Серия GTA ведет свое летоисчисление с 1997 года, причем первые две части были "плоскими", а в честное 3D она перебралась только с появлением Grand Theft Auto III. Игры, ставшей своего рода "водоразделом" для всей индустрии на "до" и "после". А все потому, что одной только графикой тогда дело не ограничилось, город стал жить своей жизнью, а главный герой получил такую свободу самовыражения, о которой ранее приходилось только мечтать. Надоело проходить сюжетные миссии и воровать чужие машины? Станьте таксистом, полицейским, медиком, пожарным! Уже потом были и миллионные продажи, и самые высшие рейтинги во всех игровых изданиях, и встреченное бурными овациями продолжение Vice City, добавившее несколько новых профессий и ряд забавных фич. Одним из существенных недостатков VC было только, пожалуй, ее приставочное прошлое, чем слегка грешит и наш сегодняшний гость, третья часть культового сериала - GTA: San Andreas. Как и в предыдущий раз, игра сначала вышла на консолях (успев побить несколько рекордов по продажам на PS2, Xbox-версия выходит практически одновременно с PC), а уже потом добралась и до нас с вами.
Остров невезения в океане есть.
Сюжет не имеет ничего общего с предыдущими частями, разве что неоднократно о них упоминается, да любовник одной из пылких подружек главного героя удивительно напоминает вора из Либерти-Сити. Кстати, именно оттуда и прибывает в Сан-Андреас наше новое альтер-эго. Чернокожий (видимо, это своеобразный ответ всем "угнетенным" нацменьшинствам из прошлых игр серии) выходец из бандитского квартала Карл Джонсон (Carl Johnson или просто CJ), после трагической кончины младшего брата был вынужден смотаться из любимых трущоб Лос-Сантоса, чтобы снова туда вернуться через пять лет уже на похороны матери. Впрочем, неприятности на этом только начались. Дружная некогда компашка, Orange Grove Families, куда и входил Карл, практически распалась, его брат по имени Свит по-прежнему держит камень за пазухой и не желает идти на примирение, а тут еще и прочие уличные банды дают прикурить. Не отстают от них и местные, насквозь продажные копы, насильно заставляющие бедного Карла выполнять для них всякую грязную работенку. Другой бы давно руки опустил, но Карл, как вы понимаете, к таковым не относится. Таким вихрем пронесется, таких делов наворотит на улицах Лос-Сантоса, а после со своей гаражной бандой в Сан-Фиерро и Лас-Вентурасе, что мало никому не покажется. Прогнивший коп Тенпенни, говорящий голосом Самуэля Л. Джексона, тысячу раз пожалеет, что пытался подмять под себя самого крутого гангстера, который когда-либо ступал на землю Сан-Андреаса.
Самоучитель: от велосипеда до истребителя.
Пьянящая свобода и фирменный стиль прошлых GTA плавно перекочевали в третью часть. По округе приятно просто побродить, наблюдая за тем, как встает и заходит солнце, как по вечерам загорается городская иллюминация, а по тротуарам вышагивают и общаются между собой прохожие. Как сумасшедшие водители с полным отсутствием культуры вождения с остервенением быка в стадии погони за красной тряпкой врезаются друг в друга на перекрестках ("свалки" из пяти и более машин - обычное дело), как потом они же выпрыгивают из автомобилей и, невзирая на наличие полицейской формы на том, в кого только что врезался, пытаются его отдубасить или затоптать ногами. Копы, впрочем, тоже не лыком шиты, без промедления прибывают на место преступления и живо фаршируют всех хулиганов горячими, с пылу с жару, пулями.
Во второй раз неукоснительно следуя принципу не чинить то, что и так превосходно работает, авторы не стали кардинально копаться в геймплее, а оставили практически все на своих местах. Свобода перемещения по городу, выполнение сюжетных и второстепенных заданий, когда до них будет охота - все это трогать не стали, но умудрились запихнуть в SA такое количество интересных нововведений, что их за глаза хватило бы на десяток крупных проектов и дюжину помельче. Без шуток. Теперь даже легче сказать, чего в San Andreas'e нет, потому что все остальное здесь точно есть. Самый реалистичный и жизненный из всех виртуальных городов теперь еще стал еще и самым масштабным симулятором из всех существующих. Каждый из трех новых городов, прообразами которых послужили реальные Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас, своими размерами легко заткнет за пояс весь Vice City. А ведь есть еще и безмерные пригородные и сельские территории, горы, реки, пустыни. Более полутора сотен единиц только наземного транспорта, дюжина морских и воздушных судов, не считая всякую экзотики вроде реактивного ранца. Моторные катера и лодки на воздушной подушке; автомобили - от картинга до бетономешалки; самолеты (хотите с вертикальным взлетом - нет проблем!) и вертолеты (вам завернуть транспортный, военный или, может быть, амфибию?) - выбор за вами. Что интересно, но физическая модель поведения транспорта далеко не такая аркадная, как может показаться, особенно это касается вертолетов и самолетов, которые потребуют определенного времени на освоение. При желании своего "железного коня" можно загнать в специальную мастерскую, где его не только перекрасят, но еще поменяют бампера, глушитель, колеса, гидравлику, стереосистему и даже поставят нитро-ускорение!
