Детище студии Deep Shadow, шутер от первого лица с элементами RPG, вот уже на протяжении почти четырех лет медленно, но верно дрейфовал к дате релиза. Постепенно проект обрастал подробностями, которые выплескивали в своих интервью создатели, и поневоле закрадывались сомнения, насколько реально все это воплотить? Традиционно шутеры тяготеют к четкой миссионной структуре, а тут нам предлагают для изучения огромный кусок южноамериканской земли, квадрат со стороной в 25 километров(!), причем открытый для исследования в самом начале - иди куда хочешь.
Конечно, вера разработчиков Venom: Codename Outbreak (на его модифицированном движке и делался Xenus) в собственные силы обнадеживала, но все же. Шутка ли - создать абсолютно бесшовный мир такого размера, да еще так, чтобы он смотрелся как курортная открытка? Я уже не говорю о заселении его несколькими враждебно настроенными друг к другу группировками, с которыми приходится находить общий язык, архитектурных достопримечательностях, игровом балансе, управлении целым парком транспортной техники, ролевом развитии главного героя и многом, многом другом. Задачка, что и говорить, не из легких. Но затея, как ни удивительно, выгорела.
Конечно, далеко не так безоблачно, как хотелось бы, но в этом явно повинна слишком уж высоко задранная планка амбиций. Увы, но в плане глючности Xenus продолжает традиции многих долгостроев, заставляя скрипеть зубами и доходить до той самой "точки кипения" не раз и не два, натыкаясь на всевозможные дырки, как явные, так и не очень. Показательна в этом плане была и публичная презентация игры, на которой Xenus так и не смог заиграть всеми гранями, напоминая скорее тестовую бету. Но к недостаткам мы еще вернемся, а начнем, как и полагается, с вешалки, то бишь, с сюжета.
Колумбийский кризис.
Местом действия была выбрана Колумбия нашего времени, куда отправляется Сол Майерс, отставной военнослужащий французского Иностранного Легиона, в поисках своей пропавшей дочери Лизы. (Внешность Майерсу подарил актер Арнольд Восло (Arnold Vosloo), прославившийся ролью Имхотепа в "Мумии"; к сожалению, виртуальный образ вышел крайне невразумительным - чтобы узнать популярного актера, придется изрядно напрячь воображение.) Девицу по всем признакам похитили, только совершенно непонятно пока кто и зачем. Ситуация в стране крайне неспокойная, что сильно затрудняет поиски. Все-таки уже четыре десятка лет здесь идет непрекращающаяся гражданская война, повстанцы контролируют около трети всей территории, бандитизм и коррупция цветут пышным цветом, а производство кокаина и торговля людьми уже давно стали основными видами национального бизнеса. Последним из тех, кто видел Лизу в добром здравии, был дон Педро, криминальный босс локального масштаба, о котором она, работая журналисткой местной газеты городишка Пуэрто Сомбра, пыталась написать статью. Начиная поиски дочурки, Майерс и не догадывался, что расследование выведет его на секретную базу очередного темного гения, который замышляет одним махом осчастливить всех людей в Колумбии при помощи своего рискованного научного эксперимента.
А при чем здесь, собственно, некий загадочный Xenus? Как же, налет мистики для пикантности, понятное дело. Древняя индийская легенда упоминает об индийском артефакте Xenus, который, буде собранный воедино из шести частей, способен открыть дорогу туда, куда всем смертным путь заказан. Хотите проверить? Нет ничего проще, один такой камушек Майерс получает в самом начале игры, остальные приобретает за щедрое вознаграждение дальше по ходу путешествия.
Между прочим, деньги в мире Xenus играют огромную роль. Розыск (читай выполнение квестов главной сюжетной линии) осложняется крайней степенью жадности всех тех, кто обладает хоть какой-то крупицей информации. Хотите узнать данные о владельце счета в банке, выведать секретный путь проникновения на виллу дона, местоположение нужного вам человечка - извольте выложить очередному хапуге многие тысячи местных песо. Даже начальник полиции за информацию об автомобиле, на котором скрылся убийца, потребует свою мзду. И такое вымогательство здесь повсюду. Приходится, хочешь не хочешь, а искать способы заработать. Для этого как раз предназначены второстепенные квесты, призванные пополнить прохудившийся кошелек, а заодно и набросать очки в копилку опыта, ибо "Xenus" - это еще и немного RPG, но к этому мы еще вернемся.
