Недостроенная крепость Выпуск сиквела сопряжен со многими трудностями, одной из которых является оправдание ожиданий поклонников, ведь необдуманные эксперименты могут привести к разочарованиям. Разработчики из FireFly Studios, создавая продолжение сериала Stronghold, решили строго соблюдать преемственность, расширили возможности геймплея, внедрили новый трехмерный движок и, к сожалению, не смогли избежать некоторых существенных ошибок, с которыми игре вряд ли суждено стать хитом.
Электронная версия мануала на диске отсутствует. Перед началом новой миссии вы можете почитать подсказки и сведения о новых постройках, а в процессе игры дозволяется вызвать помощь, чтобы самостоятельно отыскать информацию о желаемом объекте или процессе. Обучающий режим безнадежно подвисает, не позволяя вам продвинуться дальше, невдалеке от начала при изучении налогообложения.
Игровых режимов стало больше. Вы можете строить замок без каких-либо целей в свободной игре или побороться за корону с компьютерными оппонентами через режим "Kingmaker", для которого авторы почему-то предложили карты Австралии, США и некоторые другие, мало общего имеющие со средневековьем. В одиночной игре основной упор был сделан на 2 кампании. Положительных эмоций было бы гораздо больше, если бы авторы потрудились хотя бы перемешать составляющие их миссии, чтобы не концентрировать игрока лишь на одном из аспектов игры. Следуя по пути мира, содействуя развитию страны, вам придется больше заботиться о состоянии хозяйства, чем о ведении боевых действий, однако насовсем забыть о последних даже тут не удастся, ведь ваши поселения будут периодически подвергаться нападениям бандитов и хищных зверей.
Военная кампания по своей структуре напомнит вам о первой части игры. В данном случае вы будете последовательно открывать 12 глав, представляющих отдельные миссии, примерно половина из которых - исключительно боевые, т.е. в самом начале вы получите армию и должны будете захватить вражескую крепость или, наоборот, защитить свою. Примечательно, что силы противника почти всегда будут превосходить ваши по численности, поэтому вам придется применять различные тактические уловки, чтобы изменить исход сражения в свою пользу. В других миссиях целей будет еще больше. Вначале вам предстоит выполнение несложных квестов вроде спасения попавших в беду от волков и медведей, затем вам потребуется оказать помощь союзнику, если таковой присутствует на данной карте, то его непременно атакуют враги и, конечно же, своих сил для обороны у него будет недостаточно. Еще одним из этапов таких уровней является обязательная осада вашего города, покончив с которой, вы сможете приступить к главному: штурму укрепленной цитадели очередного злодея, который перед своим поражением попытается улизнуть через секретный путь, чтобы снова встретиться с вами в будущем.
Сюжетная линия главной кампании неумело рассказывает весьма запутанную историю. Правление справедливого английского короля было прервано, когда один из его близких друзей решил захватить власть в свои руки, попытавшись отравить монарха. Затем интриган отправил с небольшим отрядом и миссией отбить вторжение им же нанятых викингов самого верного придворного рыцаря Вильяма, а сам подготовил приказ о роспуске королевской охраны, приняв командование основной армией. Лояльный генерал помог больному королю бежать из осажденного предателями замка и скрыться в неизвестном направлении. В этом укромном месте низложенный монарх стал поправляться и приступил к поиску союзников, действия которых он координировал в переписке, поджидая выгодного момента для возвращения на трон. В это время страну поглотили междоусобные войны, в которых властолюбивые бароны стремились расширить свои владения. Вашим героем станет Мэтью Стил - бывший слуга сэра Вильяма. С вашей помощью ему предстоит посвящение в рыцари, а также раскрытие череды коварных заговоров и решение судьбы изгнанного короля.
Основу поселения составляет крепость, где проживает ваш лорд, склады (для продовольствия и материалов) и арсенал. Если запасов еды хватит на некоторое время, а популярность высока, то при постройке нового домика у костра начнут собираться безработные. Производить новое продовольствие можно, как и раньше, с помощью охотников (мясо), отстреливающих бесконечно прилетающих на ваши земли куропаток и забегающих оленей, пекарей (хлеб), обрабатывающих муку, которую вначале нужно получить, доставив зерно на мельницу, садоводов (яблоки), периодически поставляющих вам урожай, и молочников (сыр). Дополнением стала возможность размещения хозяйской кухни, ответственной за проведение фуршетов. Сюда стекаются местные деликатесы, к примеру, свинина, угри, гусятина, которые вначале нужно начать разводить на фермах и в прудах. Вам не придется вникать в глубины микроменеджмента, а достаточно будет лишь разместить постройку и через некоторые время проверить соответствие ее производительности и текущего спроса, а уж жители позаботятся об остальном сами.
