Сезон охоты на зайцев Кругом столько недорезанных, что хирурги зашиваются
(В. Сумбатов) Компания Digital Extremes - не новичок в жанре стрелялок от первого лица. Именно ей вместе с Epic Games принадлежит авторство таких хитов, как "Unreal" и "Unreal Tournament". Поэтому не удивительно, что стоило только Digital Extremes заявить о начале работ над новым проектом под названием "Pariah" ("Изгой"), как его тут же занесли в список будущих бестселлеров, тем более что разработчики не скупились на дифирамбы и обещали всем и каждому незабываемые ощущения и совершенно новый подход к такому милому сердцу миллионов игроков действию, как отстрел всего, что движется. Включение же в игру, помимо непременных одиночной и многопользовательской игры, встроенного редактора карт превращало и без того лакомый кусочек в настоящий деликатес, за который не жалко заплатить любые разумные деньги. Но, как известно не всякий деликатес приятен на вкус, а знаменитое японское блюдо из рыбы фугу при неправильном приготовлении становится смертельно ядовитым.
Оставалось только верить, что на "кухне" Digital Extremes ещё не перевелись искусные повара, и игрока ждёт настоящее пиршество, а не свидание с белым фаянсовым другом. Полная версия игры увидела свет в начале мая сразу в двух ипостасях - на Xbox и на персональном компьютере.
Сбежавшая пациентка
История, рассказанная в игре, происходит в 2520 году, то есть в отдалённом будущем. Из короткого открывающего видеоролика выясняется, что на этот раз вам предстоит исполнять роль врача по имени Джек Мэйсон (Jack Mason).
В тот момент, когда вы перевоплощаетесь в доброго доктора, он выполняет рутинную миссию в составе небольшой группы военных, перевозящих секретный груз - молодую особу, находящуюся в анабиозе. Замороженная девушка является носительницей какого-то жуткого вируса, и вы обязаны доставить её в целости и сохранности для исследований.
Как водится в подобных играх, ваш корабль сбивают одичавшие повстанцы, а "ценный груз" самым наглым образом сбегает, по пути заразив тем же вирусом двух выживших при крушении людей, одним из которых, разумеется, оказывается доктор Мэйсон. Более того, ваш напарник почти сразу же отдаёт богу душу, оставляя, таким образом, вас один на один с незнакомой планетой, населённой вооружёнными бандитами, вирусом, грозящим свести вас в могилу в самом ближайшем будущем, и единственным шансом на спасение в лице девушки по имени Карина. Но для начала её ещё надо найти, и именно этим вы будете заниматься на протяжении целых 18-ти миссий! Что-что, а прятаться эта девушка умеет.
Вопросы, которые мы задаем
Но довольно лирики, давайте поговорим о самом важном, а именно о том, кого, сколько, где и, главное, как именно вам предстоит убить, чтобы увидеть финальные титры. На вопрос "кого?" даже после прохождения игры и визита на главную страницу "Pariah" я затрудняюсь ответить однозначно, но одно можно сказать наверняка: все, кого вы встретите, будут врагами. Друзей в этой игре у вас нет, поэтому стреляйте не задумываясь в любого встречного и не мучайтесь над вопросом, кого вы только что укокошили - охранника, заключённого, повстанца или наёмного убийцу, разницы между ними для вас нет.
Интеллект противников находится на нескольких ступенях развития - одни постоянно суетятся и поэтому в них трудно попасть, другие, наоборот, стоят неподвижно, пока вы их не прикончите, а третьи кидаются грудью на ваше оружие, пытаясь при этом съездить вам прикладом. В игре также есть два босса, не отличающихся большим интеллектом, но удивительно живучих, поэтому приготовьтесь к тому, что с ними вам придётся изрядно попотеть.
Вопрос "сколько?" - попроще, и ответ на него может быть только один - "больше, чем вы думаете", так как количество врагов в игре действительно впечатляющее. Враги нападают, как минимум, втроем, как максимум - небольшой регулярной армией камикадзе, пытающейся, несмотря на футуристичность своего вооружения, затоптать вас, словно стадо обезумивших слонопотамов.
На вопрос "где?", несмотря на впечатляющее количество миссий, можно получить ответ, лишь исходя из их названий, тем более что, как правило, название уровней с трудом можно подогнать под место, где вы в данный момент находитесь. Так после нескольких часов беготни по практически идентичным базам и лесам я с удивлением обнаружила, что, оказывается, за это время я успела побывать в таких интересных местах, как секретная лаборатория, вокзал, космопорт и заброшенная дамба. Что и говорить, после это остаётся только позавидовать богатому воображению разработчиков и посетовать на собственную недогадливость.
И напоследок оставленный "на сладкое" вопрос "как?". Разумеется, убивать вы будете не силой мысли и не взглядом, а самым банальным способом - оружием. Если у вас заблестели глаза, и вы уже представили себе великолепный арсенал далёкого будущего, то мне придётся вас разочаровать. В игре всего шесть видов оружия, не считая аптечку, заряжающуюся по принципу шприца капсулами, а также сабли (bonesaw) для ближнего боя - абсолютно бесполезной, так как ближе, чем на расстояние выстрела, вас вряд ли кто-то подпустит.
