"В натюрморте изображают объекты живой природы,
изолированные от своих естественных связей
и тем самым обращённые в вещь".
Выдержка из БСЭ. Успех "Still Life" (что в переводе означает "Натюрморт") был запланирован задолго до выхода игры в свет. Во многом этому способствовали сами игроки, поспешившие причислить "Натюрморт" к шедеврам игрового искусства на этапе, когда об игре не было известно ровным счётом ничего, кроме того, что разработчиком значилась команда из "Microids", главной героиней является молодая девушка, а сама история обещала быть ещё более мрачной, чем в "Post Mortem" ("Некролог"). Выпущенная за месяц до официального выхода игры демонстрационная версия оставила весьма положительные эмоции, хотя были в ней и огрехи с графикой и звуком, но в целом конечный продукт действительно обещал стать если не игрой года в своём жанре, то достойным внимания большинства поклонников приключений в жанре мрачного триллера.
Семейный подряд
Первый сюрприз, который ожидает игрока, игравшего в демо-версию, - это то, что для него первая глава фактически пройдена; второй - что к моменту, когда вы активно включаетесь в расследование, на счету предполагаемого маньяка-убийцы уже висит четыре трупа. Не правда ли, ободряющее начало?
В начале игры вы будете руководить действиями молодой практикантки из академии ФБР по имени Виктория Макферсон (Victoria McPherson), работающей в чикагском отделе полиции по расследованию убийств. Виктория во многом напоминает других представительниц женского населения компьютерных игр - она молода, дерзка, умна, хорошо дерётся и чертовски привлекательна. Кроме того, Виктория или Вик, как зовут её коллеги, происходит из семьи потомственных детективов (кто играл в "Некролог", наверняка помнят её деда - Гаса Макферсона) и просто "богатеньких буратино", купивших ей для работы навороченный полицейский джип, сразу ставший объектом зависти всего убойного отдела. Я уже не говорю о том, что в отличие от своих коллег эта компьютерная версия Даны Скалли щеголяет в мини-юбке и кожаных сапожках на высоких каблуках - не самая удачная одёжка для того, чтобы гоняться за маньяками - скорее для того, чтобы стать их очередной жертвой.
Я не зря оговорилась, что Викторией вы будете лишь в начале игры, затем вам придётся перевоплотиться в её деда - Густава Макферсона (Gustav McPherson) и перенестись на 75 лет в прошлое в Прагу, чтобы принять участие в расследовании практически идентичного дела об убийствах местных проституток. После первого знакомства с Гасом, вы будете периодически метаться между прошлым и настоящим, и со временем, по замыслу разработчиков, происходящее перестанет быть разорванным на две эпохи и сольётся в одну пугающую и зловещую историю об очередном Джеке Потрошителе.
Неоконченная пьеса о Джеке Потрошителе
В отличие от бородатых анекдотов, которые со временем не вызывают даже намёка на улыбку, истории о маньяках-убийцах вне зависимости от давности лет будоражат умы миллионов людей, заставляя оказавшихся после полуночи в одиночестве на улице женщин (а порой и не только их) вздрагивать от малейшего шороха и шарахаться от каждого встречного.
Особенно "раскрученной" историей о маньяке, сгубившем не одну женскую душу на улицах викторианского Лондона, является расследование преступлений Джека Потрошителя, чьё настоящее имя так и осталось неизвестным, что в свою очередь породило множество домыслов и дало толчок для создания сюжетов многих книг и фильмов о загадочных зверских убийствах.
Сюжет "Натюрморта" в этом смысле неоригинален и беззастенчиво эксплуатирует историю о лондонском маньяке. Жертвы убийцы - те же женщины лёгкого поведения, а способы и манера убийств практически в точности скопированы с описаний кровавых расправ Джека Потрошителя.
За время расследования вам придётся соприкоснуться с миром сутенёров, проституток и их разношерстных клиентов, а также с коррумпированными, а зачастую с просто бездарными и глупыми полицейскими. К чести последних всё же надо заметить, что не все служители закона будут вставлять вам палки в колёса, так, например патологоанатом Клэр будет на протяжении всей игры снабжать вас полезной информацией добытой из недр трупов, а пражский полицейский по имени Стасек не раз выручит Гаса, когда тот будет нуждаться в помощи.
Всего в игре семь глав приблизительно равной продолжительности и несколько сюжетных линий, которые в итоге объединяются в общую историю.
