Заключение со всеми удобствами Согласно статистике, около 10 миллионов людей по всему миру содержатся в тюрьмах, а численность обслуживающего их персонала очень близко подобралась к миллиону. Продолжают идти непрекращающиеся споры по вопросу целесообразности приватизации тюрем в целях снижения государственных издержек на их содержание. Разработчики из Virtual Playground в этот раз вместо скучного строительства супермаркета предлагают всем желающим, не выходя из дома, спроектировать идеальное исправительное учреждение. Для этого на время придется перевоплотиться не в какого-то амбициозного магната, мечтающего о миллионном состоянии, а в квалифицированного и ответственного управляющего федеральной тюрьмой, работающего на благо общественного порядка и безопасности.
За техническую основу Prison Tycoon было взято несколько наработок, использованных еще в Shopping Centre Tycoon. Традиционный Tutorial уступил место достаточно подробному руководству, оформленному в виде длинной веб-страницы, где доступно объяснено содержание каждого игрового экрана.
Игровых режимов всего два. В "песочнице" нужно определиться с географией своего будущего проекта. На выбор предлагаются 5 американских штатов (Калифорния, Техас, Аризона, Нью-Мексико и Нью-Йорк), воплощенных в 3 картах, различающихся лишь окружающей местностью и декорациями, поэтому искомый комплекс будет расположен на берегу огромного водоема, в небольшой пустыне или на окраине захолустного пригорода. Авторы подчеркивают, что любые сходства в этом плане с уже существующими тюрьмами абсолютно случайны.
С другой стороны, разработчики заявляют, что потратили уйму времени на изучение тюремного быта и менеджмента, воплотив полученные знания в игре. Все получилось весьма реалистично, поэтому иногда начинает казаться, что для большей достоверности создатели добровольно провели некоторое время в заключении или выпытали подробности этого пребывания у знакомых.
В свободной игре управляющие не будут стеснены в средствах и обставлены ограничениями для построения идеальной тюрьмы. В режиме сценариев, которых здесь насчитывается 14, игрокам придется столкнуться с уже частично отстроенными исправительными колониями, где небольшой бюджет и требовательность властей чередуются с целым комплексом различных проблем и четко поставленными целями по достижению заданных показателей, касающихся удержания на минимальном уровне числа смертей, побегов, драк, а на максимальном - рейтинга и свободных мест. Именно здесь будет интереснее и сложнее всего играть. К примеру, огромную и полностью подготовленную для работы территорию будет медленно захлестывать волна хаоса, а спасение управляющего от увольнения потребует немалых усилий.
Строительство происходит в двух вариантах. Сначала ставится требуемое здание (типовых около десятка, не считая заборов и стен), а затем оно обставляется (от 5-10 объектов или комнат на помещение без учета мелкой мебели) изнутри на манер расстановки магазинчиков в супермаркете.
Любая тюрьма начинается с того места, где будут содержаться заключенные. Это может быть как общежитие с обычными кроватями, так и специальный блок с отдельными многоместными камерами. Далее по важности следует административное здание с арсеналом, где будут обитать свободные охранники, а архивариусы и секретари станут подробно протоколировать поведение подопечных узников. Разобравшись с размещением санузла, столовой и площадки для прогулок, можно отправляться на контрольно-пропускной пункт и встречать первый автобус с новыми постояльцами. Конечно же, без хорошей репутации можно рассчитывать лишь на безобидных криминальных элементов, не способных спланировать даже небольшое злодеяние на территории федеральной собственности
Вновь прибывших следует распределить по камерам. Сделать это можно и автоматически, что менее надежно. Цель игры на любом ее этапе - обеспечение осужденным цивилизованных условий существования. Отсутствие последних вскоре выльется в массовые беспорядки, спровоцировав появление несчастных жертв. Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать права арестантов на ночлег, еду и свежий воздух.
Загон для прогулок постепенно сменяется спортплощадкой, из-под земли по периметру вырастают новые сторожевые башни для повышенной безопасности, а на бессменное дежурство заступают сотрудники лазарета и священники. Любые неприятности могут случиться из-за избытка свободного времени, поэтому придется его сократить, трудоустроив узников в цехах мини-заводов и в гаражах.
Местные власти будут зорко следить за вашими успехами и провалами, оценивая тюрьму показателем рейтинга, словно это какой-то ресторан, парк или гостиница. Высокий показатель свидетельствует о мастерстве управляющего и позволяет расширить сферу его ответственности. Во вновь прибывшем автобусе могут сидеть уже смертники, которым терять нечего, поэтому они не откажутся пополнить список жертв парочкой фамилий своих соседей. В то же время в тюрьме возникает своя иерархия, образуются влиятельные банды, стремящиеся подчинить себе окружающих и любым путем устранить конкурентов. В этот момент этап строительства на время заканчивается и сменяется управленческим.