Оружие и транспорт
Из шести видов вооружения лишь плазменная пушка (Plasma Gun) выглядит гостьей из будущего, а оставшиеся пять уже хорошо знакомы по другим играм нашего времени: штурмовая винтовка, именуемая в игре "бульдогом" (Bulldog), гранатомёт (Grenade Launcher), ракетница (Rocket Launcher), снайперская винтовка (Sniper Rifle) и дробовик (Frag Rifle). На первый взгляд, арсенал более чем скромный, особенно если припомнить, что разработчики до выхода игры настаивали на том, что их оружие будет необычным и новаторским. Необычным представленный арсенал назвать трудно. Можно ли его назвать новаторским? С одной стороны, можно, так как каждое оружие можно усовершенствовать, добавляя к уже существующим функциям новые. Так, например, в начале игры у вас есть гранатомёт, из которого можно стрелять обыкновенными гранатами, но если вы соберёте необходимое количество так называемых "энергетических ядер" (energy core), то со временем сможете добавить к "стандартному набору услуг" пульт дистанционного управления взрывом детонатора и "прилипающие" к противникам и машинам снаряды.
С другой стороны, даже такой интересный ход, как постепенное усовершенствование оружия по ходу игры, не может искупить просчётов в самом вооружении. Прежде всего, это касается таких, казалось бы, убойных видов вооружения, как плазменная пушка и дробовик. По иронии судьбы, именно эти два мощных вида оружия на деле оказываются самыми бесполезными и несерьёзными. Например, вы можете потратить несколько выстрелов из дробовика и чуть ли не обойму плазменной пушки, чтобы убить заурядного противника, в то время как с помощью самой примитивной штурмовой винтовки вы расправитесь с ним за считанные мгновения.
Ещё одно "лакомство", обещанное разработчиками - это возможность управлять различными транспортными средствами. На деле таких средств всего два, и оба они перемещаются на четырёх колёсах, представляя из себя мёртворождённый симбиоз багги и джипа. В первом случае вы можете перемещаться на машине в одиночку, а во втором - взять на борт пассажира, который будет отстреливаться от противников, пока вы заняты управлением. Миссий с участием машин всего две, и обе настолько короткие и невразумительные, что не успевают ни запасть в душу, ни даже просто запомниться.
Многопользовательская игра и редактор карт
В отличие от одиночной игры, многопользовательская версия себя полностью оправдывает, недаром Digital Extremes потратила столько лет на создание и оттачивание "Unreal Tournament". Уже сейчас на серверах игры обитает приличное количество игроков, готовых помериться силами в четырёх номинациях: "смертельный поединок" (death match), "командный смертельный поединок" (team deathmatch), "захват флага" (capture the flag) и - новый вид - "передовая" (front line assault), во время которого ваша команда должна сначала захватить некоторое количество объектов и лишь затем попытаться разгромить базу противника.
В игру также включён редактор карт, где вы, в зависимости от способностей, можете создавать новые миры для многопользовательской версии. Редактор достаточно простой в управлении, но в тоже время у него много функций и объектов, способных удовлетворить практически любой полёт фантазии.
Графика и музыка
Графика в игре на высоте, что, впрочем, и не удивительно, так как для этих целей был использован движок от "Unreal Tournament". Больше половины уровней проходит на открытой местности, а также в лесу, где всё, начиная с качающихся на ветру травинок и заканчивая водными гладями, выполнено на самом высоком уровне, который редко можно встретить в стандартной стрелялке.
Физическая модель на уровне - спасибо "Havok'у". Особенно удались разработчикам сцены взрывов, а также тушки врагов, убивать которых - одно удовольствие. К радости многочисленных поклонников разрушений спешу сообщить, что в игре можно разгромить и взорвать если не всё, то многое, особенно это касается уровней, протекающих на открытой местности, где встречаются дозорные башни и газопроводы.
Напротив, звуковое сопровождение выполнено из рук вон плохо. Диалоги не отличаются оригинальностью, а голоса актёров звучат устало и неправдоподобно, и в них напрочь отсутствуют эмоции. Закадровый звук сделан очень тихим, а музыкальные темы имеют обыкновение внезапно обрываться, оставляя игрока в полной тишине, прерываемой разве что неправдоподобными канонадами из ракетниц и гранатомётов.
Вердикт
Увы, но сбалансированного продукта из "Pariah" не получилось. Многопользовательская составляющая разработчикам явно удалась и должна прийтись по душе всем поклонникам сетевых сражений. В то же время слабая сюжетная линия и унылые уровни практически полностью погубили одиночную игру. А ведь аналоги нашей известной поговорки о двух зайцах есть едва ли не у всех народов мира. Может, не стоило гнаться?