Взвод "Джунгли... Как же я ненавижу джунгли. Некоторые видят в них красоту, но я чаще вижу в них только смерть. Иногда быструю, но чаще - долгую и мучительную. Здесь растертая мозоль превращается в язву. Здесь металл ржавеет быстрей, чем снимаешь с него ржавчину. Здесь каждый второй куст таит под собой гибель для незнающего человека, а каждый третий - для человека знающего. Но хуже всего - когда приходится воевать в джунглях. Тогда и без того невысокие шансы на выживание стремительно катятся к нулю, а кошмар по имени Жизнь превращается в сущий ад..."
"Elite Warriors: Vietnam" - тактический шутер от третьего лица. Куда злая воля разработчиков забросила игрока на этот раз - очевидно из названия. В разгар Вьетнамской войны, управляя диверсионной группой бойцов отряда SOG, нам предстоит выполнить несколько каверзных миссий в тылу противника. Для начала позволю себе несколько общих фраз. Во-первых, "EWV" оправдывает свою жанровую принадлежность гораздо сильней, нежели большинство ее собратьев. Во-вторых, игра поощряет тихое и скрытное прохождение миссий (как-никак, мы - диверсионный отряд), однако в целом гораздо проще перестрелять всех своих противников, а не подкрадываться к ним сзади с ножиком. В-третьих, игроку придется изрядно напрячь свои мозговые извилины, дабы пройти задание вовремя и с минимальными потерями.
Геймплей "EWV" состоит из четырех основных частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на прохождение миссии.
Часть 1. Прокладка маршрута.
На экране - карта района, брифинг и закладка с данными разведки. На карте разбросаны условные обозначения точек посадки вертолета, точек сброса снаряжения и ключевых точек миссии. При увеличении масштаба красными линиями будут выделены маршруты известных патрулей. И среди этого безобразия необходимо наметить оптимальный маршрут команды, не забывая, что время на миссию ограничено. Для облегчения ориентации, в левом верхнем углу экрана показано текущее время (к примеру, День 1, 08:00 А.М.), время на миссию и расчетное время до конца маршрута.
Часть 2. Набор команды и экипировка.
Одновременно на задание вылетают четыре бойца, выбрать которых можно из списка в три десятка человек. Каждый обладает определенной индивидуальностью, начиная с класса (ranger, rifleman и т.д.) и характеристик и заканчивая умениями. С последними, правда, туговато: по неизвестным причинам практически все бойцы начинают, будучи "специалистами по стрельбе из М16" и "специалистами по стрельбе из Кольта 45 калибра".
С характеристиками дело обстоит получше. Всего их 10, из которых 6 - на владение оружием (холодное, пистолеты, винтовки и автоматы, тяжелое, снайперские винтовки, гранаты) и 4 - вспомогательных (взрывчатка, медицина, скрытность, уменьшение урона, наносимого персонажу). Что интересно, все десять нашли четкое отображение в механике игры - так персонаж со снайперской винтовкой и низким уровнем навыка будет мазать даже в упор, несмотря на то, что мы навели прицел четко на голову врага. А персонаж с высоким уровнем скрытности способен ползать под ногами противника, ставя мины, в то время как неопытного бойца заметят за километр.
Есть и еще один важный показатель - носимого веса: перегруженный персонаж получает штраф к меткости.
После того как мы набрали команду, необходимо ее экипировать в соответствии с ее возможностями и особенностями задания. На выбор представлен не очень широкий спектр разнообразного вооружения и снаряжения, соответствующий прототипам тех времен. Не обошлось, кстати, и без русских АК74, СВД и РПГ-7. Для экипировки доступно 5 слотов инвентаря: для основного оружия, для вторичного и 3 - для снаряжения. К последнему относятся: мачете, гранаты, аптечка, мины, пакет взрывчатки С4 (по неизвестным причинам - 1 заряд на 1 слот), бинокль и одноразовая рация для вызова бомбардировщика. Последнее самое смешное - непонятно почему авторы так примитивно ограничили игрока в поддержке авиации, но факт остается фактом: после использования рация таинственным образом исчезает из инвентаря.
Часть 3. Марш по карте.
И вот, мы подобрали и снарядили бойцов, и пришло время отправиться на задание. Выглядит это следующим образом: под экраном карты есть 6 кнопок: правка маршрута, вызов вертолета для сброса снаряжения отряду (вне точки сброса это штрафуется по очкам, да и количество вызовов ограничено), немедленный отдых, осторожное движение (отряд медленно, тихо и незаметно передвигается по местности, уменьшая риск встречи с патрулем противника), быстрый марш (отряд с шумом и треском ломится через джунгли, привлекая внимание всех и вся), нормальное передвижение. Выбрав нужный режим, мы поудобней устраиваемся в кресле, и смотрим, как условное обозначение нашей группы движется по маршруту. Периодически возникают различные сообщения о происшедших событиях - достижение ключевой точки маршрута, встреча с патрулем, наступление ночи (возможность дать своим людям отдохнуть или же гнать их дальше) и даже получение травмы (движение группы замедляется) или наступление хорошей погоды (группа движется быстрей).
Часть 4. Стычки.
