В глубинах подсознания... Пятидисковый формат больше подошел бы квесту, а трехмерной платформенной аркаде с сюжетом, который, на первый взгляд, кажется очередной детской историей. Вместе с тем, каждому, кто решит познакомиться с миром психонавтов поближе, предстоит убедиться в правоте слов кардинала Ришелье о том, что не стоит судить опрометчиво.
Компания Double Fine Productions была основана в 2000 году Тимом Шефером (Tim Schafer), благодаря которому появились такие игры, как Grim Fandango, Full Throttle и Day of the Tentacle. Команда из 40 разработчиков включает не только бывших сотоварищей Тима, но и опытных программистов, участвовавших в создании Diablo II, Jedi Knight и Starfighter, а также несколько мультипликаторов из студии Pixar и других талантливых художников. Разработка игры заняла более 4-х лет, и она выходит сразу на нескольких платформах, а компания Microsoft, заявленная первоначальным издателем, отказалась от покровительства над проектом. Специалисты Majesco оказались более дальновидными, ведь у игры есть все шансы претендовать на успех, иначе вряд ли на ее рекламную кампанию (ТВ, пресса, радио и Интернет) решились бы тратить миллионы, даже учредив несколько призов в 5 тысяч долларов для наиболее удачливых покупателей.
В одном необычном летнем лагере под названием "Шепчущий камень" секретные агенты ежегодно проводят набор способных детей для обучения психокинезу, чтобы они в будущем могли встать на защиту цивилизации от преступников. Очередной брифинг военного инструктора Олеандра прерывается неожиданным появлением героя по имени Разпутин (или просто - Раз), сбежавшего от родителей, работающих в цирке. Регламент не позволяет держать детей в лагере без разрешения родственников, но, почувствовав присутствие впечатляющих навыков, агенты-учителя решают его оставить, хотя бы до появления его отца. У Раза есть всего пара дней для того, чтобы пройти все стадии обучения и стать психонавтом, однако не все так просто, ведь совсем скоро он обнаруживает, что в лагере творится что-то странное. Помимо прочего, нужно еще победить собственные страхи, покорить сердце девушки, спасти ее от опасности, раскрыть заговор и не раз встретиться с чудовищами.
По глубине проработки сюжета разработчики превзошли многие квесты. Каждый собеседник здесь - не просто случайный прохожий, а настоящая личность с интересным характером. Не все одноклассники приняли новичка, хотя друзьями он обзавелся довольно быстро, а опытные агенты Найн и Моделло уже заготовили для него спецкурс по мозговедению. По общему количеству диалогов игра бьет все мыслимые рекорды, а если соединить все видеовставки, то получится настоящий полнометражный мультфильм, ведь они занимают более 2-х дисков.
Ваше путешествие начнется в лагере, где Олеандр быстро потребует посещения очередного урока. Именно в лагере вы будете коротать время между миссиями. Его территория разбита на несколько средних по размеру локаций, в которых можно найти красивые пейзажи, многообразие бонусных предметов, магазин для покупки новинок и несколько десятков NPC, с каждым из которых можно пообщаться (или просто подслушать их разговоры), причем, их расположение и произносимые реплики будут меняться по ходу игры.
Проникновение в мозг (каждое представляет отдельную миссию) осуществляется через дверь в голове, а затем вы попадете во внутренний мир подопытного существа. Внутри вам предстоит выполнение разнообразных заданий, но механика геймплея базируется на принципах платформенной аркады, поэтому потребуется много прыгать, часто драться и решать несложные загадки, основанные на поиске дальнейшего пути следования, для чего будет необходимо карабкаться наверх по тросам, канатам, трамплинам, падать вниз, кататься по рельсам и изучать особенности движения механизмов. Главными противниками являются цензоры, пытающиеся удалить вас из сознания жертвы. Сохраняться можно в любое время, но при загрузке вашего героя поставят на место последнего достигнутого чекпойнта.
Казалось бы, что участь типичного однообразия подобных игр должна была коснуться и Psychonauts, но этого не происходит почти до самого конца. Причудливый окружающий мир поначалу выглядит странновато, но как только вы поймете логику и идею, вы уже не сможете оторваться. Итак, в каждом разуме имеются свои мечты, страхи, кошмары и воспоминания, а, исследуя его, вы обязательно на них наткнетесь, встретив книги с картинками или живое воплощение этих объектов. К примеру, доброта злобного Олеандра сокрыта глубоко у него в душе. Сам Раз мучается кошмаром, а когда он попадает в свой мозг, то этот страх реализуется через огромное чудовище, занимающее целый экран, с которым предстоит бороться.
