Эволюция военного искусства Безумно популярный среди фанатов жанра мультиплейерный шутер Battlefield 1942, вдогонку которому последовали два официальных дополнения (Secret Weapons of WWII, Road to Rome) и одно ответвление (Vietnam), не считая множества полупрофессиональных и откровенно любительских модификаций, дожил до полноценной второй части. Логично продвигаясь дальше во времени, разработчики из Digital Illusions перенесли место действия в вымышленное настоящее. Битва на потрясающе реалистичных ландшафтах разворачиваются между США, Китаем и некоей Ближневосточной Коалицией. Как и следовало ожидать, суть игры осталась неизменной: на поле боя по-прежнему сталкиваются две команды, которые должны крушить неприятеля и захватывать контрольные точки, чтобы довести количество "билетов" конкурирующей стороны до нуля. "Все то же самое, только больше и красивее" - похоже, подобному девизу неотступно следовали авторы явления по имени Battlefield. Однако игра может похвастаться не только совершенно новым движком и запредельным уровнем графики, который станет настоящим испытанием для владельцев среднего "железа", новым оружием и образцами современной военной техники, специальностями и способностями бойцов, но и интересными организаторскими нововведениями, помогающими грамотнее вести сплоченную командную игру.
Игровых режимов, как нетрудно догадаться, тут всего два: одиночная игра, которую следует воспринимать скорее как расширенный тренинг перед вторым режимом - мультиплейером по сети или Интернету до 64-х человек (обещанная "сотня" так и осталась лишь на бумаге). Причем сингл зачем-то еще и существенно урезали в правах, поэтому игроки, польстившиеся на BF2 только из-за него, будут несколько разочарованы. Все дело в том, что в одиночной игре могут бегать 16 игроков (ботов) на картах, которые рассчитаны только на 16 участников. А ведь есть еще варианты тех же самых карт (центральная часть остается, но граница расширяется и становятся доступны новые области), на которых могут одновременно носиться 32 или 64 бойца, но это уже прерогатива мультиплейерных баталий. Минус последних - полное отсутствие ботов, к участию в командной битве допускаются только живые игроки. А очень даже зря, ведь компьютерные болванчики легко могли бы заменить недостающих, хотя, конечно, претензии к их поведению есть и притом немалые. Меня, например, свои же соратники в боевой горячке несколько раз умудрялись давить танком, один раз проехались по костям на истребителе, а уж сколько раз они тыкаются на каком-нибудь джипе или багги носом в стену или забор - и вовсе не сосчитать. Как при этом им удается ловко управляться с вертолетами и самолетами - загадка.
Обделенной оказалась одиночная компонента и в плане количества карт. Если для любителей общественной жизни их выложили 12 и, напомним, трех размеров, то на сингле открыт доступ только к 10-ти. Распылять конфликт между тремя враждующими сторонами по всей планете создатели не стали, а ограничились лишь Азией (читай - Китаем) и Ближним Востоком, распределив карты в пропорции семь к пяти. Бои идут как на относительно свободных территориях, так и в небольших городах, а отбивать (или оборонять) приходится атомную электростанцию, нефтеперерабатывающий завод, телевизионный транслятор, урановые рудники. Повсеместно встречаются стационарные пушки и пулеметы, помогающие сдержать натиск на особо популярных направлениях атаки. Иногда, особенно в условиях тесных городских улиц, ставку необходимо делать на маневренную пехоту, способную укрыться за любым выступом, а порой, если речь идет о картах с множеством маленьких островков, без толкового использования катеров и воздушной техники о победе можно и не мечтать.
После гибели техника возрождается, как и раньше, на своих законных местах. Всего представлено более 30-ти различных моделей (коллективное использование, когда кто-то управляет, а остальные стреляют - присутствует в обязательном порядке), и каждый из участников конфликта обладает примерно равным количеством самых передовых наземных, водных и воздушных машин (используется лазерная наводка бомб, ракеты с тепловым самонаведением и пр.). За разумным балансом сил здесь тщательно следили, и это не может не радовать.
