Глобальная раздробленность Идея данной игры была разработана Джорджем Чежи (George Geczy) в 1982 году и должна была лежать в основе стратегии, состоящей из массивов текста. В 1985 году автор и его сотоварищи забыли о прошлых планах, увлекшись управлением магазином компьютеров. 7 лет спустя они уже начали сомневаться в правильности своего решения, и в 2000 году продали свой магазин, полностью посвятив свободное время воплощению в игре своего представления о глобальной геополитической стратегии.
Авторы предложили крайне пессимистический сценарий будущего. Президент США приказал свернуть военное присутствие национальных войск в других странах. Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК выбрала евро в качестве валюты платежа за поставки, что привело к резкому обесцениванию доллара и глобальному финансовому кризису. Нехватка ресурсов спровоцировала волнения во многих странах. На Ближнем Востоке к власти пришли радикальные группировки. Периодически возникающие неурядицы с климатом только осложняли ситуацию. Международные организации вроде ООН и НАТО прекращают свое существование из-за возникших разногласий между участниками. Обострившиеся территориальные претензии регионов разделяют крупные страны на мелкие независимые государства. На обломках старого мира возникает новая сила, названная Мировым Рынком. Обладая обширным военным и экономическим потенциалом, она начинает воздействовать на все без исключения государства, ограничивая возможности их внешней политики...
Обучение реализовано плохо. 12 глав, отвечающих за отдельные разделы управления, выполнены в виде слайд-шоу и затрагивают лишь необходимые основы. Вместо того чтобы напомнить о чем-нибудь, пользователей постоянно отсылают к другим главам, а урок на тему ведения боевых действий вообще отсутствует. Вместо мануала разработчики написали детальное прохождение двух миссий, из которого можно узнать о том, что для их успешного выполнения вам придется предпринять определенный набор действий, а потом просто запустить время и дождаться победы.
В игре представлено около 200 независимых территорий, располагающихся на землях нескольких десятков современных стран Америки, Европы и Азии. Так, в США можно взять под контроль штат Калифорнию или Мичиган, а если начальный размер владений вас не устраивает, то в одном из режимов дозволяется их расширить, объединив несколько мелких провинций.
Игровых режимов несколько. Неполный десяток миссий включает четкие цели и ограниченный срок. Так, лидеру Северного Кавказа нужно остановить продвижение сибирских сепаратистов, а Марселю - отразить интервенцию Парижа и перенести войну на территорию противника. В Австралии несколько регионов будут бороться за власть до времени референдума по вопросам объединения, поэтому здесь, наоборот, потребуется упрочить свое положение мирным путем.
Сценарии предлагают более свободный выбор начальных установок, включая продолжительность, стартовый капитал, год, роль глобального объединения, возможность использования ядерного оружия, ускоренное производство юнитов и прочие возможности. Целями игры могут стать унификация, военное превосходство и достижение заданных очков. Кампания отличается от сценариев отсутствием четких задач и невозможностью комбинировать регионы.
Управление государством реализовано в нескольких сферах. Начальный уровень экономического развития стран варьируется, означая то, что кто-то начинает игру с лучшими технологиями и дефицитом ресурсов, а у кого-то будет больше еще не разработанных запасов при огромном внешнем долге, размеры которого опять-таки были придуманы. Все необходимое для жизни составлено из 11-ти ресурсов: продовольствие, вода, древесина, электроэнергия, уголь, топливо, руда, уран, товары, материалы, военное снаряжение. Для их добычи необходимо строить заводы, шахты или совершенствовать имеющиеся. Обеспечить все потребности своими силами будет почти невозможно, или на это потребуется слишком много времени, поэтому придется прибегнуть к механизму торговли, заодно продавая излишки. Цены будут изменяться после ваших поставок или других событий, поэтому внешнеэкономическую деятельность нужно регулярно корректировать.
В департаменте казначейства решаются макроэкономические вопросы. Здесь нужно проводить свою политику, изменяя ставки по налогам (на доходы, прибыль корпораций, имущество) и умело расправляться с противоречиями, ведь добытые таким образом дополнительные поступления доходов будут стоить правителю нескольких пунктов популярности. На ресурсах бюджета числятся все другие сферы, поэтому иногда для преодоления кризиса придется заботиться о сокращении расходов, что добавит новых проблем. Регулирование миграционной политики предполагает установление экономических запретов на приток (отток) населения. Рано или поздно возникнет дефицит бюджета, который можно компенсировать заимствованиями или выпуском государственных облигаций. Естественно, с каждым новым подобным шагом кредитный рейтинг страны будет ухудшаться, делая условия привлечения новых средств менее выгодными.
Обеспечив приток денег, можно заняться их использованием. В отделе внутренней политики сделанные просчеты могут привести к трагическим последствиям. Выплачивая налоги, жители будут ожидать ответных услуг в виде широкого финансирования программ здравоохранения, правопорядка, образования и других. Если вы на это не пойдете, то популярность еще больше упадет, а на следующих демократических (строй можно менять) выборах вас просто отстранят от власти, что означает поражение. Забыв о борьбе с преступностью, можно обнаружить, что лояльность к вашему режиму на некоторых территориях быстро упадет, после чего они, скорее всего, присоединятся к вашим соседям.
В сфере исследований вас ожидают более полусотни технологий, поделенных на несколько групп: военную, технологическую, промышленную и даже медицинскую. Возможность нового открытия потребует выделения больших средств и наличия определенных предшествующих знаний. В целом, достижения позволяют получить государственные бонусы, новые юниты и сделать работу производств более эффективной.
