Билет в Вечную жизнь Команда опытных итальянских разработчиков основала в 1996 году компанию Artematica Entertainment. Ее сотрудники предпочитают виртуально воплощать персонажей комиксов, в особенности, итальянских. Помимо детских аркад, они выпустили в 2001 году приключенческую игру с большим количеством недостатков - Druuna: Morbus Gravis. Внимательно изучив реакцию публики и отзывы критиков, следующие 3 года они потратили на исправление прошлых ошибок. У созданного ими нового квеста имеются свои небольшие проблемы, но захватывающий сюжет и проработанная графика позволяют признать проект вполне удачным. Именно поэтому авторы уже договорились о выпуске локализованных версий во многих странах, готовятся к штурму американского рынка и мечтают портировать свое творение на все возможные платформы.
Персонаж Мартин Мистерио (Martin Mystere) появился благодаря комиксам писателя и художника Альфредо Кастелли (Alfredo Castelli). С 1982 года в разных странах мира в свет вышло более 210 полноценных историй о похождениях героя, а ежегодно их продается около 1,5 миллионов копий. В настоящий момент в телевизионный прокат уже запущен одноименный мультсериал, быстро заполучивший неплохой рейтинг.
Мартин воплощает в себе лучшие черты известных персонажей, позже появившихся в американском кинематографе. Забавно, но автор, напротив, сделал своего героя американцем с итальянскими корнями, наделил его степенью профессора Гарвардского университета по антропологии, позднее подарил ему роскошную квартиру в Нью-Йорке, заставленную редкими находками из многочисленных экспедиций, автомобиль "Феррари", устроил на работу детективом в полиции, свел с будущим верным другом Джавой, подобранным где-то в горах Монголии и поселившимся в доме Мартина. Хотя этот ближайший помощник не умеет по-человечески выражать свои мысли, зато он неимоверно силен и готов отдать за приятеля свою жизнь, если потребуется. Признание коллег пришло к Мартину после того, как он доказал свою целеустремленность, ведь он брался за любое запутанное дело от поисков НЛО и установления личности Санта-Клауса до разоблачения козней сил Зла на планете и раскрытия тайн затерянных древних развалин. Более того, герой обращался за помощью к полиции лишь в самый последний момент, заполучив все доказательства и захватив уже убегающих преступников, рискуя собственной жизнью.
В остальном, Мартину не чужды обычные человеческие привычки. Он панически боится беспорядка, хотя в его кабинете последний присутствует повсеместно, чувствует себя безмерно благодарным жене Диане, ранее работавшей на него секретаршей, а теперь помогающей не только в домашних делах, но и в работе, ведь она готова отправиться спасать мужа в любую точку земного шара, не взирая на опасности. Мартин умеет шутить даже в безвыходных ситуациях, собирает фильмы Хичкока, но предпочитает не пользоваться домашним подвалом и уборной из-за опасности повторного затопления. Одно из главных достоинств игры состоит в том, что даже те, кто не читал ни одного комикса серии, смогут ясно проследить характер главного героя, его ближайших друзей, узнать об их жизни и работе.
На создание сюжетной линии разработчиков вдохновили роман Оскара Уайлда "Портрет Дориана Грея" и 62-64-й эпизоды комиксов о Мартине, один из которых назывался так же, как и игра. Ранее придуманная история была дополнена новыми обстоятельствами и слегка переработана в остальном. Действие лихо закручивается с самого начала, когда инспектор полиции Travis (бессменный работодатель, тоже перекочевавший из комиксов) уведомит Мартина о загадочной смерти ученого, состоящего во влиятельном сообществе и не имевшего видимых врагов, хотя его последний проект был связан с поисками древнего храма ацтеков и некоего артефакта, о которых он старался никому не рассказывать, ведь открытие возможностей Вечной жизни и переселения душ требуют оценки моральной ответственности и ужасающих последствий, к которым это может привести.
Повествование имеет сразу несколько кульминаций и содержит элементы мистики, без которых Мартин вряд ли взялся бы за такое дело. Одним из основных недостатков сюжетной линии является то, что ее последние главы оказываются несколько менее зрелищными, чем начало и середина, ведь только в эти моменты вы с удивлением обнаружите, что с каждым новым шагом продвижения покидать игру все сложнее. Еще авторы забыли познакомить игроков с природой местного злодея, являющегося одним из заклятых врагов Мартина. Мистер Jinx, появляющийся под занавес, - непотопляемый гений Зла, помешанный на использовании современных технологий или других подручных средств для обретения бессмертия и господства над миром. В целом, творческая адаптация комикса удалась прекрасно, да и без открытого финала не обошлось.
Опытные игроки смогут осилить приключение за несколько дней, что происходит совсем не из-за низкой сложности, а из-за небольшой продолжительности и невеликого количества локаций, которых здесь немногим более полусотни, не считая нескольких десятков крупных планов, хотя Мартину придется вдоволь поездить по Нью-Йорку и даже слетать в джунгли Мексики. Прохождение линейно, но в большинстве случаев оставляет за игроками свободу выбора между посещением сразу нескольких адресов.
Наиболее важен сбор предметов. Почти на каждом участке есть что-то ценное и множество бесполезных, но интересных, вещей, знакомство с которыми напоминает посещение музея, когда хочется прочитать все таблички, чтобы лучше узнать героя. Для дополнительных трудностей основная масса подобранного останется с Мартином даже после своего применения, а некоторые находки после сбора никогда не будут востребованы. Хотя при первом прохождении игрокам будет неизвестно то, что почти каждая ключевая вещь предназначена лишь для одноразового использования. Влияние прогресса цивилизации на разработчиков прослеживается и в этой игре. Домашние телефоны дополнены современными мобильными, все чаще встречаются компьютеры, а под телевизором уже возникают коллекции DVD, хотя сам Мартин не прочь послушать пару любимых виниловых джазовых пластинок.