Для выполнения второстепенных заданий, которые включают убийства, воровство, зачистку территории и даже некоторую экзотику (вождь индийского племени попросит убить ягуара, что повадился кушать всех рядом со святым местом) необходимо подружиться с одной из местных группировок, на выбор. Приятно, что все квесты своевременно заносятся в журнал, куда также попадают и все диалоги, которые, если будет охота, можно перечитать, а на карте точно отмечается место прибытия. Но вернемся к группировкам. Удачное выполнение миссий тут же понизит ваш рейтинг в глазах конкурентов. Например, славно поработали на правительство, ждите падения приятельских отношений с повстанцами, мафией и бандитами. На практике это приводит к тому, что в вас тут же начинают стрелять (в джунглях почти через каждую сотню метров можно наткнуться на патруль из чьего-то клана), идентифицировав как врага. Помимо вышеупомянутых сил есть шанс войти в контакты близкого рода с коренными индейцами, которых притесняют все кому не лень, и даже агентами ЦРУ. Наплевательски относиться к обычным гражданским также не следует - достаточно сбить кого-то на машине или случайно ранить в перестрелке, как на вас тут же ополчится весь город. Хотя такой промах довольно легко исправить - внесите всего-то несколько тысяч в качестве благотворительных пожертвований на счет в местном банке, и доверие жителей взлетит до небес. А этим уже можно и воспользоваться, скажем, чтобы совершенно незаконно завладеть чужим драндулетом.
Особо стоит остановиться на различных путях выполнения заданий. Редко какой квест здесь можно осилить лишь одним-единственным способом, часто их бывает три и даже больше, причем различающихся не на словах. В этом плане "Xenus" чем-то духовно близок "Deus Ex". Скажем, пробраться на виллу дона Педро можно либо через главный вход, покрошив всех в капусту, либо через боковую дверцу, не привлекая особого внимания, а можно и вовсе через секретный туннель, начинающийся у реки и ведущий прямиком в кабинет самого босса. Другой наглядный пример: приобретение американского паспорта для одного шалопая, который без него никак не хочет делиться нужными сведениями. Эту бумаженцию вам с радостью сварганит механик местной автомастерской, хотя могут выправить и агент ЦРУ или дон Педро. Добрый совет: у механика не берите, документ у него липовый, только впустую десятки километров намотаете.
На земле, воде и в небесах.
Кстати, о расстояниях. Все предыдущие "гигантские миры" (вспомнить хотя бы "Готику") просто блекнут перед бескрайними масштабами "Xenus'a". И это при том, что ни единой надписи "подождите, идет загрузка" здесь нет, а новые территории подгружаются в фоновом режиме совершенно незаметно для глаз. Бежать в течение получаса из конца в конец карты, продираясь через джунгли и форсируя водоемы (при этом нет и намека на copy/paste, а на окружающие ландшафты и спустя пару часов непрерывного путешествия взираешь с неподдельным интересом), - это много или мало? Пожалуй, много, но в данном случае это сущие пустяки, ибо здесь такое возможно только за рулем какой-нибудь колымаги, да и то под вопросом, дороги-то вон какие витиеватые. Сколько же потребуется времени, чтобы осилить пешком двадцать километров, лучше и не спрашивайте. Так что большие расстояния лучше всего преодолевать на машине. Например, на такси, которое можно поймать не только в городе, но и просто остановить на дороге. Кстати, отдельное спасибо разработчикам за то, что они не сделали эти поездки в виде ролика, а сразу же телепортируют нас в указанное на карте место. Не нравится такси? Дороговато? Тогда рулите сами.
Водить машины Сол Майерс оказался обучен с самого начала, поэтому, купив какой-нибудь рыдван, вы можете здорово себе облегчить жизнь. На различный стиль вождения у разных моделей и удовольствие от автопрогулки в духе GTA можете не рассчитывать, хотя покататься все же, надо признать, весьма приятно. Самым первым вашим авто становится старая развалюха собственной дочери. Мало того, что поездка на машине здорово экономит время, так она еще пригодится как склад лишнего барахла. Того, что уже не помещается в собственный инвентарь - кстати, весьма внушительный, в который можно запихнуть несколько бронежилетов, автоматов и гранатометов, не считая всего остального. А еще в автомобиле можно спать (равно как в отеле или на дружественной военной базе, а хотя бы и прямо под деревом), восстанавливая силы. Приобрести новое средство передвижения можно либо у дилеров, в ассортименте которых попадаются не только мини-автобусы и "хаммеры", но и раритетные модели, либо просто подобрав его задарма после бандитской сходки, или же украв на большой дороге. К сожалению, просто вышвырнуть другого водителя за шкирку из салона здесь не получается, приходится расстреливать в упор, а это чревато моментальным падением рейтинга. При этом стекла почему-то не бьются и дырки в кузове не остаются. Зато можно прострелить шину, но это максимум, чем может похвастаться местная система повреждений. Даже взорванный автомобиль не распадается на части, оставаясь цельным куском слегка покореженного металла. Зато авторы "Xenus'a" обращают наше внимание на то, что машины необходимо регулярно заправлять. Попробуйте-ка выйти из собственного авто и вернуться через какое-то время - она не тронется с места! Бензин, видите ли, кончился, потому что вы не удосужились в свое время выключить двигатель. Посему никогда не проезжайте мимо заправок, не наполнив бак доверху. Не остаются без дела и автомастерские, ибо местные водилы отличаются крайне топорным стилем вождения и частенько норовят спихнуть вас на обочину.