Помимо нового распределения по камерам, вызванного произошедшими изменениями, свой комплекс нужно так спланировать, чтобы враги никогда не встретились в одном месте. Если же это произошло, то неминуемо случится драка, а часть ее участников может постигнуть летальный исход, если рядом не оказалось охранников и врачей. Если же последние были грубы и не воспитаны, то не избежать нового иска за жестокое обращение, что опять-таки отразится на рейтинге. В конце отчетного периода клерки представят на ваше усмотрение список лиц, подавших прошение о досрочном освобождении на поруки за хорошее поведение. Начальник тюрьмы принимает данное решение, исходя из собственных наблюдений и зарегистрированной информации.
К сожалению, влияние игрока на кадровую политику сведено к минимуму. Размещение новой комнаты автоматически привлекает соответствующего сотрудника, а очистка местности имеет обратный эффект. Авторы решили не утруждать управляющих заботой о регулировании уровней зарплат и поддержании морального настроя на должном уровне, а вот у заключенных изменение этого же параметра нужно учитывать.
Финансовые показатели в данном случае отошли на второй план, но без притока денег на достаточном уровне тюрьму ждет закрытие. Источниками доходов являются бюджетное финансирование, поступления от продажи изделий, сделанных узниками, и безвозмездные перечисления от организаций, беспокоящихся о благополучии осужденных и внимательно отслеживающих число лиц, которых вам удалось перевоспитать и выпустить на свободу после истечения срока заключения. В расходах значатся выплаты на содержание арестантов, зарплата сотрудникам, строительство и техническое обслуживание уже размещенных объектов, состояние которых от времени ухудшается, выдача моральных компенсаций и отчисления за аренду земли, уменьшить стоимость которой могут юридические отделы. Графики для анализа отсутствуют, зато важные выводы можно сделать, взглянув на бюджет.
Интерфейс, выполненный в симпатичном дизайне, получился чересчур компактным, да и шрифт на высоких разрешениях мелковат, зато окошки можно перетаскивать или мгновенно закрыть их все по нажатию пробела. Всплывающие подсказки - в наличии, а на освоение управления уйдет не более десяти минут. Обустройство интерьера производится с видом сверху, а надзор за помещениями осуществляется через камеры безопасности, щедро развешанные на каждом углу здания, что довольно оригинально. На любого человечка имеется панель с характеристикой, а в любой момент охрану и узников можно перетаскивать в нужные места. В больших зданиях можно вести застройку нескольких этажей. Для любопытных также измеряется площадь каждой комнаты. Не обошлось и без традиционного пейджера с новостями.
Движок Shopping Centre Tycoon был модифицирован и со своей задачей справляется. Наибольшая свобода в обзоре присутствует при обходе периметра. В округе можно заметить автостоянки, деревца, мутную воду, напоминающую желе, и бескрайнее небо. Осматривая дворик, обнаружатся заборчики, главные ворота и строгая архитектура построек, часть из которых специально не снабжена крышами. В большой тюрьме будет более 30 видеокамер, поэтому за происходящим легко наблюдать. Впрочем, это все-таки не сравнится с возможностью свободного перемещения камеры внутри построек. Качество текстур находится на среднем уровне, а анимация до него немного не дотягивает, хотя интересно смотреть на клерков за работой, патрулирующих охранников и болтливых заключенных, обладающих способностью проходить друг друга и двери насквозь. Впрочем, иногда драка визуально похожа на мирный разговор.
С набором звуковых эффектов (всего - 30) разработчики перестарались. Довольно быстро на уши игроков обрушивается поток разнообразных шумов, включающих перезаряжающиеся винтовки, гул толпы, вой и писк сирен, клацанье замков на воротах. Сразу хочется идти искать место, откуда был совершен побег, но на деле оказывается, что все это было добавлено в игру для полноты ощущений и погружения в атмосферу. Музыкальное сопровождение представлено 4 треками с полноценной продолжительностью, но не в экономном формате. В мелодиях отчетливо слышны звучания гитары и губной гармошки, а в стилевом направлении прослеживается стремление к кантри, только вот композиции получились однообразными, хотя от игры не отвлекают.
Prison Tycoon - занятная экономическая стратегия, основным недостатком которой является почти полное отсутствие микроменеджмента, что может не понравиться опытным игрокам. Вероятно, авторы пошли на такой шаг намеренно, чтобы с игрой смогли быстро разобраться даже новички.