Одноименный анимационный фильм был создан с применением компьютерных технологий в Германии при содействии британских и испанских мультипликаторов и вышел на экраны в 2004 году. Достойного европейского ответа проектам студий Pixar и DreamWorks Animation не получилось, потому что чересчур политкорректная история о карликах из волшебной страны могла заинтересовать лишь детей младшего школьного возраста, чему способствовал и слабо проработанный сюжет. Критики тоже обошли картину своим вниманием, поэтому за ней числится лишь скромная номинация на кинофестивале в Португалии. Между тем, у игры, созданной по мотивам не совсем удачного мультфильма, имеются свои недостатки.
Главные герои истории - смельчак Зино и изобретатель Бу - жители сказочной страны Гайя. В один трагический для ее граждан день злобный профессор Айсли из параллельного мира людей похитил магический кристалл Доломит, способствующий поддержанию жизни и благополучия в Гайе. Герои опрометчиво следуют в окно телепортера и переносятся на Землю, где они узнают, что по здешним меркам являются карликами в стране великанов. Вместе с ними Гайю покидают, попадая на автостоянку к ведьме-любительнице, снурки - существа-изгои в своем волшебном мире, мечтающие о светлом будущем. Зино и Бу придется теперь спасать снурков, кристалл, опекать дочь мэра Аланту, а заодно попытаться отыскать возможность вернуться в родную страну.
Обучающий режим затрагивает лишь основы интерфейса, зато по ходу игры встречи с незнакомыми объектами будут сопровождаться подсказками. 7 больших уровней разбиты на мелкие задания и предстают в двух вариантах. В первом случае, управляя Зино, необходимо искать путь от точки старта до пункта телепортации, преодолевая многочисленные препятствия. Во втором - придется вести гоночный болид героев на различных трассах с целью финишировать, уложившись в заданный лимит времени.
Наибольшую трудность в пешеходных миссиях представляет поиск дальнейшего пути следования, который вместо использования обычных тропинок предполагает осваивание различных высот, кажущихся, на первый взгляд, недостижимыми. Немаловажно и обнаружение неприметных механизмов, потому что пробежаться по некоторым участкам, к примеру, можно будет, лишь перекрыв вентиль, обеспечивающий подачу ядовитого газа. Местами понадобится отыскать ключи, лежащие на видных местах, для открытия дверей.
Всячески мешать передвижению компании призваны часто встречающиеся противники. Как и в гонках, поединкам присущи аркадные черты, поэтому будет достаточно развернуться в нужном направлении и не отпускать кнопку удара, пока все враги не погибнут. Нечисть представлена бронированными тараканами, гигантскими крысами, ядовитыми пауками, птицами-агрессорами и прочими супостатами. Интеллект противников колеблется на уровне его отсутствия, а достойное сопротивление они способны оказать лишь в большом количестве. Так, наступающая на героя огромная птица оступилась, упав с платформы, и благополучно застряла в куче досок, позволив спокойно себя умертвить.
Падение с больших высот может быть смертельно для героя, после чего придется проходить уровень сначала или с последней достигнутой точки сохранения (3-5 штук на уровень). В гонках угробить машину тоже не позволят, а по нажатию одной кнопки ее удастся вернуть на трек, продолжив заезд, не забывая собирать разноцветные кристаллы для ускорения.
Друзья Зино и Бу почти не расстаются, но толку от советов последнего немного, а сам он выполняет лишь сопровождающую роль, хотя призван работать механиком во время эксплуатации автотранспорта. Именно Бу снабдил Зино последними техническими новинками, помогающими ему в приключениях. Дубинка (имеется обычный удар и атака в прыжке) и противомонстровая базука помогают усмирять врагов, энергетические браслеты - их замораживать, универсальный арбалет используется для организации прыжков через большие пропасти, "кузнечик" - для скоростного передвижения, фонарик - для освещения окрестностей. Все технические средства расходуют небольшую долю соответствующей энергии (голубой, зеленой или фиолетовой). Пополнять ее запасы можно, похищая волшебные кристаллы из разрушаемых коробок. Там же удастся разжиться лечебным зельем.