Помимо автомобилей Майерс способен кататься еще и на моторных лодках, нескольких типах вертолетов, легком самолете и даже танке. Для удобства можно переключить камеру на вид от третьего лица и любоваться "покатушками" сверху-сзади. Правда, сделать это будет не так-то и просто. Во-первых, для начала необходимо раздобыть руководство по управлению интересующим видом транспорта, даже для моторки (некоторые выдаются только по сюжету), а, во-вторых, пройти несложный обучающий курс у местного "инструктора на все руки". Естественно, не задаром. Только после этого вы легко сможете сесть за рычаги управления нужной вам техники.
Пивка для рывка.
Ролевые элементы хотя и не играют здесь определяющей роли, но упомянуть их все же стоит. Всего главный герой обладает двумя десятками параметров, из которых часть отвечает за "рейтинг" по отношению к разным фракциям, часть увязана с физическим состоянием. Плюс пристрастие к алкоголю (умеренное возлияние позволяет легко найти общий язык с нужным субъектом, а неумеренное приводит к легким "глюкам"), лекарствам, в которых легко сгодятся и фрукты, и наркотикам (западный издатель потребовал заменить их на невинный adrenaline). Не стоит забывать про торговый навык и навык ремонтника (можно самостоятельно сделать апгрейд), а также умение обращаться с различным оружием. Причем развиваются скиллы в зависимости от того, как часто вы ими пользуетесь, самостоятельно выбрать повышение нельзя. Например, больше любите ездить на машине, чем ходить - медленно будет повышаться сила и выносливость, больше по душе махать ножичком - вырастет из вас знатный мясник. Все параметры раскачать нереально, поэтому к концу игры у каждого получится свой собственный "коктейль" из развитых умений. Еще необходимо следить за усталостью, которая легко снимается несколькими часами крепкого сна, и чтобы инвентарь не был перегружен, иначе Сол начинает передвигаться, будто его придавили бетонной плитой.
FPS-составляющая также не претендует на нечто из ряда вон. Добротно, качественно, но, отделив ее от всего остального, получим слабенького середнячка. С посредственной анимацией, невыдающейся физикой и ни чем не примечательными моделями оружия. Хотя и разнообразным в плане видов (в наличии более двадцати, предусмотрена возможность модификации) - начиная от арбалета и заканчивая переносным зенитно-ракетным комплексом; присутствует даже банка варенья, привлекающая опасных мошек. В дополнение к неплохому арсеналу прилагаются мобильный телефон, мегафон, фотоаппарат и микрофон направленного действия, чтобы подслушивать разговоры издалека. Пострелять при желании можно и из тех транспортных средств, на которых установлено оружие.
Искусственный интеллект особо не блистает, но и жаловаться на него сильно не приходится. Партизаны и бандиты охотно кидают гранаты, пользуются укрытиями, пытаются стрелять издалека и делать кувырки, но почему-то наотрез отказываются забегать в комнату, если вы там решили спрятаться. Тело каждого персонажа (и ваше, кстати, тоже) поделено здесь на шесть зон и попадания честно просчитываются. Выстрел в голову смертелен, а в руку или ногу придется попасть несколько раз. Когда в ногу попадут вам, тут же начнете хромать, припадая на покалеченную конечность. Если же вас совсем того, пристрелят, то это не страшно - через секунду вы очнетесь в госпитале стартового города здоровым и полным сил. В чем подвох? В потере части денег, так что решайте сами, что лучше - перегрузиться заново или продолжать играть, став лишь немного беднее. Опасаться, кстати, приходится не только двуногих врагов, но и представителей местной фауны. В речках впиваются в бока зубастые пираньи, в лесах норовят куснуть ядовитые змеи, ягуары и вредные насекомые, способные в два счета зажалить до смерти.
"Городок провинциальный, летняя жара..."
