Испанские разработчики из Pyro Studios прославились сериалом Commandos, а еще у них в активе имеется игра Praetorians. Свое свободное время они проводят за проектами серии Total War и Civilization, что и вдохновило их на создание собственной исторической стратегии. Хотя не все в результате получилось гладко, но своя оригинальность, достойная трехмерная графика боев и несколько интересных идей здесь присутствуют.
Обучающий режим не обязателен для ознакомления и отличается совсем уж небольшой продолжительностью. Три интерактивных сценария разъяснят вам лишь основы управления в сражениях и на глобальной карте.
В режиме исторических битв с выбором желаемой стороны вас ожидает 5 карт, воссоздающих битвы при Ватерлоо, Аустерлице, на территориях Испании, Египта, Пруссии. Еще несколько десятков баталий как наземных, так и морских, в любом из регионов, вошедших в игру, можно провести в режиме Skirmish, включающем возможность комплектования своей армии.
В кампании вас ожидает 2 опции: игра в период с 1789 до 1830 года (около 500 ходов) с целью победить по очкам и бесконечная игра с целью захвата всей карты. Игровые нации представлены наиболее сильными державами того времени: Англия, Франция, России, Австрия, Пруссия. Также имеется еще 19 нейтральных территорий, при старте представляющих свободные государства. Начальный выбор своей страны немаловажен, ведь у каждого из кандидатов имеются свои преимущества и уязвимые места. Так, Англия превосходит других по развитию и потенциалу, но ей потребуется сильный флот, чтобы получить шанс расширить владения. Франция, наоборот, располагается весьма удобно, позволяя игроку контролировать одну из ключевых водных артерий - Бискайский залив, зато раскрыть сразу ее экономический потенциал не получится.
Обратите внимание на 3 уровня сложности. На среднем - даже опытным игрокам будет нелегко, ведь здесь уже после 5 хода многие соседи объявляют войну без всякого повода. Даже в простейшем варианте на легкую победу не надейтесь: соперники будут слегка отставать от вас развитии, станут более сговорчивыми, но при этом продолжат постепенно создавать огромные армии и быстро захватывать слабые нейтральные земли, подбираясь к вашим границам и в финале организуя союз с другой державой для интервенции.
Ваша стартовая территория поделена на несколько провинций, из которых наибольшую ценность представляет та, где лежит столица. Именно с ее помощью вы сможете строить все имеющиеся здания, нанимать войска, получать очки исследований и держать здесь гарнизон. Далее по важности следуют участки с верфями, ответственные за производство кораблей. Все остальные земли значимы лишь тем, что они каждый ход (игра протекает по месяцам) будут снабжать вашу казну ресурсами (золото, материалы, люди, продовольствие). Основным источником денежных доходов являются налоги и торговля, предполагающая открытие наземных и морских коммерческих караванов. Балансировка значимости различных видов ресурсов не была достигнута, поэтому вскоре появятся излишки материалов при бесконечном дефиците золота и людей. Если в первом случае нехватку можно покрыть с помощью торговли, то со вторым особо ничего не поделаешь. Так случилось потому, что разработчики на все установили баснословные цены, поэтому для снаряжения одного сильного подразделения приходится ждать от 5 месяцев и более, при этом никуда больше не расходуя ресурсы.
Если в серии Total War постройка новых зданий открывала новые возможности, то здесь на манер Civilization за это отвечает сфера научных разработок. Около 50 технологий поделены на 3 исторических этапа и включают различные уровни совершенства нескольких типичных открытий. В промышленной линейке появляются здания, увеличивающие приток материалов, в экономической - возможности по организации торговли с соседями и улучшению ее доходности, в дипломатической - новые виды договоров и мирных путей для сбора информации и получения окрестных земель, в военной - постепенно открываются все типы юнитов (пехота, кавалерия, артиллерия, корабли), приобретаются бонусы, изучается техника захвата в плен вражеских пушек и солдат, виды маневров и построений (линия, колонна, каре).
Игра включает 16 квестов, которые будут появляться с определенными открытиями. Их выполнение не ограничено по времени, но как только какая-либо страна справляется с одним из них, то только она и получит соответствующий уникальный бонус. Поручения потребуют накопить огромное количество ресурсов, открыть несколько торговых путей или создать войска, а затем сбережения конфискуются, а вы получаете призы. Последние сильно варьируются от улучшения обстановки в мире до постройки какого-либо здания во всех возможных провинциях страны-победителя.
Большинство новинок возводится в столицах. Если расход 3000 человек на создание экономической инфрастуктуры в соседней стране объясним с точки зрения логики, то необходимость выделения 1650 граждан (при их среднем ежемесячном приросте в 300) для сооружения одного торгового представительства и 400 рекрутов для найма полковника без войск выглядит абсурдно. Такие диспропорции будут встречаться постоянно, поэтому очень скоро от тотальной застройки, наблюдаемой в Total War, придется перейти к единичным заказам на самые важные здания, являющиеся, преимущественно, военными. Улучшение военной академии в столице позволяет держать там больше сил (войска в гарнизоне и пришвартованные корабли не потребляют пищи) и нанимать командиров. В провинциях доступных зданий еще меньше, и обычно они призваны увеличить приток ресурсов.
