В погоне за "серыми человечками". Если вам кажется название Area-51 смутно знакомым, то знайте, это вовсе не паранойя. Впервые игра, вернее даже аркадный автомат от Midway, виртуальный тир с использованием световых пистолетов, появилась еще в далеких 80-х. А без малого десять лет назад удостоилась чести переноса на PC, кстати, даже раньше, чем более известный The House of the Dead. Теперь же разработчики решили не ограничиваться куцыми рамками одного лишь тира, и вольный римейк древней классики превратился в полноценный шутер от первого лица. К сожалению, разрабатывался он сразу для нескольких платформ, поэтому на эффектной графике, внимании к деталям и вменяемой продолжительности можно сразу же ставить крест. В вотчине, где правят бал PS2 и Xbox, редко какая игра решается нарушить эти негласные заповеди. И новая-старая "Зона 51" не явилась исключением.
Может быть, есть чем удивлять по части сюжета? Опять мимо, все крайне традиционно, разве что наблюдается самая большая плотность "загадок человечества" на квадратный сантиметр прохождения, нежели где бы то ни было еще. Главным героем игры является Итан Коул (Ethan Cole), который в составе команды по борьбе с опасными средами HazMat прибывает на секретную американскую военную базу, носящую название Area 51. Спецам поручено разыскать предыдущую группу солдат, которые отправились внутрь комплекса, да почему-то не вернулись. Нетрудно догадаться, что рутинное задание превращается в кошмар, выбраться из которого удается только одному Коулу. По ходу дела также выясняется, что эта база просто кишмя кишит всевозможными "секретными материалами", а потому явилась бы самым большим подарком для агента Фокса Малдера, если бы он тут оказался. Впрочем, без него также не обошлось - актер Дэвид Духовны любезно подарил свой голос Итану Коулу, но об этом чуть позже. На протяжении 18-ти миссий одиночной кампании (мультиплейер, к слову, тоже присутствует), плутая по лабиринтам, вентиляционным шахтам и лабораториям самой законспирированной на свете организации, Коул натыкается на летающие тарелки и узнает правду о катастрофе в Розуэлле, изучает секретные образцы военного оружия, глазеет на тела пришельцев, сталкивается с людьми-мутантами, зараженными непонятным вирусом, бегает по павильону, в котором "снималась" высадка американцев на Луне, и даже воюет с вооруженными акулами. Первые несколько миссий вас сопровождают члены отряда, поэтому воевать веселее, жалко только что все их поведение строго подчиняется заранее прописанным скриптам. Поэтому сколько бы раз вы не начинали уровень заново, все действия напарников будут повторяться. Потом эту "группу поддержки" потихонечку "скушают", и Коулу приходится сражаться с толпами мутантов в одиночку. Мало того, одна из тварей умудряется его укусить, поэтому поиск лекарства от вируса и является главной целью остальной части этого "законспирированного" приключения. Не считая, конечно, уничтожения космического корабля и всей подземной базы пришельцев, которые задумали, ни много ни мало, захватить Землю.
Собственно, войнушка на территории пришельцев впечатляет гораздо больше, в отличие от скучных катакомб и исследовательских помещений, где фантазия авторов явно брала неоднократные отгулы. Хорошо еще агрессивные и ни на секунду не прекращающиеся перестрелки сделаны должным образом, в лучших традициях жанра, и не позволяют сильно отвлекаться на осмотр достопримечательностей, а то оценка игры была бы на порядок ниже. А вот загадок или интересных головоломок здесь нет, хотя, вроде бы, просятся. Но нет, авторы посчитали их излишней обузой и все свели к банальной беготне и стрельбе. Максимум, что приходится искать, так это карточку доступа (как вариант - оторванную руку/голову для сканера) или кнопку от очередной двери. Хотя особо любопытные могут дополнительно разыскать на каждом уровне несколько припрятанных "секретных" предметов, отсканировать их при помощи прилагающегося сканера и получить в награду доступ к новым материалам (карточкам, описаниям, видеороликам) в бонусных разделах.
Иногда еще дают пострелять из пушек (монстры почему-то после близкого взрыва забывают про закон всемирного тяготения и взмывают в воздух и падают в несколько раз медленнее, чем положено), а после укуса Коул в любое время может по своему желанию превращаться в мутанта (правда, очень ненадолго) и затем обратно в человека. Кем интереснее проходить игру - монстром или человеком, каждый может выбирать для себя сам, ибо на сюжет это никоим образом не влияет. Дальше эту тему создателям развивать, похоже, было лениво. Картинка после трансформации размывается и наполняется яркими, теплыми тонами, а живые объекты отображаются красным цветом. В обличье мутанта Итан может использовать пару типов атак, но стрельба из огнестрельного оружия становится, увы, недоступна.