Графика - бесспорно, одна из сильных сторон "Точки кипения". Даже главное меню, выполненное в виде пулемета с плашками на пулеметной ленте, заслуживает похвалы: в течение нескольких секунд день здесь сменяется ночью, начинает идти жуткий ливень с громом и молнией, впрочем, паучку, который плетет свою паутинку в углу, используя в качестве ветки ствол оружия, до этого нет ровным счетом никакого дела. Но то были еще цветочки. Настолько реалистичных пейзажей и правдоподобных городских видов, пожалуй, еще не выходило из-под пера наших доморощенных девелоперов. "Far Cry" еще может потягаться с "Xenus'ом" по части отображения горных хребтов, водной глади и джунглей, но где он положен на обе лопатки, так это в архитектуре. Пыльные провинциальные колумбийские городки и деревушки смотрятся как настоящие, радуя обилием мелких деталей и своим завораживающим стилем. Чего стоит один вид огромного подвесного моста со стороны реки. И таких пейзажей в игре множество. Кстати, создатели не удержались и включили в игру всевозможные русские надписи - и когда только успели наши футбольные болельщики исписать стены глубокой шахты? Добавьте сюда густую траву и раскачивающие кроной деревья, меж которых летают настоящие бабочки, смену дня и ночи, погодные эффекты, и вы поймете, что за этакую красоту можно многое простить. Например, пустые интерьеры внутри помещений, неказистые модели автомобилей и далеко не идеальных людей, а также огромное количество "близнецов". Например, обратите внимание на операционисток в банке или на топ-моделей, собравшихся возле бассейна на вилле дона. Ощущение такое, будто у него там проводятся тайные операции по клонированию, причем в промышленных масштабах.
А вот звук, на удивление, слабоват. Хотя стрельба и взрывы раздражения не вызывают, речь персонажей пытались раскрасить эмоциями, а во время лесных прогулок слух радует трескотня всякой живности. Откровенно мало музыки, яркой и запоминающейся - тем более.
И хочется, и колется.
Это крылатое выражение как нельзя лучше подходит к нашему сегодняшнему гостю, потому что всевозможных багов здесь ничуть не меньше, чем сельди в известной бочке. К счастью, мне не пришлось столкнуться с критическими ошибками, но на воз и маленькую тележку всевозможных досадных ляпов вполне хватило. Так, почему-то испаряются в неизвестном направлении ворованные машины, когда вы отходите от них на пару сотен метров, а иногда на шоссе появляются и вовсе автомобили-призраки. Мелькнут на секунду-другую - и исчезнут с глаз долой. Люди и колеса авто могут проходить сквозь асфальт, а танцовщица в баре и вовсе пытается продемонстрировать свой стриптиз-танец, просачиваясь непонятным образом сквозь колонну и стол. В некоторых лабиринтах можно заметить модели людей, замершие в причудливых позах. Часть реплик в диалогах лишена звукового сопровождения. Противники падают замертво при попадании гранаты, хотя взрывается она лишь через несколько секунд. Выброшенный из инвентаря на землю предмет странным образом материализуется в большой ящик. Откровенно достают многочисленные баги с квестами, хорошо еще второстепенными. Но основной головной болью все же является безумная прожорливость игрового движка. Заявленных системных требований, как и следовало ожидать, вовсе недостаточно для нормальной игры, и полностью ощутить на себе все прелести графики смогут только обладатели видеокарточек уровня GeForce/Radeon последнего поколения и гигабайта оперативной памяти. Всем остальным придется жертвовать разрешением и большей частью визуальных эффектов, чтобы избавить себя от наблюдения на экране ползущего со скоростью пожилой черепахи слайд-шоу. Заметим, что тот же Doom 3, далеко не пустышка в области технологий, легко обходился куда более скромными ресурсами.
"Прошу к столу, вскипело..." (c) М. Жванецкий
И все-таки игра, в которой без особого труда угадываются те или иные черты Far Cry, GTA, Deus Ex и многих других, получилась. Сквозь мутную пелену огрехов и недоделок недюжинный потенциал сумел-таки вытащить геймплей на должный уровень. Бегать по джунглям оказалось на удивление интересно. Причем места здесь найдется как фанатам стрельбы, так и RPG, потому что коллекционированию предметов и торговле, диалогам с десятками NPC и выполнению разнообразных квестов, имеющих разные варианты решения, уделено ничуть не меньше внимания, чем пустому сотрясанию воздуха. "Xenus" относится к тому роду игр, где сначала думают, а только потом стреляют, ведь неправильное применение оружия может дорогого стоить. Невнятные по отдельности, собранные воедино элементы конструкции рождают столь глубокую атмосферу, которая не отпускает до тех пор, пока воинственный папаша не решит проблемы блудной дочки. Ну, и, конечно же, оберткой для всего этого действа служит симпатичная почти во всех отношениях графика, а приятным дополнением - масштабный, целостный мир со свободой выбора, благодаря которой у вас есть заняться чем-то интересным именно для вас и вернуться к выполнению главного квеста тогда, когда вам этого действительно захочется.
К сожалению, мультиплейер, как и возможность взаимодействия с партнерами, к финальной версии так и не поспели, но авторы обещали включить их в последующее дополнение. Что ж, посмотрим, насколько сей тропический мир окажется живучим в плане сетевых баталий. Заодно и багов поменьше станет.