Волшебницы предпочитают "мини". Если вы уже соскучились по спасению мира от темных сил в компании подростков, щеголяющих кислотными прическами, глядящими на мир через глаза-блюдца и обожающих баловаться боевой магией; когда женская половина коллектива предпочитает носить нечто среднее между безжалостно порезанным на лоскуты купальником и скроенным модным модельером эпатажным нижним бельем (именуя это, между прочим, доспехами), то вы попали по адресу. Как раз сейчас начинается экскурсия по новой JRPG Sudeki, которая, как ни странно, прибыла к нам не из Страны Восходящего Солнца или ее окрестностей, а от английского разработчика - студии Climax. Мало того, это еще и порт с приставки Xbox, на которой игра появилась в прошлом году и даже собрала там приличный урожай положительных отзывов. Удастся ли повторить успех и на PC, покажет время, а мы пока приступим к осмотру экспозиции.
Опять неспокойно в Датском королевстве.
Начнем с сюжетного стенда. В некотором царстве Хаскилия (Haskilia), вернее ее столице Иллюмина (Illumina), жили-были четверо отважных тинэйджеров, которые до поры до времени и не предполагали, что им выпадет спасти отчизну от грязных посягательств соседей - аклорианцев (Aclorians). Мерзкие твари повадились разорять мелкие деревушки, устраивать засады на дорогах и вот-вот собираются штурмовать столицу. Спасти положение может только мощный барьер, именуемый "щитом мира", который придумал и реализовал местный перспективный ученый Элько (Elco). Некогда научные эксперименты лишили его руки, но он продолжал изучать свойства магических кристаллов, в результате создав устройство, способное накрыть непроницаемым для врагов куполом не только замок, но и близлежащие к нему территории. Все бы хорошо, но мощи имеющихся в наличии кристаллов оказалось недостаточно, поэтому снаряжается экспедиция за недостающими, в которую вливаются по дороге новые члены команды.
Возглавляет группу воинственный боец Тал (Tal), чей меч лишь немного уступает размерами его хозяину. Чтобы заслужить уважение собственного отца, генерала Арло (Arlo), командующего вооруженными силами Иллюмины, он и добивается перевода в состав королевской гвардии. Уважения-то он, может, и добился, а вот нормального общения с родителем все никак не получается. Отец постоянно прикладывается к бутылке и скорбит о смерти жены и младшего сына, обвиняя во всех тяжких оставшегося наследника. Разбавить гегемонию спасателей-людей призвана зверо-девушка (напоминающая женщину-кошку, вернее девочку-кошку) по имени Буки (Buki), прибывшая из деревни, где легко можно встретить говорящего зайца или птицу, в замок с дипломатической миссией. Если бы не странные художества на теле и воинственные когти (к счастью, являющиеся лишь частью экипировки), ее вполне можно было бы принять за обыкновенную девушку, ибо в Иллюмине ТАК одеваются многие. Замыкает перечень "фантастической четверки" еще одна девица - Эйлиш (Ailish), по происхождению принцесса, дочь надменной королевы Люсиции (Lusicia), а по профессии - волшебница, ловко орудующая магическими скипетрами и посохами. Поход за магическими кусочками природного стекла заставляет героев исколесить вдоль и поперек всю империю, а также наведаться в Мир Теней, где им приоткрывается завеса страшной тайны. Как водится, могучая кучка должна воспрепятствовать приходу нового зла и не только спасти Империю, но и соединить половинки некогда расколотого мира в единое целое. В общем, вполне обычная работенка, для героев-то.
С миру по нитке - голому рубаха.
Необычным здесь можно считать геймплей, в который разработчики понатаскали элементы сразу нескольких жанров. К традиционной для анимешных ролевых игр системе прокачки героев, дополняемой специальными (есть и с замедлением времени в стиле "Матрицы") и магическими атаками, прикручиваются бои в реальном времени в духе чистокровных слэшеров (бедная, бедная мышка) и даже... элементы шутера от первого лица, где бегать приходится и с футуристическими пистолетами, и с огнестрельными посохами наперевес. Но обо всем по порядку.