Два раза за игру вас попросят сменить строй правления. Здесь имеется 2 ветки (автократия, демократия), каждая из которых содержит свою парочку вариантов (диктатура, монархия, республика). Милитаристы думают лишь о военном могуществе, республиканцы получают экономические выгоды, а монархи смогут устроить брачный союз с детьми других монархов. При этом сделанный выбор повлияет на дерево технологий, предоставив каждому строю несколько уникальных открытий и повлияв на отношения с соседями.
В десятке дипломатических соглашений вы найдете возможность составить коалицию, запросить право прохода, создать оборонительный союз, улучшить отношения подарками, обменяться ресурсами, подписать договор о военной помощи и даже сдать в аренду соседу свои войска. Все контракты длятся лишь несколько лет. Важным показателем служит симпатия окружающих к вашей стране. Если она растет (торговля, инвестиции, поддержка), то за деньги у вас начнут просить защиты. Если же она падает (постоянное несогласие с предложениями, агрессия), то скорая война с обиженными неизбежна. Даже с небольшим войском и умением плести интриги можно добиться впечатляющих результатов по той причине, что любое соглашение достижимо, просто у каждого будет своя цена в золоте. Нападение без объявления войны будет всеми осуждено, а отклик на просьбу изгнать захватчиков, вернув земли прежнему владельцу, - одобрен.
Передвижение юнитов без командира не допускается. С наличием всех технологий вы сможете нанимать последних в звании капитана, полковника или командира. Они могут и сами получить повышение за боевые заслуги, а должность фельдмаршала можно заработать лишь после долгих и успешных боев. Особых бонусов подчиненным это не приносит, но число подконтрольных подразделений растет. Каждый тип наземных юнитов включает несколько уникальных для страны разновидностей, предполагающих легкие, тяжелые и элитные части. Не без помощи консультанта по военному делу в игре нашли отражение все значимые виды войск того времени. Даже при снаряжении пушек вам придется подумать, стоит ли брать орудия, стреляющие по навесной траектории, или гаубицы против пехоты, способные заодно уничтожить ваших же солдат, стоящих перед ними. Нападение на сектор могут осуществить не более 4 армий, одна из которых будет резервной. Войска можно грузить на корабли (шлюп, фрегат, линкор) и перемещать через моря. Однако зарубежная военная кампания в десятки раз увеличит расход продовольствия, а отсутствие возможности восстанавливать войска, которая имеется лишь при одном уникальном строе, удручает. Понеся потери, вы сможете лишь перетаскивать иконки подразделений друг на друга, чтобы пополнить численность одного за счет другого. Бесполезные остатки можно распустить или хранить до следующего сражения. При этом моментальную починку кораблей в течение текущего хода разрешают всем, были бы запрашиваемые средства.
Самым большим разочарованием является невозможность полноценно контролировать земли покоренных сверхдержав. Успешное нападение на любую провинцию другой империи, помимо главной, приводит к ее оккупации, и вне зависимости от того, когда вы ее покинете, после этого она сразу вернется к предыдущему владельцу. Если вторжение коснулось капитальной провинции, то выигранный бой против армии противника завершается началом процесса осады. Последний длится около 10 ходов при 3 полных армиях и дольше в остальных случаях. При этом примерно каждый 6 ход будет вспыхивать мятеж, а повстанцы, которых по численности может быть даже больше, чем людей в армии, охранявшей столицу, будут постепенно уменьшать число ваших солдат. Когда-нибудь врагу повезет, ведь укрепления тут всегда на его стороне, и при отсутствии резервов ваша армия потерпит поражение, а осада будет снята. Если же повезло вам, то радоваться нечему. Взяв Лондон, вы получаете родные земли Англии (ее колонии возвращаются к прежним хозяевам) и статус оккупанта, причем на этих территориях вы не сможете вести строительство, нанимать войска или даже собирать ресурсы, разве что сменившие владельца активные караваны из новых точек принесут дополнительное золото. Чтобы забрать себе окрестные земли, нужно после захвата каждой провинции заключать перемирие, тогда они отойдут стране-оккупанту. Такой реализм на пользу игре не идет, ведь на досрочное окончание войны и власть над честно захваченным регионом придется заниматься накоплением денег не один год. Более того, даже если вы будете держать одну из своих основных армий в захваченной столице, мятежи все равно будут случаться. Потерпев поражение при их подавлении, вы позволите англичанам вернуться в игру. Этот момент важен потому, что довольно быстро все нейтральные страны будут поделены между 5 империями, а, следовательно, в войне с финальным конкурентом 3 огромных армии будут скованы поддержанием порядка на бесполезных территориях и вынуждены отбиваться от повстанцев, что еще неприятнее, чем бесконечное возрождение захваченного Папства в Medieval: Total War.
