После продолжительного пятилетнего затишья напомнила о себе некогда знаменитая серия Close Combat. Видимо, пришло время вытащить некогда славный бренд из пыльного ящика. Впрочем, с былыми тактическими стратегиями новый Close Combat: First to Fight не имеет практически ничего общего. Не считая названия и ориентации на стремление реалистично отобразить ближний бой. Теперь нам предлагают воевать, во-первых, в ближайшем будущем, а не давнем прошлом, а, во-вторых, не в RTS, а в полноценный командно-тактический шутер с управлением от первого лица. Знатоки стразу же смогут разглядеть в нем элементы таких игр, как Brothers in Arms: Road to Hill 30, Full Spectrum Warrior и даже SWAT. Хотя стратегии, похоже, также остаются в списке предпочтений разработчиков из Destineer Studios - в этом году запланирован выпуск и Close Combat: Red Phoenix, но это уже, как говорится, совсем другая история.
Проснувшийся вулкан.
Итак, Ливан, 2006 год. В стране началась гражданская война, по улицам городов бегают вооруженные люди и разъезжает боевая техника. Бои идут за каждый дом и каждую улицу, людей берут в заложники, занимаются важные правительственные и образовательные объекты, а целые городские кварталы по ходу дела превращаются в малопригодные для жизни руины. Опять события в Бейруте, как и много лет тому назад, идут первыми во всех выпусках теленовостей, а решения проблемы не находят даже самые рассудительные из местных политиков. Кто может помочь в такой ситуации и вытащить страну из пучины хаоса и братоубийства? Конечно же, ответ очевиден - исключительно и в первую очередь бравые морские пехотинцы США! Кто-то сомневался? Мы - нет. В общем, в роли этих самых морпехов, элиты американской армии, способной решить любые задачи в любой точке земного шара всего в течение четырех суток (жаль, на практике часто выходит иное, но звучит, согласитесь, красиво), вы здесь и выступаете.
Сердца четырех.
Точнее - в роли лидера группы, состоящей из четырех пехотинцев, которая засылается в самые горячие точки Бейрута, где на протяжении целого ряда миссий одиночной кампании, начинающихся и заканчивающихся скупыми нарезками теленовостей, пытается растолковать всем подозрительным бородатым типам в чалмах и с в руках, в чем состоят основные принципы свободы и демократии. Лопочущие что-то на своем языке арабы, конечно, и не подумают вас слушать, но, как и везде, охотно прислушаются к голосу роя маленьких свинцовых ос, особенно когда они впиваются под самые ребра. К слову, о разнообразии сценариев разработчики думали в последнюю очередь, поэтому все они очень похожи друг на друга и начисто лишены какой бы то ни было индивидуальности. В основном, вся задачка сводится к перебежке по проулкам и крышам, подземным коммуникациям и канализации, от чекпойнта к чекпойнту (мультиплатформенность сказывается) и зачистке всего живого в радиусе огневого поражения, хотя бывают и редкие исключения.
Почему именно четверкой, а не, скажем, вдвоем или впятером? На то у создателей придумано свое объяснение. Дескать, такая формация является наиболее эффективной и способна действовать как единое целое в стесненных условиях сложного и непредсказуемого городского боя. Бойцы такой группы могут контролировать сразу все 360 градусов обзора, успешно справляются с форсированием перекрестков или узких лестничных пролетов. У нее даже название свое есть - RTFA (Ready Team Fire Assist), и включает она, помимо командира и двух стрелков, еще и пулеметчика. В прилагаемых видеонарезках подробно описываются все плюсы использования такой боевой единицы.
К сожалению, управляете вы здесь только командиром, и переключаться на других солдат нельзя. Жаль. Зато подчиненным можно отдавать различные команды, хоть каждому лично, хоть всей группе целиком. Реализовано это посредством довольно удобного радиального меню, вызываемого правым кликом мышки. Например, тыкаем мышкой в спрятавшегося за перевернутым автомобилем гранатометчика и приказываем своим хлопцам открыть огонь на подавление. А сами в это время перебегаем на другую сторону улицы, чтобы занять более удобную огневую позицию. Конечно, в том же Brother in Arms этот момент был продуман гораздо толковее, но ведь и город не огороды - здесь так просто с фланга не зайдешь. Еще можно приказать покричать для устрашения, обыскать решивших сдаться преступников или переместиться в указанное место. Прибыв туда, бойцы занимают укрытия и действуют согласно собственному разумению. Получается это у них, надо сказать, довольно толково. У каждого кроме здоровья есть еще показатели морали и дисциплины, что оказывают влияние на поведение. При этом я вовсе не хочу сказать, что искусственный интеллект здесь выше всяких похвал. О тупости противников, напоминающих мальчиков для битья, и упоминать не хочется, но ваши пехотинцы постоять за себя вполне в состоянии. Впрочем, и не старуху бывает проруха, в смысле не обходится и без досадных ляпов - к примеру, как-то несколько минут наблюдал, как мой боец и террорист, стоя на корточках друг напротив друга и позабыв о том, что у них в руках огнестрельное ружье, а не дубинки, отчаянно пытались измолотить противника прикладом. Причем безрезультатно. Остальные вояки тихо жались в сторонке и не отсвечивали. Битва затягивалась, но никто так и не смог нащупать уязвимого места. Пришлось пристрелить, а репутация моих , знающих, как себя вести в любой ситуации, оказалась малость подмоченной.