В общем, чего здесь только нет, даже работающие на фермерских полях тракторы и комбайны можно угонять и кататься потом на них по дорогам в свое удовольствие. Хотя, на новеньком квадрацикле или "бигфуте" по бездорожью, конечно, побыстрее будет. Семейство двухколесных пополнилось полицейским байком, а также велосипедами, внесшими в серию бесспорную изюминку. В совершенстве освоиться с управлением разными видами транспорта призваны специальные школы: водительская, воздушная, лодочная и мотоциклетная. Часть из них тесно вплетена в сюжет, а к остальным можно приобщиться по желанию.
Сутенер-дальнобойщик.
Не забыли разработчики пополнить и список доступных "профессий", которыми можно подработать в свободное от выполнения основных миссий время. Правда, у них есть один существенный недостаток - открываются они по мере прохождения заданий основного сюжета, а выполнять их можно только в определенных местах. Так, в свою трудовую книжку Карл может записать не только работу таксистом, продавцом мороженого, водителем автобуса, кареты скорой помощи, полицейского крейсера, пожарного, курьера по доставке пиццы, но и парковщика, водителя стройтехники, дальнобойщика, оператора подъемного крана и даже машиниста грузового поезда! А вот чем он вряд ли захочет хвастаться, так это развозом проституток по клиентам и обычным домушничеством. Да, наш новый герой проявляет интерес далеко не только к автомобилям, но и к потрошению жилищ, что сделать намного сложнее, нежели выбросить за шкирку какого-то водилу на проезжую часть. Для обворовывания честных граждан придется даже запастись специальным грузовичком, чтобы было куда потом складировать стибренное имущество. Каждая профессия вдобавок имеет несколько "уровней мастерства", и более лихие задания становятся доступны после прохождения довольно простых начальных. Вырученные деньги, как и прежде, лучше всего вкладывать в покупку недвижимости - и доход будет какой-никакой капать (правда, приходится лично наведаться к каждому своему дому для сбора накапавших отчислений), и лишнее место для сохранения не помешает.
Впрочем, на скукотищу никто не сможет пожаловаться и во время прохождения главной сюжетной линии, которая включает в себя более ста миссий. Все, что только можно придумать, а также подсмотреть в разных блокбастерах (сценка с улепетыванием на мотоцикле от грузовика, который падает с моста, вчистую слизана со второго "Терминатора") и родственных проектах вроде какого-нибудь DRIV3R. Традиционные перестрелки (количество стволов уменьшилось, но самые популярные остались) и погони за мотоциклами/машинами/поездами на всем, что только способно ездить, летать или плавать (например, кто-нибудь рулит, а вы отстреливаетесь, или наоборот), а также незаконные уличные гонки идут вперемешку со стелс-миссиями, прыжками с парашютом на точность приземления и совсем уж оригинальными заданиями, до которых могли додуматься только самые изощренные хм.. сценаристы. Как вам, например, такой перл: успеть поджечь из огнемета все парники с травкой до того, как нагрянет полиция, или спихнуть бульдозером на стройке туалет с человечком в яму, а потом подогнать бетономешалку и залить этого бедолагу бетоном? И это еще только цветочки. Даже учитывая, что на некоторые места встреч приходится ехать по полчаса, отматывая чуть ли не половину карты, а потом столько же возвращаться обратно? Будет вам и россыпь мини-игр, например, танцы, как обычные, в духе всевозможных приставочных "танцевалок", так и "танцы" на специальных машинах, оборудованных "подпрыгивающей" подвеской. В принципе, смысл тот же самый, но смотрится интереснее. Еще имеется возможность сыграть на старых игровых автоматах, способных вызвать приступ ностальгии, делать ставки на бегах, а также в вашем распоряжении слот-машины, покер, рулетка, бильярд и даже баскетбол.
