Простор для фантазии создателей геополитических стратегий все больше сужается. Уже выпущенные проекты, где наибольший временной охват принадлежит проектам от Paradox Entertainment, посвящены наиболее значимым периодам всемирной истории, а некоторые разработчики даже не поленились смоделировать современные реалии или виртуально воплотить альтернативное будущее.
Дизайнер игры Europa Universalis, Филиппе Тибо (Philippe Thibaut) гордится своим трудовым прошлым и полон желания доказать всем, что для создания хорошей игры не обязательно состоять в большой команде. Собрав друзей, он основал свою компанию и стал работать над стратегией Pax Romana, позднее присоединившись к более опытным дельцам из Galilea. В активе последней даже числится квест про Джека Потрошителя, что, впрочем, не спасло ее от финансовых трудностей, ведь коммерческий успех проекта Pax Romana не состоялся из-за многочисленных ляпов дизайнера, сделавшего игру неимоверно сложной при наличии поистине кошмарного интерфейса и примитивной графики, хотя автор утверждал, что по его творению можно будет писать учебники истории. За отменой нового эпизода Cameron Files последовало скорое закрытие главного офиса Galilea в Гренобле. Самое интересное заключается в том, что прошлые ошибки совсем ничему не научили вновь ставшего независимым дизайнера, и он продолжает упрямо гнуть свою линию, обращаясь в целях маркетинга к либерально настроенным издателям.
Игра Great Invasions охватывает период с 350 до 1066 годов, а карта растягивается от Ирландии на Западе до Уральских гор и Бахрейна на востоке, захватывая северную часть Африки. Первая половина данного периода характеризовалось бесконечными войнами и мятежами, когда силу набирали одни племена варваров, а затем уступали ее другим. В Римской империи развертывается гражданская война между сыном Константина Великого и узурпатором Магнецием, что еще больше ослабляет государство, разделяющееся в 395 году на западную и восточную части. Уже в 409 году король вестготов Аларих впервые покоряет Рим, а в 439 вандалы штурмом берут Карфаген. Вождь Атилла сумел создать союз гуннских племен, на время ставший грозной силой для соседей, но после нескольких крупных поражений пал жертвой заговора.
Военное объединение германских франков в результате успешных боев и интриг превратилось в обширное королевство к VI веку, а затем - в Каролингскую империю, на обломках которой позже возникла Франция. В то время как на востоке продолжается затяжная война между византийцами и арабами. Завоевания последних образовали обширный Багдадский халифат, распавшийся лишь в 1055-м. На Альбионе в 829 году появляется первый король Англии, а в первой половине IX века начинаются походы викингов. В битве при Гастингсе 14 октября 1066-го блестящую победу одержал нормандский герцог Вильгельм Завоеватель, а с концом XI века большинство исследователей закрывают главу раннего Средневековья.
Огорчает то, что игра не рассказывает историю, а исходит из предпосылки, что пользователи знают ее в совершенстве и способны предугадать, кто из соседей может нанести следующий удар. Комплект Great Invasions включает 22 этнические группы, представляющих 80 игровых наций и несколько неигровых. 8 кампаний посвящены отдельным регионам и событиям в них, а девятая протекает на всем указанном выше периоде. На выбор доступны 3 вида установок достоверности, представляющих уровни сложности, на наивысшем из которых начальные владения игрока будут минимальны. Мультиплеер рассчитан на 4-х игроков по локальной сети или через Интернет.
Главной фишкой по задумке автора и идеей сомнительной ценности является возможность одновременно управлять набором до 10 наций. К примеру, в список первых подданных могут попасть Византия, Сардиния, Уэссекс, Тюркский каганат и еще парочка мелких племен. Понятно, что все эти территории имеют колоссальный разрыв между собой в военном и экономическом потенциалах. К тому же их заселяют народы разных исповеданий, а как в такое время под властью одного лидера уживаются исламисты, католики и православные, остается загадкой. Более того, при захвате новых земель их жители питают искреннюю ненависть к агрессорам-иноверцам, даже если их собратья давно вам подчинялись, поэтому завоеванных придется перевоспитывать. В общем, после этого управление множеством графств в Crusader Kings начинает казаться элементарным.
Модель государственного менеджмента получилась весьма запутанной. Наибольшая ясность присутствует в экономической сфере. Основным источником пополнения казны являются провинциальные налоги. 3 группы ресурсов включают продовольствие (зерно, масло, вино), вспомогательные материалы (камень, дерево, рабы) и снаряжение (железо, лошади, оружие). Их источники располагаются не на всех землях, поэтому необходимо вести торговлю, покрывая дефицит и продавая излишки. Территории постепенно развиваются, сельскую местность дополняют города, в которых нужно вести строительство, не забывая о выплатах на техническое обслуживание. 15 зданий имеют различные функции (казармы, стена, рынок, порт, суд, шахта, церковь и другие объекты инфраструктуры).
Не лишним будет отслеживать изменение демографической ситуации в пропорциях горожан и селян, прирастающих разными темпами. Именно люди являются базовой единицей при создании армии, а ухудшение условий проживания (к примеру, после набега врагов) может вынудить жителей покинуть родные места, переехав к соседям. С годами нации стареют, управлять ими становится труднее, но выгоднее с точки зрения подсчета финальных очков.
