Страшная девочка Компания Monolith после своих игр No One Lives Forever и TRON, которые, формально будучи боевиками, имели при этом изрядный пародийный оттенок, ныне решила сменить интонацию. F.E.A.R. обещает быть до жути серьезным, в самом буквальном смысле - ибо это кровавый мистический триллер. Впрочем, опыт в создании ужастиков у Monolith имеется - ведь именно эта контора делала Aliens Vs. Predator 2.
От своей маниакальной любви к "говорящим" аббревиатурам в Monolith, как видим, не отказались. F.E.A.R. означает First Encounter Assault and Recon; это некое спецподразделение (естественно, вымышленное, как и все "монолитные" организации), задача которого - первым иметь дело с особо необычными и опасными ситуациями. Ситуация, в данном случае, выглядит следующим образом. Правительственный научно-технический комплекс, занимавшийся аэрокосмическими разработками, был атакован и захвачен неизвестным военизированным формированием. Никакого требования о выкупе или чем-то подобном от террористов, однако, не последовало. Тогда в захваченное здание проник спецназ, однако связь с ним была почти сразу заглушена каким-то странным сигналом. Когда же помеха исчезла, выяснилось, что спецназовцы в буквальном смысле разорваны на куски... Вот теперь настало время для F.E.A.R - и для вас, как одного из недавно вступивших в это подразделение бойцов.
Нечто подобное, разумеется, мы не раз наблюдали и в фильмах, и в играх. Впрочем, геймплей все же не сводится к классической со времен DOOM схеме "зачистка базы от монстров". Хотя монстры, конечно, наличествуют, и воевать с ними предстоит серьезно - причем не только с помощью дальнобойного оружия, но и врукопашную (возможны даже удары в прыжке, в духе восточных боевиков - и все это с видом от первого лица). Однако при всем при этом разработчики придали своему детищу оттенок, характерный для японских и корейских ужастиков - когда вместо выскакивающей из-за угла толпы уродливых зомби жуткая атмосфера нагнетается постепенно, долгое время оставляя героев и зрителей в непонятках относительно того, что же именно поджидает их впереди - ясно лишь, что это нечто ужасное. При этом у неопределенного ужаса есть некий зримый символ, и в данном случае таковым выступает призрачная девочка в красном платье. Прием, прямо скажем, далеко не оригинальный, я затрудняюсь перечислить все фильмы, где он был - "Звонок", конечно, приходит на ум в первую очередь, но девочки-призраки присутствуют и во многих американских ужастиках. Правда, в последних они чаще всего - невинные жертвы, нередко даже пытающиеся помочь герою, в то время как девочка в F.E.A.R. питает к вам не больше симпатий, чем в "Звонке", и ее появление знаменует дальнейший кошмар.
Вообще разработчики явно не стеснялись заимствовать приемы из других триллеров - и киношных, и компьютерных. Например, будет в игре режим, аналогичный bullet time в Max Payne - замедление времени (которое на самом деле - ускорение ваших собственных рефлексов), позволяющее избивать еле двигающихся врагов почти безнаказанно. Арсенал оружия тоже вполне стандартен для жанра FPS - от пистолетов и автоматов до бластеров (есть и снайперское оружие с оптическим прицелом), да и высадкой с вертолета в наши дни никого не удивишь.
Впрочем, пусть и не среди всех, но среди многих игр жанра action F.E.A.R. выделяется благодаря своему реалистичному физическому движку Havok 2. Обеспечивающему достоверную анимацию (в том числе валящихся и разрываемых на куски трупов), эффекты от ударов, выстрелов и взрывов, когда существа или предметы отбрасываются в ту или иную сторону, большое количество разрушаемых объектов, учет массы и скорости боеприпасов и т.д. и т.п.
Физический реализм дополняется графическим: трупы и дырки от пуль не исчезают, кровь летит брызгами и скапливается лужами (в каковых, кстати, наличествует отражение), стекла разлетаются на множество кусков (да и другие обломки и ошметки тоже летают), неплохо смотрятся оторванные части тела, клубятся дым и пыль - ну и, конечно, не будем забывать о мистической составляющей происходящего, о всякого рода призрачных и потусторонних тварях, имеющих свои визуальные особенности. Правда, во многих помещениях слишком темно - но, как и в реальной жизни, положение облегчает фонарь на шлеме. В целом графика весьма качественная (включая изображение людей), детализированная и богатая эффектами, но расплатой за это являются изрядно высокие системные требования.
Многопользовательские возможности будут, но о них практически ничего не известно. В отличие от многих "стрелялок", основное в F.E.A.R. - это однопользовательская кампания, развивающаяся на протяжении примерно 12 часов реального времени.
Относительно даты выхода игры существуют разночтения - от оптимистичного сентября до пессимистичного ноября этого года. Впрочем, лучше уж позже, но без глюков и недоделок.