Пародией на секретных агентов уже давно никого не увидишь. Так, популярные во Франции актеры исполнили главные роли в фильме "Два нуля", вышедшем в прокат прошлой осенью, а испанцам ближе своя серия комиксов. Еще до появления "бондианы" в кинематографе писатель и художник Франциско Ибаньес (Francisco Ibanez) дополнил в 1958 году сборник историй для детей рассказом о похождениях частных детективов Мортадело (мастера маскировки, названного в честь итальянской колбасы) и Филемона (его начальника). Герои так полюбились испанцам, что автор с радостью устроил их на работу в секретное агентство, где им предстояло противостоять мировым заговорам, выполнять приказы вредного босса Винченте, пользоваться изобретениями ученого-неудачника Бактерио, обольщать неуклюжую секретаршу Офелию, представляющих пародии на M, Q и Moneypenny соответственно.
Два неаккуратных агента постоянно попадали в неприятности, сначала обезвреживая бомбы, а затем случайно их же взрывая в штаб-квартире. Автор комиксов с помощью героев успел выказать свое отношение к проблемам экстремизма, политики, культуры и даже Олимпиаде. Немногочисленная команда испанских разработчиков из Alcachofa Soft объединила усилия в 1995 году, а в их активе имеется уже 5 игр, созданных по мотивам комиксов о Мортадело и Филемоне, три из которых вышли и на территории России, а две из них состоят из 2-х частей, логично связанных между собой. Это относится и к "Мести скарабея", включающей истории про задание в Москве и поиски пропавшего талисмана Клеопатры.
Винченте: Сеньорита Офелия! Принесите мне кандалы, клещи, испанский сапог, кнут и пару пряников. Да, и вызовите ко мне в кабинет несколько агентов из тех, кого не жалко. Например, Мортадело и Филемона...
Итак, согласно новой миссии очередной враг спецслужб - Шестая секта, возникшая после пятой и незадолго до появления седьмой, планирующая скорое порабощение мира. Самые бездарные сотрудники, потратив уйму времени на понимание задания, отправляются в Москву, чтобы случайно выкрасть книгу бога Амона-Ра с музейной выставки, затем отправиться в Каир на поиски затерянной пирамиды Фрускиса и бесследно исчезнувшего амулета, способного разбудить древнее Зло, а в финале - найти тайное прибежище секты и сорвать колдовской ритуал. Увлекшись, авторы случайно спародировали и фильм "Мумия".
Филемон: Почему вы взяли с собой 10 тысяч евро? Мы ведь в России! Здесь нам понадобятся рубли.
Мортадело: Неужели? Просто я полагал, что расширение Европейского Союза...
Приключения начинаются в городской гостинице, а герои быстро сталкиваются со многими трудностями. Им предстоит не только поменять валюту, но и споить собаку, собрать странные ключи, необычным способом достать два билета в музей, исследовать древние катакомбы, спасти несчастную девушку от жертвоприношения и даже уничтожить демона.
Всего нужно пройти около 30 локаций, не считая заброшенных туннелей. По важности на первом месте стоит сбор предметов. Полезные вещи встречаются очень редко, а масса прочего хлама будет некоторое время отвлекать от продвижения вперед. Хотя комбинировать находки и обмениваться ими между главными героями не придется, зато процесс поиска оказывается трудоемким, ведь авторы умудрились хитроумно запрятать некоторые объекты или сделать их неброскими.
Мортадело: А вы, стало быть, - русская: винегрет, отбивные, рулетка, балет, мафия...
Между персонажами можно свободно переключаться, но отличительной особенностью здесь является то, что они не следуют друг за другом. Поэтому, если вы оставите Филемона в гостинице и уйдете куда-нибудь в лице Мортадело, то при активации покинутого напарника игра снова перенесет вас в отель. БОльшую часть загадок можно решить с помощью Мортадело, который, хотя и не блещет умом, зато физическому труду не противится, находясь в полной готовности что-либо вскопать или починить. С другой стороны, кое-где, наоборот, потребуется присутствие начитанного экспериментатора Филемона. Некоторые вещи они вообще смогут сделать, лишь находясь вместе в одном помещении.
В диалогах имеется по десятку реплик на каждого из трех десятков персонажей. Большинство сведений чисто развлекательного характера, но есть и информация, потребная для прохождения. Зачастую для достижения нужного эффекта на собеседника придется перетаскивать ключевой предмет.
Изредка встречаются и головоломки, включающие подбор шифров, плутание по лабиринтам с ориентировкой по наскальной живописи, взлом замков и даже математическую задачку по определению емкости амфоры с использованием весов.
При должном умении игру удастся осилить за 2-3 часа. В этой связи присутствие подробного руководства вряд ли сможет помочь, но зато именно там вы найдете чуть ли не целый комикс с несколькими картинками, в котором подчиненные по заданию шефа пытаются освоить компьютерную игру. В частности, оттуда можно узнать, что в прошлом агенты смогли тайно проникнуть на борт "Титаника", использовав подводную лодку, замаскированную под айсберг, и вернуть похищенные недобросовестными судостроителями шлюпки законному владельцу. Юмора в диалогах предостаточно, а в процессе прохождения игры улыбнуться доведется не один раз.
Интерфейс - стандартный point & click. Левая кнопка мыши отвечает за команды просмотра и использования предметов, а правая - за общение и сбор вещей. Изредка возникают трудности в обнаружении курсором нужного объекта, например, маленького замка на воротах.
Оценивая графику, выполненную в классическом двухмерном стиле, необходимо учитывать, что оригинальная версия игры вышла еще в 2001 году, а большими бюджетами разработчики никогда не обладали. Локации отличаются яркостью, красочностью и вниманием, проявленным даже к второстепенным деталям. Авторы успешно попытались передать своему творению стиль комиксов Ибаньеса. Испанцы изобразили картинку перестроечной Москвы, где портреты Ленина, памятники Сталину сочетаются с первыми проблесками капитализма, а один персонаж из бара не без сарказма напоминает об одном известном политическом деятеле. Небольшое количество анимации и недостатки шрифтов компенсируются забавными видеовставками, сделанными на движке игры.
Звуковых эффектов маловато, зато музыкальное сопровождение содержит 26 треков, включая даже небольшие сэмплы, сопровождающие переключение между персонажами. На московских улицах можно услышать "Венгерский чардаш", "Очи черные", гимн, а в Египте - восточные мелодии. Озвучивание выполнено на твердую "четверку", а наиболее удачно со своей работой справился голос Филемона.
Совсем непривычным новшеством для квестов является присутствие мультиплеера. Через локальную сеть или Интернет в распоряжение друга можно предоставить одного из главных героев, а координировать действия участников помогает встроенный чат.
Невозможно понять и оправдать то, что в России покупателей опять вводят в заблуждение, утверждая, что игра полностью совместима с операционной системой Windows XP, хотя имеет место прямо противоположное. Даже сами разработчики в этом плане проявили честность, указав на своем веб-сайте верные требования.
После знакомства с игрой сложилось противоречивое впечатление. Очередной "гость из прошлого" радует неплохим сюжетом, юмором, комичными ситуациями, в которые попадают герои, что делает его неплохой альтернативой уже поднадоевшим Братьям-Пилотам. С другой стороны, удивляют невысокая сложность, небольшая продолжительность, двухдисковый формат (половина пространства, как обычно, занята рекламой и патчами), а также то, что локализаторы ограничились лишь творческой адаптацией, даже не удосужившись переделать безнадежно устаревший инсталлятор, запускающийся каждый раз при вставке диска.