3 формы правления предполагают существование союзов варваров, доминирующих на начальном этапе, более сильных королевств, обширных и могущественных империй. В двух последних случаях появляется необходимость в администрировании, очки которого приобретаются за деньги или достаются бесплатно, а эффект от их использования определяется малопонятными мультипликаторами и прочими факторами, в частности, способностью назначенных управляющих. В конце отчетного периода компьютер случайно выбирает любую провинцию игрока, оценивает эффективность и производит изменения, влияющие на количество золота, лояльность и уровень развития территории.
4 религии, принять участие в расширении влияния которых может каждый, дополняются 6 неигровыми, а также 23-мя еретическими ответвлениями (их можно запрещать, поддерживать полностью или частично), разворачивающимися в определенные периоды. В свободное время обязательна рассылка священнослужителей в окрестные земли с целью обращения окружающих в желаемую веру, да и о фундаменталистах следует заботиться, ведь они способны погасить готовящееся на ваших землях восстание.
Все вышеописанное было выполнено с высокой долей реализма, чего не скажешь о дипломатии, где правят бал фишки, случайным образом распределяемые между народами ежегодно. Если война и мир заключаются обычным образом через посольства, то для организации вассализации, брачного или обычного союза, договора приобретения земель или подкупа, нужно надеется лишь на удачу, ожидая выпадения желанной карточки, как в "Монополии". Здесь есть и более экзотические варианты вроде передачи в управление варварам своих земель в обмен на их войска и наем дипломата, эффект от действий которого может быть как положительным, так и отрицательным.
Аналогичным образом организовано функционирование колоды с хитростями. Участникам периодически раздаются несколько карт (также определен лимит наличия неиспользованных), всего которых насчитывается более полусотни, а уж время их применения каждый определяет самостоятельно. В зависимости от вида карты влияют на все сферы менеджмента и способны обеспечить временную экономическую, административную или военную выгоду. При этом если розыгрыш оказался неудачным, то ничего не изменится или вступит в действие особый штраф. По неопытности можно случайно устроить революцию на родной земле, ведь система предупреждений перед рискованными шагами отсутствует.
Войска ведут в бой полководцы, часть из которых представлены реальными личностями того периода. У каждого лидера есть набор характеристик и своя лояльность правителю. Для передвижения королевских и имперских войск требуются очки логистики (провиант, оружие, жалованье), покупаемые или получаемые. Варвары ходят, воюют и грабят бесплатно, зато у них стены от времени разрушаются. При отсутствии запасов отряды слабеют или начинают разорять окрестности. Агрессия без справедливого повода карается, а на заработанные за игру победные очки можно приобрести себе новую нацию.
Около 70-ти типов наземных юнитов разных народов можно перевозить на 7-ми видах кораблей и дополнять 4-мя отрядами поддержки (транспорт, обоз, осадные машины). Штурм города затягивается на долгое время, которое может оказаться вечностью, если забыть о морской блокаде. В боях тактика роли не играет, зато учитывается многообразие факторов (местность, состав, командиры и даже вес с погодой для кораблей). Неясно, почему при этом 8 отрядов копейщиков бегут от 2-х вражеских. На ход битвы влиять нельзя, но можно отдать бессмысленный приказ об отступлении, заодно попрощавшись с армией.
Интерфейс для подобной игры немаловажен, но в данном случае он полон неразрешимых проблем. Экран заполнен массой кнопок и ползунков так, что даже управление скоростью отыскать удается не сразу. На форуме уже появляются жалобы о поведении курсора, когда нажатие на одну кнопку почему-то активирует другую. Контекстные меню отсутствуют, поэтому приходится долго разбираться, где требуется один клик, а где - два или перетаскивание, или нажатие с удержанием. Разноцветные фильтры для огромной карты не наглядны, а первые часы уйдут исключительно на поиск своих владений и хотя бы какой-либо возможности на них влиять. В этой связи 100 хитроумных подсказок, демонстрируемых вначале, выглядят насмешкой, ведь они либо бесполезны (рынок развивает торговлю), либо способны помочь лишь тем, кто успешно осваивал игру не одну неделю. В левой части экрана стоит фигура, а всплывающая подсказка уведомляет о том, что за ней скрыт дворец, в котором можно отдать часть функций компьютеру, но на деле там оказывается огромный статистический экран, а искомые кнопки неприметно таятся в углу. Прочтение 105-страничного мануала настоятельно рекомендуется, иначе в игре делать будет совсем нечего.
Поручение мероприятий AI спасает от быстрого утомления, ведь "железный друг" может позаботиться даже о войнах, только вот смысл игры тогда теряется. При настройке фильтров сообщений каждый их тип придется прокручивать по одному, а этих типов там насчитывается несколько десятков. Вскоре интерес к бесконечным торговым соглашениям и новостям пропадает, хотя в игре нашли отражения даже исторические события, а некоторые текстовые файлы с их вариациями можно модифицировать.
На большой плоской карте визуально радует лишь приятная цветовая гамма, а на всю игру насчитывается не более сотни анимационных фреймов. Все здесь выглядит безжизненным и чересчур громоздким, а системные требования, напротив, немаленькие. 84 звуковых эффекта ничем не примечательны, а вот 10 музыкальных треков, отражающих различные настроения и культуры, очень мелодичны.
Great Invasions - весьма посредственная (прежде всего, в техническом плане) реализация интересной идеи. Чрезмерная историческая аутентичность соседствует здесь с нелепым механизмом случайной раздачи бонусных карточек и фишек, высокой сложностью, непродуманным управлением и уверенностью разработчика в том, что многочасовое чтение руководства перед игрой, обязательное даже для освоивших Pax Romana, - вполне приемлемая практика.