Хотя у американцев все же имеется небольшое преимущество, у них есть авианосец, чего остальные лишены. Покататься на нем нельзя, но он обладает неплохим собственным вооружением, а также служит базой для размещения истребителей и "вертушек". Помимо него в арсенале янки присутствуют: танк M1A2 Abrams, быстроходный багги, самоходная зенитная установка M6 Bradley, "Хаммер", плавающая БМП, парочка вертолетов (AH-1Z Super Cobra, HH 60H Seahawk - управление вертолетами, пожалуй, еще немного продрейфовало в сторону симуляторов, став более реалистичным, поэтому наличие джойстиков только приветствуется) и несколько уже упомянутых истребителей, таких как F-18 E/F Super Hornet, F-15E Strike Eagle.
Китайцы не отстают и противопоставляют мощной американской военной машине танк "Тип-98", самоходную зенитку и бронетранспортер собственного производства, еще джип, переделанный из транспортного микроавтобуса, истребители Су-30 и местный Jian (J)-10, а также три типа вертолетов: транспортные Ми-17 и Z-8, и сильно уступающий конкурентам атакующий WZ-10.
Ближневосточная военщина обладает ничуть не менее внушительной коллекцией, все-таки не террористы какие-нибудь, притом большая его часть советского производства. Небо за них предлагают бороздить на Су-34, Миг-29, Ми-28, а в землю вгрызаться танком T-90, зенитным комплексом "Тунгуска", многоцелевым армейским автомобилем Газ-39371 "Водник", армейским джипом, бронетранспортером БТР-90.
Количество специализаций теперь выросло до семи видов: спецназовец, снайпер, штурмовик, боец поддержки (снабженец), инженер, медик и гранатометчик, и каждый, по традиции, комплектуется своим набором оружия, причем стрелять из него можно в нескольких режимах. Скажем, медбрат носит с собой дефибриллятор для быстрой реанимации прямо на месте и может раскидывать по округе аптечки. Впрочем, более интересны другие новшества. К мелким можно отнести возможность ускоряться, быстро бегать или плавать, а к более существенным - оказывать влияние на сослуживцев. Отныне если медик, инженер или снабженец залезают в какое-нибудь транспортное средство, то оно наделяется уникальными свойствами. Например, стоит инженеру попасть внутрь какого-нибудь танка или джипа, как он превращается в ремонтное средство и быстро чинит весь транспорт, находящийся в непосредственной близости от него. Медик, соответственно, делает из авто мобильный госпиталь и латает здоровье всех игроков в определенном радиусе, а снабженец поставляет боеприпасы. Каждый боец теперь, создав учетную запись, ведет свою статистику и по окончании раунда может получить награды, медали, нашивки и даже вырасти в звании, что откроет доступ к новому оружию. Также это поможет стать командиром отряда - еще одно нововведение в серии. Если раньше все воевали, что называется, кто во что горазд, то теперь можно вступить в отряд, насчитывающий до шести человек, и выполнять приказы своего непосредственного начальника. При желании можно выдвинуть и себя на эту должность, если же соискателей окажется несколько, то ее займет игрок с более высоким рейтингом. Во главе отряда разрешается отдавать приказы подчиненным хоть непосредственно на месте, хоть на карте, как будет удобнее.