Основными техническими ресурсами являются дерево (частокол, базовые здания и юниты), камень (стены и постройки), железо (элитные воины), которые нужно добывать в лесу, на месторождениях, а затем доставлять их на склад. В казначействе проживает сборщик налогов, уровень которых вы можете регулировать, либо доплачивая деньги горожанам, либо отбирая их у них в определенных пропорциях, что непременно отразится на вашей популярности. Улучшить ее можно, обеспечив жителей различными видами еды, увеличив рацион, поставляя выпивку в таверну или снабдив церковь свечками, чтобы ее обитатели могли работать эффективнее. К замку можно пристроить покои леди, которая будет забирать из вашего хранилища платья (их еще вначале нужно сшить, предварительно собрав овечью шерсть) и готовить наряды для балов. В суде разбираются дела, а воры и пьяницы покидают места занятости для перевоспитания, методы которого варьируются по затратам времени и эффекту от пыточной скамьи и колодок до эшафота и виселицы. В ключевых местах поселения нужно расставить колодцы на случай пожара, сторожевые посты для снижения уровня преступности, аптеки для лечения больных, ямы для сбора мусора, а также приходится содержать соколиное хозяйство, ограничивая популяцию грызунов.
Добытые ресурсы следует переработать в мастерских, получив новое оружие (пики, копья, луки, мечи и т.д.). Рынок предполагает возможность продажи любого товара или ресурса за деньги, однако иногда в этом плане действуют ограничения на ассортимент. Обменный курс - всегда не в вашу пользу и ухудшается после совершения сделок.
Типов юнитов стало больше, и у каждого здесь своя роль и способности. Вооруженные вилами крестьяне гибнут мгновенно, но идеально подходят для разведки и отвлечения врага. Копейщики живут чуть дольше, слабые лучники быстро бегают и далеко стреляют, хотя их огонь вряд ли сильно навредит отряду алебардщиков в тяжелых доспехах. Самыми сильными являются рыцари, которых можно усадить на лошадей, добавив здоровья таким соединениям, ведь врагам вначале придется покончить с конем и уже потом с оставшимся пехотинцем. Еще можно привлекать на службу наемников: вор попробует обокрасть противника, отряд убийц следует отправлять для захвата вражеских ворот, а легкая кавалерия, конные лучники, викинги и бандиты могут неплохо проявить себя в бою, обладая различными специальными навыками.
Нанимать войска можно при наличии свободных рекрутов, оружия, денег и престижа. Последний пополняется за счет банкетов, балов, рыцарских турниров, выполненных заданий и используется не только для сбора армии, но и для покупки окрестных деревень. Расширение владений дозволяет вести новое строительство, получать больше налогов и отправлять собранные селянами ресурсы в свой город регулярными караванами, однако забывать об обороне новых земель не следует, потому что любой вражеский отряд, оккупировав центр деревни, в силах сменить ее владельца.
Подходы к замку нужно блокировать от захватчиков с помощью бойцовских собак и смертельных ловушек с шипами. В планах оборонительных сооружений вас никто не ограничивает. Можете развернуть частокол, чтобы ненадолго остановить продвижение противника или каменную стену, разрушить которую теперь под силу лишь осадным машинам. Проложите ров, разместите стрелков на стенах и баллисты на башнях, вскипятите котлы со смолой, укрепите на стенах поднос с булыжниками или поставьте меньшую емкость, чтобы ваши солдаты смогли кидаться ими в атакующих, не забывая опрокидывать поставленные снизу лестницы. Горящая стрела способна зажечь целое поле, если вы предусмотрительно полили его воспламеняющимся веществом. Процесс штурма начинается с размещения внешнего лагеря, откуда при наличии гильдии инженеров вы будете за деньги покупать свою артиллерию. Катапульты, требуше, люди с лестницами и щитами, землекопы, тележки с горящей соломой, таран и другие приспособления помогут вам пробиться через крепкие стены, а затем нужно оккупировать вражеские башни своими стрелками и подавить последние очаги сопротивления.
Редкие проблемы с pathfinding'ом дополняются многочисленными техническими ошибками и до неприличия посредственным интеллектом компьютерных оппонентов. При штурме вашего замка силы AI действуют без какой-либо координации. Одинокая осадная машина отправится к дальнему концу стены, лучники пойдут в бой первыми без прикрытия, а основные силы ждут в сторонке, пока ваши стрелки освободятся. В финальной атаке вместо того, чтобы рассредоточиться, противник пойдет всем скопом по одной узенькой тропинке, позволяя вам выпустить подвешенные к стенам бревна, поджечь их и одним ударом расправиться с целой армией, позже добив уцелевших. Атакующие, разрушив один блок стены, неторопливо принимаются за следующий, уничтожение которого делу не поможет, но AI это не волнует, и он вновь наводит лестницы на заброшенный кусок укреплений.
При осаде крепости компьютерного лорда все становится еще печальнее. Выведите в поле без охраны десяток катапульт и оставьте их на расстоянии выстрела от вражеского замка, приказав ломать ближайшие стены, а сами займитесь лучше выращиванием пшеницы. Можете ни о чем не беспокоиться, ведь гарнизон замка с отрядами мечников и копейщиков несет бессменное дежурство за воротами и не сдвинется с места, пока вы не развалите все вокруг, за исключением этих ворот, и не нападете на эти подразделения. Расставленные на стенах солдаты будут стоять до последнего вместо того, чтобы соединиться в небольшую армию, устроив контратаку или хотя бы закрыть образовавшуюся брешь.
