"Как вы яхту назовете, так она и поплывет!" - любил говаривать Христофор Бонифатьевич. Как это часто бывает, разработчики из польского коллектива Frontline Studios, сами того не ведая, нарекли свое творение самым подходящим для него образом. The Banished (она же "The Outcast" или "Изгнанник: Лезвие смерти" в русском варианте) является типичным примером настоящего изгоя жанра RPG. Примитивнейшая графика, куцая ролевая система, никудышная анимация вкупе с безобразным управлением, занудным сторилайном и калекой-геймплеем не тянут даже на "неуд", а ведь пресс-релизы были так заманчивы... Вот и верь людям после этого.
Знакомство с игрой начинается с экрана генерации персонажа, который заставляет максимально выкручивать яркость монитора, чтобы можно было хоть что-нибудь разобрать. О выборе расы, профессии или хотя бы портрета подопечного можете сразу же забыть, как о несбыточной мечте. На подобные излишества авторы не размениваются. Отсутствие стиля, нагромождение непонятных геометрических фигур и кошмарные шрифты делают задачку по созданию аватара посложнее поиска черной кошки в темной комнате, особенно когда ее там нет. Скрепя сердце, разбросав очки по основным показателям героя (их четыре - сила, ловкость, живучесть и магия), боевым и магическим скиллам, отправляемся на просмотр вступительного ролика.
О, эта великая сила Искусства! Редко, редко когда нам удается "насладиться" подобным гением мастеров, умудрившихся без голосового сопровождения, при помощи всего лишь рисованных картинок, активно использующих эффект "плавного, водного растяжения-сжатия", освещаемых дрожащим пламенем свечи, да пары строчек пояснительного текста создать настрой и донести до нас столь непередаваемую атмосферу! Вам понравилось? Тогда крепитесь - впереди вас ждут еще два десятка подобных откровений, описывающих всю глубину страданий и раскрывающих тонкие струны души главного персонажа, пытающегося докопаться до истины.
В плане сюжета авторы хвастаются, что слепили оригинальную историю, которая начинается как фэнтези, а заканчивается уже как фантастика. Может быть, на другом движке это было бы и интересно, но с таким набором "уязвимых мест", извините, не трогает. Начинается завязка с бредовых видений дровосека одной дремучей деревни, которого некогда подобрали в лесу, после чего, непонятно с какого перепоя, его стали мучить призраки людей в спецодеждах, автомобилей и всяких космических кораблей. Лишь много позже он узнает, что это были видения из его собственного прошлого. Что это он с командой колонистов, стартовавших с Земли, высадился на далекой планете земного типа в поисках нового дома. Что руководство экспедицией, обнаружив местных жителей, удивительным образом похожих на людей, решило их ликвидировать. Но первые поселенцы были против, за что и поплатились - им стерли память и отправили гулять в леса. Как раз там местный старожил нашего приключенца и обнаружил.
Если история еще может вызывать намек на какое-то любопытство, то местные квесты - ни в коем разе. Разыскать редкие семена, спасти сына, принести вино из погреба, избавить жителей от монстров в соседней пещере и т.д. и т.п. - стандартный набор любого проходного проекта. При этом большая часть NPC вообще отказывается говорить, напоминая бездушных истуканов. Странствия по окрестностям в Banished больше всего напоминают плохую пародию на "Baldur's Gate". Все базовые атрибуты на месте, но от этого ни жарко, ни холодно. Локации крохотные, спецэффекты липовые, анимация - в зачаточном состоянии, а об "уникальных системах сражения и магии" и говорить не хочется. Пока вы соберетесь использовать нужный спелл (интеллектуальная пауза не предусмотрена), вас уже раз десять порубят на мелкие кусочки. Не впечатляют и битвы, больше напоминающие схватку двух паралитиков, что встают напротив и начинают коряво тыкать друг в дружку какой-нибудь палкой-копалкой. Когда же ваш оппонент, наконец, падет, из него вывалится кучка предметов, сбор которых - та еще задачка. Дело в том, что кнопки подсветки лежащего на земле скарба нет. Мало того - чтобы взять предмет, необходимо каждый раз, стоя на нем, вызывать инвентарь.
Думаете, на этом все "сюрпризы" закончились? Как бы не так. Для усиления эффекта "погружения" создатели заставили персонажей (скоро к вам в команду присоединятся единомышленники и им даже можно выставить один из трех стилей поведения) испытывать жажду, голод, страдать от усталости и болезней. А, стало быть, большую часть времени придется думать не об экипировке и новых приключениях, а о том, где лучше поспать, да как найти пропитание. Хотя с этим, в общем-то, особых проблем и нет. Практически любой торговец с удовольствием, были бы деньги, вылечит вас от всех болезней, починит сломанный инвентарь, продаст еду и предоставит кров.
Остается добавить, что единственное разрешение, которое уважают разработчики - 640х480, любимые их цвета - черный, темно-серый и грязно-коричневый, шрифты предпочитают самые трудночитаемые, а об эргономике интерфейса они, похоже, и понятия не имеют. Музыка отказывается баловать сколько-нибудь приличными композициями, а на актерской озвучке так и вообще сэкономили - нет ее здесь и все тут, а на нет и суда нет.
В общем и целом, тихий ужас даже по малобюджетным меркам. Этакое позорище стыдно было демонстрировать публике еще лет пять назад, чего уж говорить о дне нынешнем. Рекомендуем воздержаться. Зрение и нервы дороже.