На смену сбору призовых монеток пришло коллекционирование спортивных кубков. До десятка таких разбросано на каждом уровне в доступных местах, при этом скрытых от прямого взгляда героя. Излюбленной тактикой авторов является помещение трофеев высоко над головой персонажа, чтобы их смогли обнаружить лишь те, кто активно вращает камеру. Пользы от сокровищ очень мало, разве что бесполезной медалью наградят.
Разработчики попытались внедрить удобный и интуитивно понятный интерфейс, но потерпели фиаско. Особенно сложно приходится в начале игры, где нужно освоить такие трудоемкие приемы, как перемещение по краю платформы, свесившись вниз, и движение вдоль стен, вплотную прижавшись к ним. Конечно, со временем можно привыкнуть к тому, каким способом эти действия выполняются, но хлопот добавляет то, что приводимые подсказки основаны на раскладке управления, заданной авторами, поэтому, переназначив клавиши, вам придется опытным путем вычислять, что теперь нужно использовать для получения требуемого результата. Некоторые участки прохождения делают упор на серии прыжков, которые обладателям клавиатур доставят массу неприятностей. В гонках машина, напротив, весьма чувствительно реагирует на команды пользователя. Любой открытый уровень можно впоследствии переиграть заново.
Трехмерное графическое исполнение сочетает мрачность, однотипные декорации и передает ощущение постоянного пребывания в небольшом замкнутом пространстве. Качество текстур находится на среднем уровне, модели персонажей не отличаются детализацией, а художники просто схалтурили. Анимация однообразна и оставляет желать лучшего. Более того, даже не надейтесь развернуть героя к себе лицом во время управления им. Камера зачастую не будет успевать за вашим перемещением, а спецэффекты на удивление примитивные и ограничиваются чередой разноцветных вспышек.
В совокупности видеовставки составляют около 30 минут (из общих 90) мультфильма, который увидят игроки. Мало того, что особого интереса их просмотр не вызывает, так еще и сумбурная нарезка кадров, сделанная авторами, порадует лишь тех, кто его уже посмотрел целиком.
В эффектах заметна бесшумность окружающего мира, а звуки, в основном, возникают лишь после действий главного героя. Этот недостаток сполна компенсируется прекрасным музыкальным сопровождением, составленным, по большей части, из мелодий саундтрека к мультфильму. Его композитором выступил талантливый американец Майкл Кэймен (Michael Kamen), сочинивший музыку ко многим голливудским блокбастерам (три части "Крепкого орешка" и "Смертельного оружия", "Люди-Икс", "Робин Гуд"). Не успев лично завершить создание треков к мультфильму, он умер от сердечного приступа, но дело достойно довели до конца музыканты подотчетного оркестра.
Русский перевод выполнен хорошо. Хотя для части видеороликов были добавлены лишь субтитры, зато здесь можно услышать голос Патрика Стюарта (капитан Пикар в "Звездном пути"). Русские дублеры не привнесли нового настроения своими 258 репликами, а поскольку большинство затянутых диалогов самого мультфильма навевает скуку и не отличается присутствием юмора, то и в игре словесные поединки главных героев быстро надоедают, хотя по идее совместное путешествие осторожного ученого и безрассудного смельчака предполагало наличие массы комичных ситуаций.
Приложение не отличается стабильностью, поэтому переключение через Alt-Tab сопряжено с проблемами, а безобидный выход в меню во время прохождения любого уровня, что должно являться альтернативой обычной паузе, в 9 случаях из 10 приводит к вылету с потерей последних достижений.
Вместо того чтобы скрыть слабые места мультфильма с помощью увлекательного геймплея, разработчики допустили немало собственных ошибок, что негативно отразится на судьбе обоих проектов, потому что, познакомившись с игрой, даже мультфильм смотреть уже совсем не хочется.