Однако новшества этим не ограничиваются, не спешите уходить, мы только начали. Теперь... маэстро, барабанную дробь, пожалуйста... мы умеем плавать! Наконец-то. И не просто плавать, а сразу двумя стилями, брассом и кролем, а еще нырять в глубину и долго плыть под водой. Поэтому отныне вовсе не опасно падать в машине в море - плюхнулись, выбрались на сушу, отряхнулись и побежали себе дальше. Также умение плавать может потребоваться для поиска скрытых путей проникновения на объект, и для добычи со дна морского устриц (они, как и ряд прочих деяний, необходимы для 100% прохождения игрушки). Только не вздумайте самостоятельно переплывать на "неоткрытый" еще остров, хлопот потом не оберетесь. В одиночку бродить нынче стало не модно, поэтому можно включать к себе в банду подручных (чем выше уважение, тем больше можно нанять вышибал) и ходить везде с ними. При езде в автомобиле бандиты высовываются в окна и дружно постреливают прохожих из конкурирующих группировок. Предусмотрена возможность отдать им и парочку банальных приказов типа "стой" и "следуй за мной".
Тело в дело.
Вняв модным ныне тенденциям, авторы попытались внедрить в свою серию элементы RPG, и им это с честью удалось. Некие потуги в этом плане были заметны еще в Vice City, но там на них можно было не обращать внимания, а здесь уже не получится. У Карла по мере прохождения растет целая толпа характеристик, причем помимо основных, куда входят уважение, выносливость, мышечная масса, "жирность" и сексуальная привлекательность, растет еще уровень вождения разных типов транспорта, стрельбы из различного оружия и т.п. Чем больше уровень, тем точнее стрельба, лучше управляемость, а иногда открываются и новые возможности. Выносливость раскачивается, если вы, к примеру, много ходите пешком, еще лучше бегаете, катаетесь на велосипеде (причем бегать можно обычно, а можно и спринтом, усиленно долбя по клавише пробела, это же относится и к велосипеду). Сексуальные флюиды лучше испаряются, если сделать новую прическу (специальные парикмахерские салоны прилагаются), шлепнуть на спину или грудь какую-нибудь татуировку (татуировочные салоны - в наличии) и одеться в шикарный костюм (ну, вы поняли) А еще Карл Джонсон должен есть, чтобы поддерживать форму. Для этого можно наведаться в закусочные быстрого питания или же купить хот-дог у продавца прямо на улице. Поедание залпом огромного количества пищи негативно сказывается на фигуре - Карл моментально толстеет, начинает медленнее бегать и не сможет карабкаться на высокие заборы. Помочь в этой ситуации может лечебное голодание (главное, не переборщить, иначе можно стать тощим) и физические упражнения. Конечно, бегать впустую по улицам вовсе не так интересно, поэтому предусмотрены специальные спортивные залы, где можно обнаружить велотренажер, боксерскую грушу, гантели и штангу, а также встретить мастера рукопашного боя. Последний научит вашего подопечного приемам кунг-фу, которые помогут выжить, когда запас патронов в кармане иссякнет и придется полагаться только на свои крепкие кулаки.
Ну, а девушки - теперь!
Понятно, что далеко не каждого удастся затащить в спортивный зал или татуировочный салон, поэтому нужен стимул. Так в игре появились... девушки, шесть подружек, за которыми можно, что называется, приударить. У каждой из них свой собственный вкус, кто-то любит спортивных, кто-то, наоборот, худощавых, поэтому приходится соответствовать. Чтобы получить ключи от машины девушки или в подарок от нее новый костюм, следует "развивать" отношения. Для чего справно возить свою избранницу на свидания (притом заходить за девушкой стоит только в определенное время) в ближайшую забегаловку или на танцы, а также дарить букеты и вибраторы (разработчики из Rockstar North чувством юмора определенно не обделены), к которым они относятся столь же положительно, как и к цветам.
Изъян происхождения.