Управление
Управление в игре осуществляется либо с помощью мышки, либо с помощью клавиатуры, причём если вы выбираете первый способ, то клавиатура при этом совсем не задействована. В принципе для прохождения игры достаточно одной руки, которая управляет мышкой, но также полезно помнить о существовании клавиатуры, особенно когда речь заходит о загадках на скорость. К счастью, в игре лишь одно подобное задание, но весьма непростое, где без использования клавиш вы можете оказаться в тупиковой ситуации и бросить игру, чего, разумеется, не хотелось бы делать.
Во всём остальном - стандартный набор "увидел, нажал, скомбинировал, применил". Доступ в инвентарь осуществляется простым нажатием кнопки мышки, а манипуляции с предметами максимально упрощены. В инвентаре вы можете рассмотреть найденные предметы поближе, получить о них дополнительную информацию, прочитать рапорты и документы, а также освежить в памяти все диалоги, что особенно удобно, если вы что-то упустили или недопоняли во время разговора с персонажами.
Во время диалогов задействованы две клавиши: левая - для вопросов, без которых расследование не может двигаться дальше, и правая - для вопросов, не связанных напрямую с прохождением.
При всей своей видимой простоте управление небезупречно, а в некоторые моменты игроку приходится читать длинные инструкции по применению тех или иных предметов, что ухудшает динамику игры и создаёт ненужные дополнительные сложности.
Загадки и головоломки
Если вы играете в квесты ради головоломок, то набор загадок, представленных в "Натюрморте", вас сильно расстроит, так как ничего кардинально нового и свежего вы в игре не найдёте. В основном все загадки достаточно примитивны и решаются за несколько минут, что по сложности ставит игру в один ряд с "Некрологом".
За время расследования вам придётся: вскрыть пару сейфов, подобрав к ним правильную комбинацию; испечь рождественское печенье (привет от Нэнси Дрю); взломать замок с помощью пары отмычек (ужасное управление загубило в принципе неплохую задумку); найти путь в туннеле; собрать головоломку и т.д. Одним словом в игре нет ни одного задания, которое уже где-нибудь не встречалось ранее, что сильно упрощает жизнь игрокам и делает игру ещё более короткой.
Единственная головоломка, где вам, возможно, придётся попотеть из-за не самого удачного управления, также легко решается, если вы переключитесь с мышки на клавиатуру.
Графика и музыка
Не важно, сколь хороша у вас видеокарта и какое разрешение поддерживает ваш монитор - картинку лучше, чем 800x600, вы увидеть не сможете, так как настройки, отвечающие за качество видеоизображения, в игре отсутствуют напрочь. Плачевное положение с острыми углами и неровностями поверхностей несколько выправляет применение функции сглаживания ступенчатости изображения (antialiasing), что, впрочем, не избавляет вас от "удовольствия" созерцания непонятно откуда берущихся артефактов при прорисовке персонажей.
Все сцены в игре заранее просчитаны, но, несмотря на это, не отличаются высокой художественностью, как, например, в "Сибири", что, впрочем, не портит общее впечатление, а наоборот создаёт требуемую атмосферу мрачности и безысходности происходящего.
Главы игры, проходящие в Праге, выполнены с применением эффекта старой плёнки и хорошо контрастируют с сочными красками уровней, имеющих место в настоящем времени.
Видеоролики, которых в игре достаточно много, сделаны хорошо, хотя порой задумка и работа камеры лучше исполнения.
По традиции, как и в предыдущих играх от "Microids", после того как ролик был воспроизведён в игре, его всегда можно найти в главном меню и посмотреть отдельно ещё раз.
В отличие от графики звуковое оформление игры сделано слабо. Мало того, что Гаса Макферсона явно озвучивает не тот же актёр, что в "Некрологе", но и сама озвучка в игре слабая. Голос Виктории звучит хоть и более правдоподобно, но качество и, главное, смысл диалогов оставлять желать лучшего. При написании диалогов разработчики явно пытались шутить, но или изначально остроты были на французском и потеряли соль при переводе, или у "Microids" перевелись хорошие сценаристы.
При всём этом закадровая музыка выполнена на высоте и поддерживает атмосферу мрачности и ожидания неизбежной трагичной развязки.
Вердикт
При всех своих огрехах "Натюрморт" - достойное продолжение линейки приключенческих игр в стиле мрачного триллера, хотя едва ли эта "замершая жизнь" может претендовать на звание шедевра. Остаётся только надеяться, что в продолжении, на которое беззастенчиво намекают разработчики, будут учтены пожелания игроков и приложено больше усилий при создании головоломок и написании сценария. Увидимся на улицах Лос-Анджелеса.