Возможности дипломатии ограничены тем, что вне границ выбранного для игры региона, все пространство принадлежит глобальной организации, на деле представляющей смесь ВТО и НАТО. За членство придется ежегодно платить, зато появляются расширенные зоны торгового влияния, предложения о приобретении военной техники и контроль за войнами, т.е. нападение на соседа без причины будет осуждаться и пресекаться, как и попытки развивать, строить ядерное и химическое оружие. С соседями можно заключать экономические и военные соглашения (право прохода, договор о взаимной поддержке пограничников и т.д.), предлагая денежные подарки несговорчивым.
Ближайшие страны будут зорко следить за вашим военным потенциалом и не преминут захватить ваши земли при первом удобном случае, поэтому обеспечение национальной безопасности немаловажно. Для этого предусмотрен пятиступенчатый индикатор угрозы, с помощью которого можно мобилизовать армии для войны или сократить их в мирное время. По умолчанию большинство подразделений находятся в резерве, потребляя минимум необходимых ресурсов. Более того, не все юниты (их в игре около 1600) доступны сразу, а их распределение по странам было выполнено с учетом реализма, поэтому у некоторых в резерве будет американская техника, но это не значит, что они смогут сами ее производить. Транспорт, авиация, флот, наземные войска помогут защититься от внешней агрессии, а еще можно купить какой-нибудь танк у соседа или продать ему имеющийся дизайн вертолета.
Еще более грозной силой являются ракеты, включая баллистические и ядерные. Пополняйте их численность, прикрепляйте к шахтам, юнитам и готовьтесь ответить врагу точечным ударом. Подразделения беспомощны при отсутствии рекрутов, поэтому введите обязательный военный призыв или улучшите условия службы, выделив деньги на высокие зарплаты, обслуживание, тренировки, и окружающие станут вас бояться, организовав тайную коалицию.
Экономическая модель сбалансирована и отражает большинство трудностей, с которыми приходится сталкиваться современным правительствам. В одиночку осилить комплекс проблем будет непросто, поэтому на помощь приходит кабинет министров, возглавляющих отдельные департаменты. Вы можете сменять этих лиц в любой момент, выбирая новых кандидатов, учитывая их политическое кредо, задавая им конкретные цели (по десятку на отдел), к которым они будут стремиться, не забывая о своих взглядах. Не стоит приказывать консервативному министру обороны уменьшить расходы, потому что он все равно будет нанимать новые войска. Впрочем, самостоятельность помощников можно ограничить, запретив им воздействовать на некоторые аспекты микроменеджмента.
Военные действия напоминают о Civilization, а столкновения сопровождаются многократным повторением примитивной анимации и простеньких спецэффектов. Вместе с тем, перед боем нужно учесть множество факторов, среди которых тип поверхности, наличие укреплений, степень опытности, готовности к сражению, запасы амуниции, топлива, параметры юнитов и возможность их поддержки артиллерией или с воздуха. Если вам не хочется уделять этому внимание, то поручите кое-что министру или дайте инициативу полевым командирам, чтобы патрульные перехватывали всех интервентов, даже если на вашу землю заехали по ошибке, а отряды, понесшие потери, возвращались на базу за подкреплениями. Примечательно, что бомбардировка не разрушает полностью объект, а из остатков восстановить его гораздо проще, чем строить с пустого места, но иногда правителям придется пойти на жестокие меры по ликвидации своей собственности, чтобы она не попала в руки врага, что отступающая сторона делает для военных баз, служащих плацдармами для размещения войск.
Заслуживают внимания еще 2 возможности по организации игры. Течение времени может происходить как по ходам с определением протекающего периода, так и по часам с изменением скорости. Стиль игры компьютерных соперников регулируется, поэтому их силы вы можете изначально сконцентрировать на нападении, обороне, бездействии или непредсказуемых поступках. Оппоненты в силах организовать достойное сопротивление, а в военное время они мастерски проводят наступления и смогут отхватить у вас часть территорий еще до того, как вы успеете опомниться.
Интерфейс содержит массу недостатков. Мелкий текст и не всегда понятные иконки компенсируются лишь наличием всплывающих подсказок. Многообразие всплывающих меню отлично тем, что некоторые их возможности иногда даже не видны. Так, кнопки управления скоростью настолько неприметные, что обнаруживаются лишь после обучения. Невнятная система фильтров новых сообщений отключает их не по типу, а по важности, которую неизвестно кто за всех определил.
Графическая часть далека от приемлемого уровня. Сверху почти невозможно отличать различные типы строений и юнитов, а при максимальном приближении все в этом плане становится чуть лучше, но происходящее отображается чересчур схематично. Единственным достоинством является карта, созданная по снимкам со спутника NASA, по которой можно изучать географию мира, если забыть о раздробленности.
Звуковых эффектов для подобной игры вполне достаточно, а музыкальное сопровождение составляют 16 скучных треков в духе военных маршей и еще более напряженных мелодий. Наиболее удачно получилась вступительная композиция, в которой на примерно десяти языках, включая русский, озвучен сюжет.
Мультиплеер поддерживает до 16 игроков по локальной сети и Интернету, а еще авторы пообещали объяснить пользователям, как вносить небольшие модификации, и снабдить их редактором для создания собственных карт и миссий.
Сильной стороной здесь является реалистичная проработка модели государственного менеджмента, однако именно непривлекательная графика, проблемный интерфейс и высокая сложность не позволят игре завоевать популярность в широких кругах пользователей.