Лед и пламя Предыдущая часть NHL Eastside Hockey стала первым нефутбольным проектом Sports Interactive и, благодаря движку Championship Manager (а ныне Football Manager), после своего выхода сразу захватила лидерство в жанре хоккейных менеджеров. Конечно, просто так отдавать непаханые хоккейные поля SI не собирается, потому мы и будем теперь каждый год получать очередную версию и с дотошностью тестеров искать далеко не очевидные нововведения. Дубль номер один для отслеживания изменений - NHL Eastside Hockey 2005. Пройтись по нему довольно-таки занятно, хотя немного и скучновато. Впрочем, сомневаюсь, что хоккейных фанатов это сколько-нибудь огорчит. Они-то ведь наверняка изрядно изголодались по североамериканским хоккейным баталиям, где каждая игра стоит особняком и всегда преподносится по-своему. Матчи Национальной Хоккейной Лиги уже год, как простаивают из-за вопроса зарплат игроков, а будущий сезон, скорее всего, постигнет участь подарочной коробки конфет, переходящей из рук в руки - то есть участь так и не быть открытым.
На виртуальных ледовых площадках всё складывается более радужно. Не имевшие хорошего хоккейного менеджера до недавнего времени геймеры получили его в лице ЕНМ. Конкурентов не видать и за версту, так что другого выбора масс, кроме как нашего сегодняшнего экземпляра, ожидать не приходится.
С самого начала игра радует, что очень шустро работает даже при выборе большинства доступных лиг. Football Manager с его неспешными подгрузками оставлен далеко позади в этом компоненте. Хотя оно и понятно - игроков, тренеров и команд здесь явно меньше, так что компьютеру особо усердствовать подсчетом и пересчетом не приходится. Каждый клик по кнопке "Continue" сопровождается не многосекундным ожиданием и десятым походом на кухню за кофе, а быстрым переходом на временной отрезок вперед, следовательно особо замечтаться или отвлечься от хода игры ЕНМ не даст. Вообще, скорость работы нашего сегодняшнего подопытного возрождает в памяти воспоминания о Championship Manager`ах эпохи 01/02 и ранее, когда уже довольно громоздкие, но вполне юркие по производительности менеджеры сносно работали и на машинах, с трудом удовлетворяющих требованиям среднего по тем меркам компьютера. Сейчас же приходится мириться и с тем, что и игра, наполненная надписями, менюшками и статичными картинками, способна усыплять геймеров во время ожидания загрузки.
Перво-наперво, загрузив игру, я выбрал родное "Динамо" для опробования российской хоккейной лиги в боевых условиях. Думаю, не стоит упоминать, что наши команды в этом менеджере скрываются под именами своих родных городов, то есть "Динамо" Москва зовется Moscow D, "Спартак" - Moscow S, а "Нефтехимик" - Nizhnekamsk. Привыкайте и учите города дислокации клубов РХЛ.
Так вот, сыграв в течение часа игр десять, я обнаружил, что мне банально скучно. Скучно именно потому, что игра не разбавляет неожиданностями длинный сезон, а заставляет его монотонно течь к своему концу - тренируемся, играем, тренируемся, играем. Пресса посапывает глубоким сном, слухи даже не рождаются. Разве что клубы иногда вдруг начинают проявлять интерес к самым неожиданным игрокам. Так "Сибирь", плетущаяся где-то в хвосте таблицы, вознамерилась купить у меня - то есть столичного клуба, идущего на 2-ой строчке после десяти туров и располагающего богатейшей историей и традициями - вратаря основы. Предложили они сумму, точь-в-точь совпадающую с трансферной стоимостью игрока, получили резонный отказ. А вратарь вдруг ни с того ни с сего стал недоволен - как же так, его, игрока основного состава столичного клуба, не отпускают играть в более престижный клуб с северного полюса! Обиделся настолько, что стал играть из рук вон плохо. Это стоило команде десятка очков, пока в спешном порядке подыскивался в РХЛ хороший вратарь. Купить не вышло, так как забавные клубы не собирались продавать своих киперов, выставляя требуемую сумму в размере 14(!) млн. долларов, когда трансферная стоимость составляла около 300 тысяч. А история закончилась очень просто: вратарь был благополучно продан в "Сибирь", а вторым взят юниор из фарм-клуба.