После того как отряд повстречался с патрулем или же достиг одной из ключевых точек, игра переходит в привычный для игрока режим шутера от третьего лица. Тут сразу становятся актуальными еще два показателя, которые мы могли наблюдать вместе с остальными характеристиками: здоровье и мораль (выражаются в процентах). С первым, думаю, все понятно, а вот второе - достаточно подлая штука. Дело в том, что боец с низким показателем морали получает штрафы на меткость. Уменьшается она (мораль) из-за гибели товарищей, ранений или длительного марша без отдыха, увеличивается - за счет выигранных боев.
Что касается управления выбранным персонажем, то тут все стандартно: WSAD для передвижения, Z-X-C для смены положения тела (лечь, присесть, встать), Shift - для бега, и мышь для стрельбы. Что касается управления группой, то здесь настоятельно рекомендуется пройти обучение. Я же позволю себе несколько важных замечаний.
1. Система управления командой осуществляется двумя способами - горячими клавишами и меню, вызываемым все той же горячей клавишей (по умолчанию Q).
2. Отдаваемые команды действуют в определенном радиусе. Если один из бойцов находится вне этого радиуса (пропал портрет персонажа), то его необходимо вручную подвести поближе к остальным.
3. Единовременно можно управлять только одним бойцом (остальные следуют отданным приказам), однако в любой момент можно переключиться на другого.
4. По нажатию клавиши "пробел", камера отъезжает назад, включая тактический режим. Правда, из-за крупного масштаба он практически бесполезен.
5. Клик левой кнопкой мыши при зажатом "Ctrl" позволяет поставить точку маршрута, куда наши товарищи радостно помчатся, однако использовать эту функцию придется не так уж и часто.
Стычки, в которых нам придется поучаствовать, можно условно разделить на две категории: основные и вторичные. Вторичные - это уничтожение патруля, забег (или забег с уничтожением патруля) до ящиков с боеприпасами к точке сброса снаряжения, а также аналогичные действия в точке эвакуации. Основные - это непосредственно выполнение задания, ради которого мы и были заброшены в джунгли. Размер карт во время "основных" боев, на порядок превосходит размер карт во время боев "вторичных", как и, соответственно, количество войск противника. Надо сказать, что смысл игры отнюдь не в уничтожении всех и вся на карте, а в скрытном и быстром выполнении поставленного задания. Правда, как водится в большинстве игр, где в конце нам выставляют очки за прохождение - уничтожение всех солдат противника (особенно тихое убийство ножом) приносит значительно большее количество очков, нежели грамотное и быстрое решение поставленных задач.
Что касается интеллекта врагов, с одной стороны, компьютерный оппонент действует достаточно грамотно: враг приседает, крадется, перебегает от укрытия к укрытию... Но, с другой - зачастую можно перестрелять половину охранения из снайперской винтовки, в то время как вторая половина будет в лучшем случае недоуменно крутить головой по сторонам. И уж совсем расстроили подчиненные. Нередки ситуации, когда из троих собственных бойцов отстреливается от нападающих только один, а двое спокойно крутят головами по сторонам. В результате чего запросто могут погибнуть как от шальной пули, так и от пули, выпущенной в упор.
Тем не менее, играть интересно. Начиная с самого начала, с экипировки команды, и до вьетконговской деревеньки, где на вышках стоят часовые с СВД, а по дорожкам прогуливаются ребята с "калашами". Подкрасться, снять тихо одного, занять позицию и перестрелять всех вооруженных людей в деревне. При этом - не тронув ни одного мирного жителя. Да-да, то ли в силу политкорректности, то ли от переизбытка гуманизма, но мы не имеем права пристрелить (даже случайно) ни одного вьетнамского фермера. Штрафные санкции - провал задания. А дальше - быстро заминировать технику и свалить к следующему пункту задания. Стараясь разминуться по пути с многочисленными патрулями противника.
Кстати, достаточно реалистично создана система скрытного передвижения. Так наш боец может бесшумно ползти по дороге, но быть при этом весьма заметным визуально, или же незаметно, но достаточно шумно ползти по кустам и траве. Для уменьшения шума придется переползать на короткие дистанции, тщательно следя за тем, чтобы случайно не проползти по сухой ветке, коих предостаточно накидано на земле. В противном случае, громкий треск моментально сведет все приложенные усилия к нулю.
После успешного выполнения задания наших бойцов представят к наградам (каждая дает бонус к характеристикам), после чего можно отправить 6 подчиненных в тренировочный лагерь для повышения все тех же характеристик. И естественно - очки за выполнение задания, которыми можно гордиться, пока ваш рекорд не побьют.
Увы, но самым большим минусом игры является ее графическая составляющая. Практически отсутствующие спецэффекты, рубленые модели техники, тусклая палитра красок. Звуковая часть сделана профессионально, но... среднестатистически.
В общем и целом, интересный проект, который, как уже говорилось, оправдывает свою жанровую принадлежность к тактическим шутерам больше, нежели большинство игр под тем же грифом. В минусах: устаревшая графика, туповатый AI. В плюсах: интересный геймплей, грамотно составленные миссии. Любителям тактических ухищрений в условиях реальной боевой обстановки - горячо рекомендуется. Остальным тоже стоит взглянуть.