Главные достоинства игры проявляются в плане тактики, а в масштабных и не очень сражениях вы сможете проявить себя настоящим полководцем. Отказ от моделирования морали и усталости пошел на пользу AI, который весьма компетентен в своих действиях. Бой идет на время (около получаса) за обладание ключевыми позициями. Если ваш соперник - обороняющаяся сторона, то на высоких уровнях сложности он займет требуемый участок и будет защищать его до истечения времени. В простом варианте AI зачастую ведет себя агрессивно, нападая первым, но все-таки не покидает пределов укреплений в столицах. Во время штурма крепости моя кавалерия отправилась к неохраняемым воротам в замок с тыла. С удивлением пришлось обнаружить, что за время марша противник грамотно перестроил все свои соединения к месту предполагаемого прорыва и даже с помощью стрелков устроил небольшую засаду коннице. Компьютер иногда допускает ошибки, что заставляет молниеносно использовать новые возможности для минимизации потерь. При атаке с тыла, пока он занят на одном фронте, ваша победа будет неизбежна, но сопротивляться он будет до последнего. Ваши солдаты обладают самостоятельностью. Вы можете построить их перед боем, обращая внимания на то, что тип местности влияет на скорость передвижения, оккупация возвышенности и зданий добавляет бонус к радиусу атаки и защите. Артиллерия должна быть распакована и начать пристрелку, чтобы вы выбрали наилучшее место для бомбардировки противника. Линии пехоты сами разворачиваются к подходящему сопернику, а если вам удастся атаковать его с флангов, то вряд ли с его стороны останутся выжившие. Отступивший терпит поражение (возможность преследования может привести в засаду), а опыт равномерно распределяется между победившими солдатами. Пленных можно отпустить или казнить, чтобы население не вернулось на земли врага. Жалко, что присутствие командира и знаменосца на поле боя условно.
В механике морских боев испанцы превзошли создателей Total War. Вместо столкновения иконок теперь вам придется управлять кораблями флота, командовать о зарядке ядер, книппелей или шрапнели в попытке потопить или даже захватить суда противника, не забывая о силе ветра. При автоматическом определении результатов любого боя компьютер исходит из того, что нужно победить любыми средствами, не взирая на потери, поэтому вы быстро обнаружите, что грамотное личное управление способно сохранить жизни многих ваших солдат.
В управлении традиционный point & click дополняется проблемным drag & drop, а регулировать движение кораблей, рисуя для них направление передвижения перетаскиванием, весьма неудобно. Приказ следования здесь незаменим, ведь если вы поручите взять на абордаж вражеское судно, еще не лишенное парусов, то погоня может завести ваш корабль, оставленный без присмотра, за границу карты и вывести из боя без разрешения, да и инструментов координации действий флотилии не хватает. В наземных боях и на глобальной карте все более привычно, но местами не помешали бы подсказки, потому что о причинах недоступности некоторых действий приходится догадываться самостоятельно.
Графическая часть глобальной карты напомнит вам о Medieval: Total War и фигурках персоналий, разве что серость уступила место мрачной палитре цветов, да и "туман войны" прибавился для заморских земель. Иконки зданий выглядят очень примитивно, а увидеть города в подробностях не позволяется. Снега, пески, луга покрывают холмы, горы, равнины, а журчащие речки повышают значимость редких переправ. Разнообразная архитектура строений компенсирует то, что локация для боя выбирается не случайным образом из определенного набора, учитывающего ландшафт и погоду, как в Total War, а строго согласно карте, принадлежащей спорной провинции. Хотя дополнительные полигоны солдатам не помешали бы, зато все они анимированы со знанием дела. По зрелищности бои все-таки уступают Rome: Total War, а стремительная атака конницы не разбрасывает по сторонам пехотинцев. Спецэффектов не так много (в особенности, это касается морских сражений), как хотелось бы, но присутствуют проявления погоды, а смертельно раненые солдаты подают последние признаки жизни.
Многообразие звуковых эффектов (около 500) дополняется великолепным оркестровым музыкальным сопровождением (23 трека). Мелодичные композиции способствуют созданию правильного настроя во время управления страной и проведения битв. На высоте и озвучивание. Более 400 голосовых комментариев (не считая закадровых реплик) за каждую из сторон было прочитано носителями языков, поэтому даже русские солдаты здесь рапортуют без акцента.
Мультиплеер по локальной сети и через Интернет соединит от 2 до 4 игроков, чтобы они смогли выяснить отношения на поле боя. Настройки определяет только инициатор, хотя с помощью здешнего чата он может посоветоваться с другими участниками. Битва проходит в режимах "до последнего" и "захват флага" с таймером. Свои силы можно попробовать в наземных (51 карта), морских (31) и исторических баталиях.
Модели государственного менеджмента все-таки не достает детальности проработки, а несколько принятых авторами по этой части решений понравятся далеко не всем. Однако именно захватывающие сражения заставляют закрыть глаза на ошибки и продолжать играть, поэтому Imperial Glory более чем достойна внимания поклонников глобальных исторических стратегий.