Игроки раскиданы по командам на момент где-то начала-середины прошлого хоккейного сезона в РХЛ, и нхловцев среди них, конечно же, не увидите. То есть Сушинский еще не в "Динамо", а о приезде Яшина с Ягром российская публика даже не мечтает. Заокеанская погоня за миллионами по версии игры успешно завершилась, или вовсе не начиналась, и хоккейные страсти вновь сводят с ума американский люд своими остросюжетными перипетиями. В это же время своего апогея, то есть четвертьфинальных матчей, достигает чемпионат мира. Его чаще других выигрывает Чехия (последний чемпион мира на самом деле)- закономерность или, может, мне показалось?
В НХЛ же играть на порядок интереснее. Там и пресса временами просыпается и начинает плести свои бесконечные кружева пересуд, и матчи, в которых принимают участие звезды со всего света, смотрятся интереснее, и есть возможность участвовать в хорошо реализованном драфте новичков - в рутине, превращенной в шоу. Да и еще множество деталей, обогащающих мирок игры новыми красками, доступными, правда, только для НХЛ. К примеру, звездочки по окончании матчей, которыми отмечают трех лучших игроков каждой игры - золотой, серебряной и бронзовой. Казалось бы, и что c того, что отмечены особо отличившиеся хоккеисты? Однако это не только помогает потом составлять различные рейтинги по итогам сезона, на основе которых выбирают лучшего игрока, но и намекает тренеру, кто же самом деле чего стоит, ибо просто послематчевых рейтингов временами не хватает. Особенно, когда ваша команда победила у одного из лидеров, а всем хоккеистам выставлены одинаково высокие оценки, знаки отличия выходят на первый план, указующе тыча пальцем в тех, кто внес наибольший вклад в принципиальную победу команды; в тех, без кого могло и не быть победы вовсе.
Еще одна немаловажная деталь, говорящая об уклоне ЕНМ в сторону североамериканской лиги. Во время межсезонья в НХЛ я получал за один день в среднем по 5-6 сообщений, касающихся разных тем - чемпионата мира, слухов, состоявшихся переходов, серьезных травм, начала сборов и так далее. В РХЛ приходило примерно по 1-2 сообщения.
По поводу приобретений. В NHL Eastside Hockey 2005 одни нововведения лежат на поверхности, а другие погребены под кучами текстов и носят весьма поверхностную функцию. В целом игра, по сравнению с предшественником, мало чем серьезно изменилась. Да от нее и ждали в основном только двух вещей: обновления баз игроков и собственно самого выхода менеджера.
База увеличилась с 2500 команд и 25000 человек до 3200 команд и 33000 человек, плюс, безусловно, изрядно обновилась, хоть и не совсем соответствует сегодняшнему дню, как было сказано выше. Разработчики будут из года в год наращивать этот компонент, так как цифры, как принято выражаться, очень хорошо говорят сами за себя и за проделанную работу в пресс-релизах. Новых ощущений большее количество хоккеистов не приносит, но зато дарит высокие шансы найти из толп новичков будущих Федоровых и Лемье.
Самым серьезным нововведением призвана стать схематическая трансляция матча, прячущаяся под одной из кнопок меню слева. Ледовая площадка отображается сверху, хоккеисты в виде кругляшков выписывают на ней прямоватые пируэты, большая черная шайба оказывается то там, то сям. Вроде бы всё выглядит вполне и на уровне. Однако стоит немного приглядеться, как становится ясно, что приглядеться-то не выйдет. Всё, то есть хоккеисты и шайба, двигается рывками даже на самой медленной скорости просмотра, ввиду чего понять, кто/кому дал пас, кого/зачем обвел, куда/как ударил и с какой целью - выходит с трудом, даже с учетом наличия у каждого кружка цифры - номера игрока. Шайба для наглядности сделана с размахом - большая такая ляпа на десятую часть площадки, которая еще и может в лезть в мелкие ворота. Сама площадка изображена слишком маленькой, чтобы стоило наблюдать за матчем посредством трансляции - особенно сумбур выезжает на первый план во время игры в большинстве, когда все полевые игроки располагаются на половине проштрафившейся команды, а четверо (или трое) обороняющихся толпятся в радиусе трех метров от своих ворот. Кружки налезают друг на друга, цифры не видны, а успевать в это время отслеживать еще и комментарии не всегда получается. Попробуй, пойми, благодаря чему команда смогла или не смогла забить.