Все это при том, что основная сложность игры в кампании заключается в наличии временных ограничений на некоторых картах, а также крайне несправедливом изначальном раскладе сил. Однако с этим не возникает проблем. Через 5 минут после начала уровня, вас может атаковать армия бандитов, и вы не выживете, если не поставите каменную стену по периметру. Разместите на холме, подход на который возможен лишь с вашей стороны, над вражеским лагерем всего 5 лучников, и от настоящих и будущих отрядов разбойников не останется и следа, причем, просто уйти из зоны обстрела солдаты противника даже не пытаются.
Недоделки делятся на раздражающие и неприемлемые. При входе в игру курсор двигается, но ни на одну кнопку нажать невозможно, поэтому приходится через Alt-Tab выходить и возвращаться, чтобы оживить меню. Отключить работу, к примеру, одной шахты нельзя, т.к. прекратит функционировать вся их линейка, поэтому ненужные постройки приходится сносить. Строительство и ликвидация (с помощью любых пехотинцев) гражданских зданий осуществляются в считанные секунды. Если вы увидите, как вражеские солдаты плывут по земле, словно призраки, - не пугайтесь. Это упущение разработчиков всего лишь приводит к тому, что они спокойно проходят сквозь ваши стены, а по достижению ваших городских построек они снова станут обычными воинами. Приказ о патрулировании работает в кампании, а в других режимах превращается в аналог команды о передвижении.
Выход первого патча хотя бы решил часть других проблем. Сложность некоторых глав кампании была уменьшена, добавлена возможность выбирать всех юнитов одного типа по двойному клику и несколько других необходимых улучшений, а при построениях армии стрелки будут располагаться в последних рядах. В связи с недоразвитостью AI наибольший интерес представляет мультиплеер, т.к. действия человеческих игроков будут более адекватными к сложившейся ситуации, но и здесь себя проявляют проблемы со стабильностью приложения. В редакторе карт можно создавать желаемые локации и миссии, а в режиме исторических битв взять на себя командование гарнизоном или армией осаждающих.
В интерфейсе отсутствуют столь необходимые всплывающие подсказки. Многие текстовые вставки написаны черным шрифтом на темном фоне. Немало хлопот происходит из-за отсутствия интерактивной системы оповещения. При падении блока стены, пожаре или пустующем рабочем месте вам придется самостоятельно отыскать проблемное место. По нажатию определенных кнопок на клавиатуре вы можете вызывать контекстное меню отдельных зданий, например, рынка, а строительство удобно вести, переключившись на вид сверху.
Присутствие трехмерной графики - очевидный прогресс. Здешний движок хорошо справляется с отображением поверхности, изобилующей растительностью, водоемами, а вот горы встречаются не слишком часто. В плане архитектуры наиболее удались стены, величественные башни и пристройки к замку, красиво с ним соединяющиеся. Нелегкая работа по анимированию хозяйственной жизни была выполнена на высоком уровне (появились повозки, запряженные лошадьми, собаки охотников подбирают подстреленную дичь), а, приблизив камеру к любому своему зданию, вы увидите интерьер и то, что происходит внутри. Захват башен стал интереснее. Теперь вам нужно пробиться наверх через охраняемые лестницы, причем, на стороне защитников будет небольшое преимущество, зато, когда вы отправите на свободную башню отряд лучников и пехоты, стрелки поднимутся наверх, а оставшиеся воины догадаются разделиться: часть из них останется на лестнице, а другие пойдут караулить люк. В остальной части военного дела все несколько хуже. Ваши юниты могут проходить друг друга насквозь, и в пылу битвы получаются разноцветные кучки, в которых даже сложно различать отдельных солдат. В крупных планах заметно, что оружие сражающихся воинов не соприкасается, и они просто бьют по воздуху, а затем артистично умирают. Спецэффектов могло бы быть побольше. Лучше всего тут получилось отображение разрушения каменных стен. Куски камней разлетаются во все стороны, а их защитников подбрасывает в воздух и может донести до ближайшей речки, где они и утонут. Огонь, напротив, реализован весьма примитивно.
Треть диска занимает звуковое сопровождение. Число эффектов превышает одну тысячу (даже есть хруст сломанных костей при падении на землю), и они очень органично вписываются в атмосферу. Озвучивание можно было выполнить и получше, хотя в игру включено около 3-х тысяч комментариев. Более 40 треков музыкального сопровождения вряд ли вам запомнятся, но саундтрек включает лучшие мелодии из первой части игры и новые композиции, однако смена настроения в музыке иногда происходит случайным образом.
Разработчики поторопились с релизом игры, которой явно не помешало бы несколько дополнительных месяцев отладки и тестирования. "Stronghold 2" предлагает вам уникальную возможность получить виртуальный земельный надел и построить замок своей мечты, заботясь о хозяйстве, влиянии, обороне и осаде чужих крепостей, поэтому если это вас заинтересовало, то вам придется проявить терпение и адаптироваться к многочисленным недостаткам, в основном, - техническим, или же просто подождать выхода третьего или четвертого патча.