Координировать работу отрядов призван главнокомандующий, который управляет своей армией наподобие традиционной RTS, и такой боец у каждой армии может быть всего один. Новацией в жанре это назвать сложно, вспомним хотя бы Tribes 2, но для данной серии приобретение несомненно полезное. Вы также можете попытаться занять это тепленькое местечко, правда, шансов его реально заполучить (если не брать в расчет одиночную игру, где дадут с закрытыми глазами) немного. Командующий, как и до назначения, продолжает бегать по полю и вести боевые действия, у него просто появляется специальный командирский экран. Он позволяет командовать отрядами и использовать одну из четырех вспомогательных функций: отсканировать всю карту на предмет выявления противника, установить радиобуй, обнаруживающий врагов на расстоянии небольшого радиуса от него, нанести артиллерийский удар и сбросить специальный контейнер поддержки, который вылечит, отремонтирует и пополнит боезапас у всех, оказавшихся поблизости. После использования любой из вышеозначенных опций требуется некоторое время, чтобы она вновь "зарядилась" и стала доступной. Артиллерия в BF2 не виртуальная, а самая настоящая, поэтому противник может вывести ее из строя, как и спутниковый центр, чтобы затруднить командующему координацию войск. Недостатком здесь является то, что отдавать приказы можно только отрядам, а отдельным солдатам, которые не пожелали или не успели в них вступить - не получится.
Графика никогда не была слабой стороной серии Battlefield, и во второй части она продолжает штурмовать уже новые высоты. Модели техники выглядят так правдоподобно, что можно разглядеть даже мельчайшие детали, аналогично претензий нет ни к внешнему виду бойцов (разве что с ragdoll'ом чуть переборщили - после гибели вояки превращаются в некую бесхребетную тряпичную куклу и норовят сложиться в крайне неестественную позу), ни к оружию. Отменно смотрятся взрывы (хотя и разрушать можно далеко не все, а только определенные объекты), дымовые следы от ракет или петляющий шлейф от проносящегося над головой истребителя, порадовала вода. Дизайн карт выдержан на "отлично", каждая обладает своей индивидуальностью, и спутать их друг с другом просто немыслимо. Звук также не подкачал, наглядно демонстрируя практически идеальный образец для подражания всем прочим военным стрелялкам. Предусмотрена даже возможность общаться голосом, отдавая приказы посредством микрофона.
В общем, в техническом плане Battlefield 2 может называться игрой следующего поколения вполне заслуженно. Но за это придется расплачиваться непомерными системными требованиями, во всей красе последний шедевр от Digital Illusions раскроется и засверкает всеми гранями только на самом последнем поколении графических карточек, уже не говоря о наличии хотя бы гигабайта виртуальной памяти и процессора не ниже 3 ГГц. Мало того, игра вообще откажется запускаться, если вы попробуете скормить ей карты ниже уровнем, нежели GeForce FX 5700 или Radeon 8500. Иными словами, если вы на своей системе спокойно играли в DOOM 3 или Half-Life 2, это еще вовсе не значит, что BF2 на ней заработает. И ничего тут не поделать - прогресс, понимаешь.
Если ранее серия видоизменялась небольшими шажками, то теперь совершила огромный качественный скачок, при этом, что ценно, не растеряв по дороге уникальную атмосферу, море адреналина и динамичный геймплей, за что ее и полюбили в народе. Командный дух теперь сплотился еще сильнее, благо система отрядов и появление командующего этому только способствуют, нельзя не отметить и собственный карьерный рост. Идею с делением карт на маленькие, средние и большие в зависимости от количества участников также можно признать вполне разумной, ведь всем сразу угодить сложно. Кто-то сражается небольшими командами и им вовсе не нужны огромные территории, в то время как шести с хвостиком десяткам игроков на таких локациях было бы просто тесно. Стоит похвалить создателей и за отменную подборку, как личного вооружения, так и образцов военной техники (на сей раз самых современных модификаций), которая как раз и позволяла Battlefield'у всегда выгодно выделяться на фоне своих конкурентов.
Недостатки, конечно же, имеются, но вряд ли их можно считать глобальными. В частности можно отметить наложенные свыше ограничения на сингл, да еще с таким, прямо скажем, никудышным AI, отсутствие ботов в мультиплейере, невозможность командующего управлять отдельными солдатами, и, разумеется, системные требования.
Таким образом, брать или не брать - вопрос даже не ставится. Безоговорочно рекомендуется всем поклонникам серии, а также всем тем, кто неровно дышит к командным шутерам.