Помимо боя на улицах, то и дело приходится забегать в дома, где уже берутся на вооружение приемы различных спецслужб. То есть, стоя перед закрытой дверью, можно приказать своей команде: 1) ворваться в помещение и пострелять всех без разбора; 2) сделать то же самое, только предварительно бросить туда гранату. При этом разработчики почему-то считают, что двери в Бейруте не принято запирать в принципе, и их всегда легко открыть, было бы желание. В том же SWAT4 штурм комнаты можно было провести уймой разных способов (с взломом и без, использованием разных типов гранат и т.п.), здесь же авторы решили ограничиться только двумя, видимо, чтобы не перегружать геймплей излишними опциями.
Огонь, батарея!
Воюя в чужом городе, всегда приятно ощущать, что тебя не бросили на произвол судьбы и придут на помощь, стоит только об этом попросить. В каждой миссии предусмотрена возможность несколько раз запросить помощь минометчиков, либо вертолетную атаку с воздуха или снайперов, а иногда и нескольких сразу. Вот только представьте: вы выбегаете на перекресток, а там стоит бронетранспортер или танк, который тут же начинает шарашить по вам из главного калибра. Вы вполне в состоянии уничтожить его и имеющимся в наличии оружием, благо подствольный гранатомет и обычные гранаты всегда под рукой, но все же лучше вызвать парочку , вооруженных тяжелыми пулеметами и пачкой противотанковых ракет, или указать эту цель минометчикам, чтобы заставить ее замолчать раз и навсегда. Снайперы помогут справиться с засевшими на крышах или в окнах гранатометчиками/стрелками, хотя, в принципе, их всегда легко снять и самолично. Все-таки возможность стрелять одиночными выстрелами и снайперский прицел на вашу штурмовую винтовку прикрутили не просто так. Продолжая тему вооружения, хочется добавить, что выбрать оружие и обмундирование перед миссией здесь нельзя, остается довольствоваться вверенной вам M-16 с подствольником, да связкой обычных и дымовых гранат. Зато всегда можно использовать по назначению оставленный кем-то бесхозный грузовичок с закрепленным в кузове пулеметом (из него можно пострелять самостоятельно, или направить любого из подшефной тройки). Не возбраняется и сбор остающихся на земле и патронов к ним, а большего для выполнения задания и не потребуется.
Сам себе Айболит.
С аптечками создатели поступили еще проще. Все мы понимаем, что в реальных боевых условиях никаких под ногами валяться не будет. Так как же быть в случае ранения? Ну, во-первых, всегда под рукой пачка пакетов первой помощи, которыми вас заботливо снабдили перед миссией. Расходуйте экономно и по делу! Им же, кстати, можно в два счета подлечить и любого члена команды, но касается это только легких ранений. В случае тяжелых - следует вызывать медика, который эвакуирует больного с глаз долой. Но не более одного, если потеряете двух бойцов, то вас ждет принудительный рестарт миссии. Как, естественно, и после гибели себя любимого. А, во-вторых, тут все же есть, правда, не в виде мерцающих аккуратных коробочек с крестами, лежащих на земле или вываливающиеся из трупов, а в виде более правдоподобных аптечных ящиков, предусмотрительно прибитых к стенам коридоров библиотек, магазинов по продаже компьютеров или местных кафе.
Пластик на щеках и эхо под сводами.
Графику сильно пинать не хочется, но и восторгов она не вызывает. Текстурки, модели оружия и техники смотрятся весьма прилично, но дизайн уровней иногда хромает, а лица солдат, если рассматривать их вблизи, отдают нездоровым блеском пластика. К сожалению, про разрушаемые поверхности создатели ничего толком не слышали, поэтому при всем желании проделать дырку в стене или своротить какую оградку не получится. Да что там стена, если даже бочки или стулья привинчены здесь к полу намертво. После демонстрации в каждом втором нынешнем проекте возможностей физического движка Havoc смотреть на такую бедноту просто грустно. Звук, наоборот, не подкачал. Автоматы и пулеметы строчат как настоящие, заставляя поверить (хотя бы и на долю секунды) в реальность происходящего. Бравурные мелодии запускаются только в определенные моменты и крайне ограничено, а в остальное время вас будут пугать разного рода шорохами, скрипами и напряженной дробью барабанных палочек друг об друга. Особенно впечатляют путешествия по подземным катакомбам, когда каждый возглас или автоматная очередь дублируются сильным и раскатистым эхом.
Зачет.
Вроде бы, все реализовали авторы, что задумывали, даже про мультиплейер до восьми человек по сети или Интернету не забыли, но настоящего симулятора морской пехоты США явно не получилось. Не помогли и консультации с бойцами, побывавшими в боевых действиях и недавно вернувшихся из Афганистана и Ирака. С трудом верится, что подобные программы (как заявляют разработчики) могут служить серьезным подспорьем для оттачивания техники современных боев солдатами и офицерами звездно-полосатой державы. Если же не брать во внимание завышенные претензии на реалистичность и аутентичность городских стычек, перед нами - типичный шутер-середнячок. Со слабенькой атмосферой, однотипными миссиями, командой в меру сообразительных ботов, которые все же иногда скорее мешают, чем помогают, и наличием ряда вспомогательных , без которых также легко можно обойтись. Хотя по многим показателям First to Fight ощутимо проигрывает всем упомянутым в начале обзора проектам, поклонникам жанра тактических стрелялок, пожалуй, имеет смысл на него взглянуть. В когорту "избранных" он, скорее всего, не попадет, но с интересом провести несколько вечеров вполне поможет.
417 Прочтений • [Close Combat: First to Fight ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]