Оригинальные идеи встречаются здесь на каждом шагу. Весьма забавно общаться с начальником лагеря, который присутствует одновременно в нескольких местах, исполняя роль директора, повара и даже садовника. Еще интереснее исследовать мозг личности, мнящей себя Бонапартом, или монстра, для которого главный кошмар всей жизни - Раз, поэтому он предстает в его сознании чуть ли не Годзиллой с соответствующим масштабом. В сознании охранника Бойда Купера вы найдете городок 50-х годов прошлого века и следы непонятного заговора, который является пристанищем вездесущего Молочника.
Игровой прогресс сопровождается получением героем новых значков, отражающих уровень его мастерства. Во время путешествия на каждом шагу вам будут попадаться образы сознания подопытных (прозрачные танки, ракеты - у вояки). За каждую сотню вы будете получать новый ранг (всего - 100), а за несколько рангов - новую способность (левитация, телекинез, пирокинез, взрыв), с которыми прохождение становится еще интереснее, потому что препятствия можно облетать, отбрасывать и даже сжигать. Жалко только, что в схватках с боссами часть добытых навыков будет недоступна.
Жажда коллекционеров будет утолена, ведь для того, чтобы полностью обчистить уровни, потребуется острый глаз, ловкие руки и запас смекалки. Зато их усилия будут вознаграждены более быстрым ростом опытности героя. Охотник в лагере предложит вам собрать сундучок с забавными вещами вроде костей и медальонов, за которые Раз получит продвижение сразу на несколько уровней. В магазине можно купить пылесос для сбора магической паутины, а еще нужно постоянно пополнять энергетический боезапас и уровень здоровья, а если на миссии вы растеряете все жизни, то проекцию героя вытолкнут из разума, в котором она находится, т.е. уровень вам придется переиграть сначала.
За бОльшую привлекательность PC-версии по сравнению с приставочными расплачиваться пришлось управлению. Сам интерфейс весьма удобен, а в журнале вы найдете карту (с указанием места назначения), список активных заданий, детальную статистику по собранным бонусам, все найденные воспоминания и открытые видеоролики. Длительные двойные прыжки порой утомляют, потому что клавиатура не всегда четко реагирует на ваши команды. К счастью, в финальную версию разработчики включили зону безопасности, т.е. за края платформ и уступов можно цепляться, даже если вы немного не рассчитали место приземления. Хотя с геймпадом управлять Разом будет гораздо комфортнее, клавиатура, на мой взгляд, позволяет лучше использовать многообразие возможностей. Наибольшую сложность в игре представляют моменты, где вы должны не только прыгать, но еще и драться, уклоняясь от летящих в героя смертоносных лучей.
Система наведения тоже имеет свои недостатки, ведь здесь придется тратить ценное время на трудоемкое прицеливание, а не всегда успевающая за героем камера добавляет проблем. Со временем вы обязательно освоитесь и даже мастерски преодолеете путь по вращающимся бревнам. Знакомство с новыми объектами всегда сопровождается понятной подсказкой.
Много времени авторы уделили графическому исполнению и преуспели в этом. Прежде всего, на себя обращают внимание кропотливо проработанные локации, каждая из которых представляет собой отдельный мир. Незабываемые впечатления оставляет прогулка по кубу, висящему в воздухе, с которого нельзя упасть, потому что шаг за одну из граней переворачивает его на другую сторону. Вместо того чтобы наспех расставить однообразные декорации, создатели подумали о каждой мелкой детали, даже не участвующей в основном прохождении. В гостевом домике вы увидите репетицию музыкальной группы, а в соседней комнате посмотрите телевизор. Многообразие продуманного интерьера, растительности, различных гор и возвышенностей дополняется водоемами и неплохой анимацией с весьма реалистичными движениями. Разумеется, без прекрасных спецэффектов тут не обошлось: на протяжении игры вас будет радовать множество взрывов, вспышек, погодных проявлений и правильных теней. В качестве бонуса Раз умеет скользить по любой наклонной поверхности от поручней до корней деревьев.
Музыкальное сопровождение с различными настроениями содержит по одной теме на каждый мир и вместе с эффектами теряется на фоне великолепного озвучивания. Усилиями талантливых актеров массивы текста превратили каждого персонажа в живое существо. Вы забудете мелодии и шумы, но голоса останутся в памяти даже после выхода из игры. Естественно, диалоги наполнены искрометным юмором с шутками для всех возрастов.
Разработчики не тратили времени даром и создали прекрасную игру для любителей смелых героев и опасных приключений, которой присущи свои небольшие недостатки, в частности, невысокая сложность и небольшая продолжительность.