Листая старую тетрадь... До сих пор уличить компанию Cat Daddy Games, больших любителей всевозможных "магнатов", в пристрастии к варгеймам было крайне сложно. Впрочем, в их длинном послужном списке имелась History Channel's Civil War: The Game двухлетней давности, которая хоть большого признания и не снискала, но и бесследно не сгинула. Авторов вновь потянуло копаться в пыльных архивах, касающихся Гражданской Войны в США (1861-1865гг.), чтобы на этот раз осветить не всю войну целиком, но одну из ее самых ярких страниц - Геттисберг. При этом их абсолютно не волновало, что в этой теме уже отметились все, кто только мог, во главе с Сидом Мейером, сказать здесь хоть что-то новое вряд ли вообще возможно. И тем не менее...
Вновь на мониторах разворачивается противостояние армий Севера и Юга близ городка Геттисберг, ставшее ключевым моментом всей Гражданской Войны и, безусловно, оказавшее влияние не только на судьбу Америки, но и всего остального мира. Не показали бы тогда армии Конфедератов, защищавшим идеалы плантаторов-рабовладельцев, кузькину мать - кто знает, когда Америка смогла бы окончательно покончить со своим темным прошлым. В ходе кровопролитного сражения, длившегося четыре дня (с 1 по 4 июля 1863 года), армия Ли вовсе не была окончательно разгромлена - потери с обеих сторон были вполне сопоставимыми, но оправиться от них южане так и не смогли. Вторым гвоздем в крышку гроба конфедератов стала сдача крепости Виксбург генералу Гранту. После этих двух знаковых поражений мятежные южане в северные штаты больше не совались, а в войне произошел окончательный перелом в пользу Севера.
Проиллюстрировать знаменитую битву разработчики решили посредством 16 миссий одиночной кампании, в которой доводится повоевать за обе стороны. Только не ждите подробных брифингов к каждому бою, опирающихся на достоверные исторические хроники. Здесь все намного, намного проще. Не дать армии противника, состоящей из целых пяти юнитов, занять вон те десять шестиугольников в левом верхнем углу карты по истечении двадцати ходов, разгромить неприятеля за тридцать ходов, удержать позицию, ожидая подкрепления, переместиться из точки "А" в точку "Б" - и не более. Недостаток воображения и интересных заданий создатели компенсировали неравными условиями, в которые поставлен игрок и компьютер, так что с наскока большинство миссий не пройти. Впрочем, от малобюджетного варгейма большего ожидать и не приходилось. В наличии только пять типов войск: солдаты, артиллерия, кавалерия, милиция (ходит на меньшее количество клеток и стреляет ближе, чем "солдат") и генералы. Плюс три вида формаций: линия, колонна, врассыпную, да возможность окапываться, укрепляя свои оборонительные свойства. Причем, артиллерия способна косить врага, только окопавшись, а коннице эта опция и вовсе недоступна, что логично. От совсем уж примитивных пошаговых военных стратегий American Civil War: Gettysburg отличает учет преимуществ рельефа и разных типов местности. Так, юнит, находящийся на возвышенности или схоронившийся в глухом лесочке, оказывается в более выигрышных условиях, чем его менее предусмотрительный противник, застрявший на лугу.
В качестве туза в рукаве авторы ввели в игру так называемых генералов, привнеся во вполне стандартную стратегию элемент удачи, заставляющий вспомнить об азартных играх. Судите сами: генерал может оказывать влияние на другие юниты, как дружественные, так и враждебные, но только в том случае, если вы сумеете выиграть в своеобразную лотерею: угадать две "правильные" карты из трех возможных. Угадали - ваша взяла, ну а на нет, как говорится, и суда нет. Влияние можно оказывать следующего рода: на своих - увеличить силу атаки, шанс уклониться от встречного огня и окопаться (на это требуется потратить целый ход, так что помощь не лишняя); на чужих - понижение морали, пропуск хода и отмена укреплений (трудно представить такое на практике). В общем, Генералы, конечно, вносят разнообразие в монотонное передвижение боевых единиц по гексагональной карте, но делать основной упор на фактор случайности было все же излишним.
Помимо одиночной кампании присутствует tutorial для ознакомления с игровыми тонкостями, а также skirmish с возможностью выбора локации, количества отрядов (можно играть и вдвоем за одним компьютером, если есть такое желание). Не оставили в стороне разработчики и мультиплейер, позволяющий приобщиться к американской истории обладателям локальной сети или подключения к Интернету. Любителям истории выложили несколько исторических документов (жаль, что это не отсканированные подлинники, а лишь набранный от руки текст), дополненных небольшой художественной галереей, биографиями военноначальников, а также документальными фото тех лет. На их малых размерах и скромном качестве мы, пожалуй, не будем заострять ваше внимание. Хорошо, что положили, и на том спасибо.
Графически игрушка смотрится на удивление неплохо. Симпатичный и шустрый трехмерный движок, добротные эффекты, большие возможности в плане масштабирования, симпатичные модели солдат, которые достойно выглядят даже при максимальном увеличении, интересные ландшафты - создатели явно выжали максимум из своих возможностей и с толком израсходовали бюджет. Придраться, по сути, не к чему. Кстати, во время фазы реализации хода, когда интерфейс предусмотрительно исчезает с глаз долой, все происходящее перед глазами легко принять за неплохую real-time стратегию. Но стоит действу завершиться (его, к слову, легко ускорить в несколько раз), как понимаешь, что то было лишь минутное видение. Звуковое оформление, напротив, особыми изысками не балует, предлагая насладиться дежурным набором военных маршей, ружейными залпами, лязгом стали в рукопашной, топотом сотен подков на марше и т.п.
Очередной "Геттисберг", как и ожидалось, Америки не открыл. Исторической достоверностью здесь и не пахнет, масштабы развивающихся на экране стычек даже близко несопоставимы с событиями полуторавековой давности, да и на архивные данные авторы отчего-то пожадничали. Однако для любителей "военных шахмат" игрушка все же представляет известный интерес, ибо сделана качественно, управление не отягощено кучей лишних кнопок (чем обычно грешат разработчики в жанре), и шевелить извилинами приходится изрядно. Приятного времяпрепровождения.