Анализировать матчи можно попробовать по комментариям либо вживую, либо по окончании матча. Во время действа прочесть длинные надписи удается исключительно на самой медленной скорости отображения, да и то не всегда. Хоть и этих скоростей смены комментариев есть пять, на деле выходит, что нужны только две - самая медленная, предназначенная для новичков, и средняя, которая позволяет уже матерым игрокам, быстро пробежавшись глазами, понять смысл. Для тех, кто не желает просматривать матчи, всегда есть возможность отключить комментарии совсем и продолжать наблюдать за изменяющимся счетом. Последний, кстати, просто обожает меняться и расти, так что не удивляйтесь и не впадайте в эйфорию после сухих побед с разницей в семь или более шайб. Следующий матч частенько протекает по схожему сценарию, однако, уже не в пользу вашей команды. Конечно, это хоккей - игра, в которой много голов в одном матче не является новостью. Но определенный перегиб просматривается довольно четко.
Скауты в ЕНМ2005 не только узнают информацию и данные игроков, но и сами выдают свою оценку тех или иных умений хоккеиста, сопроводив непременным комментарием. Шкала варьируется от высшей А+ до низшей D-. Сделано это для упрощения действа, когда надоедает просматривать подробные данные обо всех игроках - а информацию о них скауты частенько скидывают большими пачками - в которых есть хоть толика заинтересованности со стороны тренера. Достаточно быстро глянуть на мини-отчет по 8 параметрам, которые, по сути, являются средним баллом нескольких соответствующих параметру умениям. Вообще системе поиска игроков и персонала может позавидовать сам Football Manager от той же конторы. Тут можно, помимо основных данных поиска, даже ставить ограничение на "звездность" поиска - то есть, заядлых звезд "поисковики" будут нещадно игнорировать, взамен выдавая исчерпывающую информацию о юных талантах, которым еще только предстоит заявить о себе во всеуслышание. Есть даже фильтр, отсеивающий сообщения о хоккеистах ниже определенного, на взгляд скаута, уровня. Хотя данные о них в любом случае остаются в листе найденных возможных талантов.
Можно еще отметить некоторые небольшие нововведения. Майки с номерами, закрепленными за легендарными игроками, повесившими "коньки на гвоздь", больше не присваиваются кому угодно. Их просто не будет в списке доступных номеров. Введены и тренировочные лагеря. На восемь дней ваших подопечных загоняют клюшками тренироваться денно и нощно, чтобы те были полностью, и даже лучше, готовы к сезону. Каждый день-два проходят двусторонки в виде "красные-на-синие", в которых можно узнать о состоянии подопечных и просмотреть потенциальных новичков в деле. Кстати, лагеря лишний раз доказывают, что умения, перечисленные в информации игроков, не всегда играют определяющую роль. Бывает и так, что хоккеист, по всем параметрам не имеющий шансов заиграть на высшем уровне, вдруг легко вписывается в уже отлаженную команду. В общем, будьте бдительны - игра преподносит и такие приятные сюрпризы.
К минусам еще можно приплюсовать (красиво, однако, звучит) полнейшее отсутствие звука, который, судя по комментариям разработчиков к первой части, стоило ожидать в продолжении, а также временами спорные характеристики некоторых игроков. Впрочем, последний факт является немного субъективным, потому я не буду здесь разглагольствовать о том, что, к примеру, один из лучших, на мой взгляд, хоккеистов НХЛ, Алексей Яшин, по умениям является игроком среднего звена североамериканской лиги. Проще выражаясь, статистики многих игроков еще долго будут вызывать споры среди заядлых хоккейных фанов.
Плавно подкатываясь к концу, хотелось бы повториться насчет того, что "это лучший хоккейный менеджер". Возможно, такими темпами Sports Interactive поставит на поточное производство еще несколько спортивных жанров из разряда популярных. Ставить-то пусть ставит, главное, чтобы всё шло хотя бы так же хорошо, как с Eastside Hockey Manager - без глюков, без вопиющих багов, без потуг "стричь купоны" на желании понравиться всем без исключения. Масса удовольствия гарантирована при игре за одну из команд Национальной Хоккейной Лиги, в то же время на других лигах можно учиться тактике, благо она не изменилась с предыдущей части и всё так же подробна.