парочки альтернативных позиций. Слишком уж просто. Физически нельзя убить некоторых персонажей (они делают замечание, и бой тут же прекращается), а во время атаки на мирных жителей в городе вам никогда не удастся уничтожить абсолютно всех. Постоянно будут прибегать все новые и новые стражники с квадратной челюстью, от которых можно либо откупиться (а стоит это дорого, счет идет на многие тысячи), либо, утомившись махать мечом или швыряться файерболами, убежать на другую локацию. Третьего не дано. В общем, быть правильным и добропорядочным здесь приветствуется, а вот нехорошим и гадким, хотя и возможно, но - без соответствующего размаха и с постоянными одергиваниями - довольно скучно.
Терпение и труд все перетрут.
Ролевую систему можно считать таковой только от большой любви к искусству. Первым делом Fable - это, конечно же, Action, и только где-то на задворках, мимоходом примостилась RPG. Зато авторы, никогда, кстати, и не скрывавшие, что делали "RPG для новичков", решили соригинальничать, поэтому и получение квестов, и набор опыта, и даже повышение умений тут выглядят несколько необычно. Выдают все квесты, как главные, так и второстепенные, только и исключительно в специальной комнате в Гильдии Героев. Тыкаем там на карту Альбиона и выбираем из предложенного списка понравившееся задание, и никак иначе. Закончили текущее - извольте отправляться в Гильдию за следующим. Хорошо еще по всей округе разбросаны телепорты, поэтому перемещение по карте особых проблем не вызывает. Перед отправкой на задание можно еще заявить на спецплощадке перед Гильдией о выполнении специальных условий: например, пообещать выполнить этот квест безоружным или даже голым, что не пострадает ни один мирный житель и т.п., - за что по окончании квеста выдадут больше денег. Занятно, особенно, когда выполнить заявленное не удается, и вас штрафуют на крупную сумму, наверное, чтобы в следующий раз врать неповадно было. А еще здесь же можно купить и титул, какой пожелаете - убийцы, рейнджера, друида, освободителя, в ассортименте более десятка наименований. Потом вас так и начнут везде величать-прославлять.
Опыт после убийства монстров тут на автомате, как мы давно привыкли, не выдается - надобно еще побегать по полянке и собрать все вывалившиеся из бандитов и животин светящиеся зеленые шарики. Это и есть опыт. Надоело бегать? Тогда жмем Shift, и шарики стайкой крупнокалиберных светлячков сами полетят к вам в руки. Дальше еще интереснее. Накопленный опыт можно потратить только в одном единственном месте - все в той же Гильдии на специальной площадке. Все умения и навыки растасованы в три основных раздела: Strength, Skill и Will. Первый отвечает за улучшение кулачного боя и атаку мечами-кладенцами и включает такие показатели, как physique, health и toughness. Второй позволяет корректировать в лучшую сторону точность и скорость стрельбы из лука, как и улучшать воровские навыки и умение выгодно торговаться. Наконец, третий - вотчина спеллов. Всего заклинаний в Fable два десятка, которые в свою очередь подразделяются на три группы - чисто атакующие вроде молний и огня, так называемые surround spells (замедление времени, высасывание жизни, вызов монстров, превращение врага в друга) и физическая магия, куда попали не только защитный щит, самолечение и ярость, но и вызов на подмогу магических мечей, а также стрельба из лука сразу множеством стрел. Чем выше это умение, тем большее количество стрел посылается в противника за раз.
Трудности перевода.
Раз зашла речь о стрельбе, остановимся на управлении подробнее. Игроделам из Lionhead Studios и в самом деле удалось сделать его весьма дружелюбным и в то же время не слишком банальным. Взять хотя бы ту же стрельбу из лука: можно с видом от третьего лица, а можно и от первого для большей точности, кому как удобнее. За перемещение камеры отвечает мышка, а персонажа - любимые WSAD или стрелочки, дозволяется даже слегка изменять ракурс. Всего ваш аватар способен таскать за спиной два активных вида оружия - меч и лук, которые вынимаются и засовываются обратно по Q и E. Чтобы их сменить, приходится долго копаться в инвентаре, организацию которого вряд ли можно назвать самой удачной, но попытки в этом направлении заметны. Заполняется безразмерный инвентарь, как обычно, покупками в многочисленных магазинчиках, где торгуют как традиционным оружием (в него можно вставлять разные камушки для усиления свойств), доспехами и лечебными склянками, так и подарками - пригодятся впоследствии для дам. Из монстров по доброй традиции вываливаются денежки и прочее барахло, а еще разный скарб можно насобирать, копаясь в разбросанных по миру сундуках или вскрывая деревянные бочки.
Сам бой протекает в реальном времени, без лишних задержек и дополнительных подгрузок (конечно, если не хочется самому в любой момент поставить игру "на паузу" для смены доспехов или оружия), что радует. Противники наделены красной аурой, жители, которым есть о чем с вами потолковать - зеленой, ну а все прочие - синей. Удобно. Если возникает желание атаковать "не красного" персонажа, то его нужно сперва "поймать в прицел", надавив пробел. Заклинания начинаются с нажатия Shift'a, после чего следует кликать кнопки мышки. Поскольку обычно у мышки всего две кнопки, то и активных заклинаний тут тоже только два, остальные следует скролить колесиком. Поверить в это трудно, но во время боя это довольно удобно. А вот к чему есть нарекания, так это к блоку - его по умолчанию повесили на среднюю кнопку грызуна. У большинства она, как правила, совмещена с колесиком, поэтому сие определенно не годится. Впрочем, всегда можно переназначить управление под себя, такая возможность предусмотрена. Сохраняться в отличие от прочих консольных портов, к счастью, можно абсолютно в любом месте, но... только загрузка производится аккурат перед выполнением текущего квеста. Трудности перевода...