Большинство логичных и увлекательных загадок по традиции построено вокруг манипуляций с инвентарем. Некоторые предметы нужно комбинировать или рассматривать внимательно, а еще придется не раз столкнуться с хитроумными сейфами, замками, несколькими механизмами и пару раз пойти на обманную хитрость. Потеряться в этом многообразии не даст Мартин, с точностью криминалиста описывающий находки.
С юмором написаны как монологи, так и диалоги. Недостатком последних является малочисленность фраз и избыток междометий, из-за которых иногда по ошибке игрок пропустит лишние реплики. Общению отводится второстепенная роль, а список предложений включает шутливые, удовлетворяющие любопытство и дающие подсказку (по одному на диалог). Сказать лишнее или, наоборот, недосказать что-то вряд ли получится. К тому же погибнуть тут вообще нельзя, а иногда персонажи общаются без человеческого участия.
Интерфейс выполнен в классическом стиле point & click. Левая кнопка мыши отвечает за перемещения и действия, правая - за выбор последних (осмотр, использование, общение, "пробел" - за временное исчезновение курсора, "F1" - за вызов меню. Кликать на все подряд не придется, потому что объекты, с которыми можно взаимодействовать, дополнены всплывающими надписями. Ускоренный переход между локациями по двум кликам мышкой срабатывает лишь в половине случаев.
Разработчики спешили, поэтому не избавили игру от мелких технических неполадок. Стабильности приложения это, к счастью, не касается, зато наличие нескольких экранов на одну локацию приводит к смешным ситуациям. Так, из одного угла комнаты виден лемур, из другого - это же существо названо обезьянкой; инспектора иногда называют комиссаром или даже полковником; целая лодка при приближении оказывается сломанной, а колонна при детальном рассмотрении превращается в стену с надписями или становится объектом, на который курсор совсем не реагирует. При загрузке бесполезный предмет может исчезнуть, а разговор по телефону начинает звучать как обычный. Впрочем, эти забавные мелочи не могут испортить впечатление от игры, чего не скажешь о затрудненной навигации. Так, при входе в зал видна дверь, но сразу пойти к ней не удастся, а вначале придется найти новый экран этого же зала, отображающий часть помещения с дверью крупным планом. Не лучшей идеей было включить в название исполняемого файла символ французского алфавита, забыв о различиях в региональных стандартах пользователей разных стран.
Долгое время авторы трудились над графикой. Вначале были созданы эскизы каждого помещения на бумаге, затем - их трехмерные варианты в компьютере. После применения мощных редакторов получился красивый пререндеренный фон с впечатляющим количеством мельчайших деталей, большинство которых не требуется для прохождения, но приносит эстетическое наслаждение. Здесь имеются роскошные интерьеры на вилле, где комплект энциклопедий никогда не спутаешь со стопкой журналов, и домашняя кухня, где назначение каждого электроприбора понятно без подсказки. В зарослях джунглей возвышается величественный храм, который жена героя в шутку сравнивает с домом Майкла Джексона и очками Элтона Джона. Правильные динамические тени дополняются спецэффектами вроде отражения лампы или вспышек молнии, наблюдаемых из-за окна.
При этом художникам удалось сохранить стиль комикса, а крупные планы продолжают радовать яркими сочными красками. Конечно, высокое разрешение омрачают две черные полоски по границам (одна отведена панели с инвентарем), а второстепенным персонажам недостает полигонов, зато модели главных героев сделаны неплохо и наделены реалистичной походкой и движениями. Правда, их взаимодействие с окружением зачастую условно, т.е. вместо открываемой двери показана сначала закрытая, а затем - уже открытая. Черный экран в середине этой и другой сцены заставляет кое-что домысливать самостоятельно, хотя отъезжающий автобус авторы изобразить не поленились. Качество видеороликов оставляет желать лучшего, потому что каждый из них несколько секунд демонстрируется в маленьком окошке так быстро, что ничего не успеваешь понять, зато особой необходимости в них тут нет.
Настоящими профессионалами своего дела себя показали композитор и звукорежиссер. 13 треков с оркестровыми аранжировками написаны и вкраплены в игру не хуже, чем эту процедуру делают в голливудских блокбастерах. Великолепные мелодии, различающиеся по настроению, дополняют каждая свою локацию и не успевают надоесть за время пребывания в них. Композиции были разрезаны на минутные отрывки, которые умело воспроизводятся в Dolby Digital Surround по заданному алгоритму так, чтобы музыкальная и сюжетная кульминации совпадали. В качестве бонуса здесь еще можно услышать немного джаза и латинских ритмов. Звуковых эффектов не так много, зато они органично связаны с музыкой, дополняя открытие новых фактов, дверей, коробок и даже грозу с капельками дождя, стучащего по мостовой.
Озвучивание выполнено компетентными актерами, только вот вдоволь поговорить им не разрешили, оставив почти все реплики в монологах безмолвными. Хотя в противном случае игра занимала бы уже целый DVD-диск.
Когда разработчиков из Artematica спрашивают о сиквеле, они отвечают туманными намеками. В то же время они выполнили поставленную себе задачу и даже создали увлекательный квест в духе Indiana Jones and the Fate of Atlantis или серии Broken Sword, поэтому было бы неосмотрительно упускать такой шанс при обилии готового материала для первоначальной версии сценария и высокой харизматичности героев. Только в следующий раз непременно следует выделить авторам больше планового времени на увеличение продолжительности нового приключения, полирование движка, улучшение дизайна интерфейса, полноценное тестирование для устранения всех технических неточностей и всеобъемлющее озвучивание. Еще по этой игре вполне можно было бы снять хороший фильм.