В графическом плане San Andreas можно отнести к крепким середнячкам, ибо рассчитанный на приставки движок (его плюс - лояльные системные требования) по сравнению с последними изысками слегка устарел. Хотя некоторые изменения коснулись и этой части, например, камеру вокруг машины теперь можно отдельно вращать, добавились и несколько новых внешних камер. Плавная смена времени суток и приятная городская архитектура, знакомые заимствования у реальных городов-прототипов (в Лос-Сантосе на холме в глаза бросается надпись Vinewood, подле Сан-Фиерро расположен клон моста Золотые Ворота, а по его крутым, уходящим в гору улочкам бодро курсирует колоритный трамвайчик - и таких приятных мелочей тут, поверьте, море), хитроумные дорожные развязки и поистине гигантские масштабы по-прежнему вызывают восхищение. Иными словами, если особо не присматриваться к угловатым моделькам людей (особенно в роликах между миссиями, анимация ничего, но модели...) и оружия, не выискивать откровенные баги на улицах городов или в сельской глуши, или не заострять внимание на неправдоподобном дожде и тумане, и том, что карту района можно вызвать только при переключении в главное меню, то очень скоро все эти недостатки просто перестаешь замечать.
Поймать волну.
Звук, как говориться, отдельная песня. Как и прежде, с GTA здесь трудно кому-то серьезно соперничать. В транспорте по-прежнему играют различные радиостанции (всего их 11), позволяя подобрать для себя любимую музыку по вкусу. Несколько станций крутят рок, другие хип-хоп, еще в ассортименте фанк, хаус, кантри, не забыт и разговорный жанр. Перерывы между композициями заполняются прогнозом погоды, забавной рекламой и болтовней ди-джеев. Отдельно хочется отметить разговоры "по душам" главных действующих лиц. Приглашенные для озвучки актеры и певцы разной степени звездности настолько вжились в свои роли, что заставляют поверить, будто основные персонажи и вправду выросли на улицах какого-нибудь негритянского гетто. Как у нас в армии или милиции матом не ругаются, а разговаривают, так и здесь, что ни предложение, то завернуто в трехэтажный, что ни ответ, то первосортная, с матерым сленгом уличная брань. Чего стоят тирады бывшего зека, подметающего пол в сортире местного "Макдоналдса", мечтающего попасть в шоу-бизнес, или философские реплики насчет плохой кармы перед перестрелкой бывшего хиппи. Колоритно? - Да. Атмосферно? - Еще бы. Стоит ли подпускать к колонкам детей, пожилых и беременных женщин? - Ни в коем случае! Потому как предложения, в которых из семи слов пять являются непечатными, здесь не редкость.
И снова в яблочко.
Опять, как и два года назад, на нашей улице не смолкают песни и пляски, расцветают искрящиеся шапки разноцветных салютов и размахивает флагами праздная публика. GTA: San Andreas не просто оправдал возложенные на него ожидания, а выдал эмоций с лихвой. Заодно глумливо попрыгал на трупах тех пессимистов, которые твердили, что выжать что-то еще из "идеологии GTA" невозможно. Новые профессии и транспортные средства, десятки возможностей и сотни запоминающихся деталей служат приятным дополнением для интересного сторилайна и яркой цепочки адреналиновых миссий. Жаль только, что в PC-версии отсутствует кооперативный режим, чем могут похвастаться обладатели приставок. Хотя игра получилась немного другая, не такая как Vice City, но то, что это потенциальный претендент на звание Игры Года (а также лавры самой продаваемой игры в истории) нет ни тени сомнения. Это не просто игра, это целый мир, город с тысячей лиц и океаном возможностей, виртуальная жизнь, которая легко способна отодвинуть на задний план реальную, просочившись в маленькую брешь свободного времени и углубив его до уровня Гранд Каньона.
Именно столько человеко-часов понадобится, чтобы по ходу или после основной линии завершить все отношения с девушками, выиграть все гонки и соревнования на стадионах, честно отработать на всех предложенных работах, намалевать из баллончика сотню граффити своей группировки на улицах Лос-Сантоса, сделать при помощи фотоаппарата 50 снимков Сан-Андреаса, отыскать 70 уникальных мест для прыжков, еще полсотни лошадиных подков и столько же устриц под водой. Возможно, тогда вы и увидите в графе "Progress made" заветные 100%.
Так сколько это все-таки по времени? По разному. Кому-то за глаза хватает и порядка восьми часов, что наглядно продемонстрировал один фанат, не только прошедший игру, но записавший свои мытарства и выложивший в сеть для всеобщего обозрения. Авторы настаивают на цифре в 150, некоторым же, полагаю, маловато будет и нескольких месяцев. Ведь это не просто интересная и захватывающая игра из легендарного семейства, а практически идеальный симулятор разухабистой гангстерской жизни, аналогов которому нет. Рекомендуется всем (за исключением, разумеется, упомянутых выше детей, стариков и беременных женщин) и в неограниченных дозах. Must Have.
932 Прочтений • [Grand Theft Auto: San Andreas ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]