Приятное с полезным.
Чтобы произвести впечатление на окружающих и повысить свою репутацию в мире Fable, можно не только махать мечом, но и, например, приобрести объекты недвижимости. Скажем, торговую лавочку или жилой дом. Каковой можно сдать внаем или жить там самому. А заодно повесить на стены оставшиеся после стычек с боссами их головы или прочие трофейные предметы из дальних походов. А еще в дом можно привести... жену. Процесс этот долгий и трудный, но все равно занимательный. Сначала необходимо осыпать понравившийся объект подарками, начиная от цветов и драгоценных камней и заканчивая духами и сладостями. Притом не забывайте выказывать знаки внимания и жестами, коих в этой игре огромное количество. От обыкновенного флирта и нескольких вариантов смеха (обычного или пугающего), танцев (фламенко, чечетка, "казачок"), до уничижительных поз (одна так и называется - "kiss my ass"), отрыжки и тому подобного непотребства. Наконец, нужно подарить возлюбленной обручальное колечко, и она созреет, чтобы принять ваше предложение о замужестве. Интимные подробности совместной жизни, после которых появляются дети, разработчики демонстрировать не решились.
Разнообразить свое пребывание в Fable (к слову, продолжать играть можно и после прохождения сюжета) можно не только брачными забавами, но и посредством поиска не так чтобы сильно попрятанных по углам серебряных ключей от специальных сундуков с особо ценными причиндалами (чем круче сундук, тем больше ключей понадобится, чтобы его открыть - вот такая странная логика), выполнением специальных условий для прохода за "демонические двери" и многочисленных мини-игр. В основном, конечно, карточных, включая "блэкджек", хотя есть и прочие настольные развлечения вроде "рыбалки", при наличии удилища. Вооружившись лопатой, при желании можно заняться и поиском кладов.
Молочные реки, кисельные берега.
Как уже упоминалось в самом начале, своим внешним видом Fable чертовски напоминает Sudeki, хотя и в тоже время обладает запоминающимся собственным лицом. Кукольного вида постройки можно рассматривать как при ярком свете дня, так и в отблеске пролетающих мимо спеллов или мерцании факелов ночью (хотите побыстрее скоротать ночь - найдите кровать и отправляйтесь на боковую). Очень удалась водная гладь, имеется дождь с громом и правильными тенями от молний, по небу пролетают облака, птички перелетают с ветки на ветку, под ногами шелестит трава и цветочки, путаются под ногами глупые курицы. Идиллия, не иначе. Монстров вряд ли можно назвать страшными, скорее колоритными. Эффекты от заклинаний сочные, яркие, а вот интересных головоломок почти нет, прямо беда. Те, что есть, решаются за пару секунд - например, требуется, пиная камни, выяснить имя демонической двери из четырех букв. При всем при этом приставочное прошлое, несомненно, чувствуется, но сильно критиковать за размытые текстуры на заднем фоне или квадратные пальцы на крупных планах рука все же не поднимается. Но пнуть слишком уж коротенькие локации, пробегающиеся за минуту, даже с учетом выноса враждебно настроенной фауны, все же определенно стоит. Как и похвалить дополнительный вид (кнопка H) для осмотра себя любимого, чтобы с наиболее выгодного и близкого ракурса можно было полюбоваться на новые латы или шапочку (в форме куриной головы не желаете?) или проследить совсем уж кардинальные изменения во внешности.
Звук близок к идеальному. Щебетание птиц, шелест водопада, проникновенные сказочные мелодии как нельзя лучше дополняют атмосферу тихих, уютных деревушек. Которая меняется в мгновение ока, стоит только переступить порог дремучей чащобы, где в воздухе пахнет близким запахом драки, а из-за каждого куста слышится чье-то хриплое рычание или грубые окрики дозорных из бандитской шайки. Звук шагов по брусчатке, как и положено, звонкий, по деревянному настилу моста - приглушенный, по лесной тропинке - и вовсе мягкий, едва слышный. Неожиданными оказались... аплодисменты. Буквально после каждой победы вы услышите жидкие аплодисменты и крики "ура" тех, кто в этот момент явился невольным свидетелем вашего геройства. И чем выше растет слава, тем активнее народ будет выражать свои чувства. Приятно, конечно, но как-то уж очень неожиданно. Добавьте сюда еще громовые раскаты, лязг клинков, искрящиеся переливы электрического разряда, прошивающего сразу несколько врагов, и следующие потом предсмертные хрипы... - цитируя классика, и лучше выдумать не мог...
Миф-универсал.
В итоге: захватывающая и динамичная игра, нырять в которую с головой - одно удовольствие. С множеством любопытных новшеств, которые только-только стали активно внедряться, а ведь вышел Fable, как известно, далеко не вчера. Красивая картинка, ласкающий ухо звук, удобное управление, возможность быть плохим или хорошим и отдавать предпочтение, развивая своего персонажа, бою на мечах, луку или магии, а также десятки приятных мелочей - чего еще для счастья требуется? Интересный сюжет и ветвистые диалоги, умные паззлы, толковая работа с напарниками, поддержка мультиплейера? Нет, извините, чудес не бывает... Пожалуй, единственный серьезный недостаток Fable - это ее непростительно малая продолжительность, хотя и слегка возросшая по сравнению с Xbox версией. Как деликатесное пирожное на один укус - только-только распробовали, ан уже кончилось. Но ведь вас это не остановит, верно?
1666 Прочтений • [Fable: The Lost Chapters ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]