Получая опыт, по достижении нового уровня вы можете повысить один из четырех основных показателей персонажа: здоровье, навык, силу и карму, и еще мощь специальной атаки. У каждого из четверки свой набор таких атак (нередко необходимо бывает выбрать и вектор атаки, что в бою в реальном времени сделать не так-то просто). Плюс в ассортименте имеются и ментальные, на которые тратятся особые очки (spirit strike points). Восполняются они только в бою, причем довольно медленно, зато позволяют вызывать духов древних божеств, способных одним ударом покончить с целым выводком гадов. Спецэффекты с приостановкой действа, молниями по всему экрану и сияющими великанами, сметающие всех и вся на своем пути энергетическими волнами, прилагаются.
Обычно бегать по дорожкам между городками и подземельям приходится одновременно какими-то двумя персонажами (редко бывает, что и в одиночестве), с возможностью переключаться между ними в любой момент. Но иногда авторы расщедриваются и позволяют управлять сразу всей четверкой целиком. Для удобства на местном радаре стрелочкой подсвечивается нужное направление, а также все враги, друзья и просто прохожие. С которыми, кстати сказать, особо и не поговоришь - большинство диалогов состоит из выбора трех вариантов, один из которых "Goodbye". Не приходится долго бегать в поисках ключевых объектов, стоит рядом с ними оказаться, как загорается плашка, предлагающая совершить какое-то действие: разбить или сломать ящик или кувшин, залезть по лестнице, открыть дверь и т.п.
Геройские умения.
Оставшейся без вашего присмотра троице можно выставить свой стиль поведения, один из трех: атаковать без лишних раздумий, защищать лидера группы или всячески избегать конфронтации. Что они и делают, и довольно толково. Все герои способны не только наносить удары, но и защищаться, используя специальный щит, плюс у каждого в арсенале есть и круговой финт, задевающий сразу нескольких врагов. А бойцы ближнего боя, воин Тал и "тигрица" Буки, обладают способностью наносить комбо-атаки. Их всего девять - необходимо в любом сочетании, но только в нужное время, кликнуть три раза на кнопки мышки. Например, управляя Букой, тройной клик на левую кнопку запустит атаку огненного волка. Не самая удобная система, учитывая необходимость делать обязательные паузы между кликами и плотность противников на квадратный сантиметр, но уж чем богаты. Другая "сладкая парочка", Эйлиш и Элько, обожает расстреливать неприятеля издалека, используя оружие дальнего боя. Оружие и доспехи, к слову, можно усовершенствовать, заплатив немного местных флоринов и нанеся на них у кузнецов специальные волшебные руны. Помимо кузниц в мире Sudeki встречаются еще и магазины или бродячие торговцы для пополнения ассортимента полезных предметов или продажи ненужных, а также таверны, позволяющие отдохнуть и набраться сил перед новыми испытаниями. Возвращаясь к нашим "стрелкам" - принцесса управляется с посохами, испускающими разные молнии и файерболы, а ученый предпочитает навороченные пистолеты. При переключении на одного из героев-дальнобойщиков камера тут же перемещается в вид "из глаз", и дальше вы управляете, как в обычном FPS. Только происходит это "чудесное превращение" исключительно во время битв, в процессе обычного исследования локаций эти персонажи бегают, как и все остальные, с видом от третьего лица.
Запланированные сюрпризы.
Не проходите мимо зала, посвященного битвам, про них стоит сказать отдельно. Они случаются, как и подобает подавляющему большинству анимешных RPG, только в строго определенных местах. Например, выбегаете вы из города, останавливаетесь на полянке - тут же закрываются все входы и выходы, и прямо из ниоткуда перед вами материализуется небольшая группка монстров. Как только разлетится на куски последняя тушка зубастого отродья, сразу же дверки и калитки чудесным образом разблокируются, и вы сможете продолжать движение. Только не вздумайте, выйдя за ворота, случайно сделать пару шагов в обратном направлении. Сработает триггер, тут же снова увидите знакомую картину, и придется ввязываться в очередной бой. Кстати, таким образом можно прокачать всех своих героев до заоблачных высот, просто околачиваясь возле любой "боевой области". И раздражает здесь не только это. Скажем, зачем, создав такой интересный и на самом деле красивый мир, авторы заставляют многократно пробегать через одни и те же локации? Причем пребывающие в неизменном виде.