Арсенал борца с пришельцами даже при всем желании нельзя назвать слишком богатым. Пистолет, штурмовая винтовка, дробовик, снайперка, автомат пришельцев, не требующий боеприпасов, их же секретное оружие, пуляющееся сферой, испускающей смертельные лучи, и гранаты. Смотрится не ахти, "слышится" - гораздо лучше. У большинства пушек включить/отключить фонарик, что в темных закоулках особенно ценно, можно бить прикладом, но главное - из автоматов и дробовиков разрешают стрелять одновременно с двух рук. Из пистолетов вот, к сожалению, никак не получится. Странная, надо сказать, логика. Большим разнообразием противников здесь также никто баловать не собирается: охранники, мутанты, генетический гибрид человека и пришельца, паучки, "серые человечки", которые сами не атакуют, но вызывают армию своих подручных, да всего одна единственная разновидность твари-"босса" - вот вам и исчерпывающий список.
Уровень графики у детища Midway болтается где-то между отметками "три с минусом" и "четыре", продолжая идти по стопам подавляющего большинства приставочных портов, которые на персоналках демонстрируют стандарты вчерашнего дня. Полупустые помещения, слабые текстуры с низкой детализацией, не ахти какие модели людей и тем более их антагонистов, вряд ли можно отнести к разряду достоинств. Смотреть с интересом здесь можно только на видеоролики, которые поставлены по всем правилам анимационного режиссерского искусства. На минуточку представьте: команда бойцов в защитных костюмах, осторожно озираясь, медленно ступает по глухому, темному туннелю, освещая фонариками, закрепленными на штурмовых винтовках; двери лифта, из которых выпрыгивает ужасная страшила и закатывает свой танец смерти. В общем, посмотреть есть на что. Разочаровывает разве что их количество, притом почему-то один из видеороликов явно вырезали из основной игры и прямиком перенесли в бонусный раздел. И, спрашивается, зачем это понадобилось?
Звук получился в целом приятным. Сочные очереди из автоматов ласкают слух, а музыкальные темы умело нагнетает атмосферу подозрительности и страха. Дополняет комплект шум работающих систем и механизмов, переговоры по рации, вопли атакующих нелюдей и масса грамотно вплетенных в общий аудиофон мелких, но от этого не менее значимых деталей. Озвучил главного персонажа, как уже упоминалось, Дэвид Духовны, но, увы, не приложив к этому надлежащих усилий. Представьте себе: все вокруг бегают, суетятся, Земле вот-вот настанет каюк, а этот тип, судя по голосу, пребывает в приятном медитативном состоянии, так что все пришельцы его до лампочки. Складывается ощущение, что актер сейчас заснет, бухнувшись в распечатку с текстом. И почему никто не догадался принести ему для встряски чашечку кофе, что ли? Кроме "специально приглашенной звезды" в озвучке принимали участие и другие известные личности. Например, актер-ветеран Пауэрс Бут (Powers Boothe), недавно засветившийся в "Городе грехов", отдал свой голос майору Бригсу, призывающему Коула, даже несмотря на потерю всей группы, двигаться все дальше вглубь комплекса. А голосом пришельца Эдгара, в теле которого находится так нужный Коулу антивирус, говорит король эпатажа Мэрилин Мэнсон. К счастью, в отличие от Дэвида, которому было явно скучно и тоскливо начитывать свою роль, все остальные отнеслись к своей работе с надлежащим вниманием.
В целом - добротный шутер без видимых изъянов. Бодрый, местами даже затягивающий геймплей едва успевает прикрыть тоннами остывающих на полу тушек не слишком впечатляющую графику. Отсутствие возможности сохраниться в любое время и прочие приставочные "хвосты" скоро будут восприниматься как новый стандарт. А вот оправдать короткую продолжительность уже сложнее, да и тему превращения в монстра можно было "раскрутить" поплотнее. Не слишком помогло проекту и привлечение "главного по тарелочкам". Впрочем, любителям жанра, кто непрестанно ищет новых ощущений в перерывах между DOOM и Half-Life, определенно должно понравиться.