Поколение Х.
Подсластить пилюлю способны уникальные способности героев, при помощи которых необходимо решать различные паззлы. На самом деле головоломки в Sudeki не относятся к разряду сложных, но все же вносят ожидаемой разнообразие и иногда заставляют немного пошевелить извилинами. Особенно когда приходится задействовать в решении одной задачи сразу парочку героев. Так, Тал умеет перемещать тяжелые предметы вроде ящиков и каменных блоков; Буки способна на своих "когтях" карабкаться по отвесным стенам, забираясь в недоступные для остальных области; Эйлиш делает невидимые предметы видимыми (об их существовании легко догадаться по хороводу ярких искорок), а видимые заставляет исчезнуть вообще - например, телегу, загораживающую проход; ну и Элко при помощи своего заплечного реактивного ранца, заправляемого от золотых кристаллов, может пролететь небольшое расстояние по воздуху. Комбинация всех этих сверхспособностей и позволяет игрушке не скатиться в банальный "hack & slash", что приятно.
В фокусе.
А вот обратите внимание на этот стеллаж, отвечающий за графику. Откуда черпали вдохновение создатели - неизвестно, но в результате им удалось изобразить достаточно живой, хотя и немного кукольный мир. При этом качество работы художников Climax заслуживает однозначно положительных оценок, хотя и не наивысших. Внушающий уважение движок, красивые трехмерные фэнтезийно-средневековые декорации, населенные десятками NPC, приятно ласкают взор. Жаль нельзя менять угол обзора, а дозволяется только кутить камеру вокруг персонажа, да очень незначительно сокращать или увеличивать расстояние до ключевой фигурки. Красочный вступительный ролик на движке с пролетом голубей через замок дает наглядную картину того, чем нас будут потчевать на протяжении всей игры. Зрелищные, насыщенные яркими красками антуражи замка или пасторальной прибрежной деревушки противопоставляются мрачным лабиринтам храма зверолюдей, цитадели аклорианцев или еще более зловещим просторам Мира Теней. Неплохо вписываются в общую атмосферу и страшненькие твари (хотя и не балующие большим разнообразием видов), и красивые эффекты при использовании специальных атак или магии. Ощущение, будто попадаешь внутрь сказки, может быть, немного утрированной, но все равно достаточно притягательной, чтобы захотелось в нее поверить. С настоящими рыцарями и принцессами, что в перерывах между собственным флиртом сражаются с ордами всяких злыдней. За звуковое сопровождение волноваться особенно не приходится, на месте и колоритные голоса главных действующих лиц, и приятная "сказочная" музыка, меняющаяся в зависимости от происходящего на экране.
А счастье было так возможно.
Наконец, заключительный зал. Все задатки хита у Sudeki есть: обошедшаяся без сюрпризов ролевая система, красочная графика, интересные головоломки, яркие и порой даже слишком уж сексуальные персонажи, любопытный, хотя и местами потертый от частых заимствований сюжет. К месту пришелся и бой в реальном времени, который вовсе не обязательно прерывать вызовом ультимативных духов или запуском спецатак, а иногда легко выиграть и банальным "закликиванием" противника до смерти.
Разочаровали частые забеги по одним и тем же территориям и слишком уж линейное прохождение. Вся игра состоит из цепочки перетекающих друг в друга банальных квестов (уровня "провести принцессу в замок", "найти и поговорить с вождем племени"), да сопровождающих их нескольких дюжин боев. С непременными "толстокожими" боссами через каждый полчаса. Слабовато. Не вызывает особого трепета и система сохранения посредством чекпойнтов, роль которых играют книги на пьедесталах, особенно когда они расположены на расстоянии трех-четырех боев друг от друга.
Увы, но приходится констатировать наличие целого ряда багов, среди которых были отмечены не только относительно безобидные проблемы со звуком, но и глухие подвисания.
Конечно, игрой, как явствует из надписи на коробке, "которая изменяет и расширяет привычные границы RPG", Sudeki не стала, ибо ничего и никуда не расширяет. Все уже давно было. Но является вполне приятным продуктом, который можно смело порекомендовать всем поклонникам большеглазых девушек и гигантских мечей. Не так часто нас балуют подобными историями.