Компромиссное решение "Да на кой мне сдался баскетбольный симулятор?!" - отпихивался я руками и ногами от подсовываемого мне диска. "Бери-бери, - убеждали меня, - это не симулятор, это простенькая детская игрушка". Я наивно поверил. Оказалось, таки симулятор. Хотя и детский. То есть в состав команды входят всего три человека, точнее, не человека, а мультяшных персонажа (среди которых есть люди, животные и вообще непонятные существа) и, кроме того, имеются аркадные бонусы (которыми, впрочем, можно и не пользоваться), но в остальном все весьма похоже на реальную игру - насколько, конечно, может судить столь далекая от всех видов спорта (кроме разве что высшего пилотажа) личность, как я.
Любопытный момент, впрочем, обнаружился уже в процессе инсталляции. Не испытывая никаких симпатий к подсунутой игре, на вопрос программы, в какую директорию ее ставить, я честно ответил: "shit". Так вот, ставиться туда она не стала! Заинтригованный, я попробовал другое столь же популярное английское слово из четырех букв - с тем же результатом. Впоследствии, просмотрев простым вьювером инсталляционные файлы, я обнаружил там полный перечень запрещенных слов, куда, как выяснилось, помимо классических ругательств, так или иначе связанных с выделительными органами, входит также и "ниггер", причем аж в двух вариантах - "nigger" и "nigga". Политкорректный инсталлятор, как вам это нравится?! С одной стороны, конечно, забавно, с другой - наглость: еще всякая куча байт будет мне указывать, как называть, а как не называть директории на моем личном компьютере! Хорошо, что до такого не додумались в "Майкрософт", благо корневая директория виндов всегда называется у меня MUSTDIE... Вдобавок, как выяснилось, эта функция еще и глючная. Во-первых, все "неприличные" директории таки аккуратно создавались - в них просто не копировались файлы. Во-вторых, в итоге мы с программой мирно сошлись на названии "asshole", хотя оно в списке также присутствует.
Впрочем, сама игра оказалась вовсе не столь плоха, и ее вполне можно назвать симулятором дворового баскетбола. Уровень реализма опционально настраивается - есть три набора правил по умолчанию (соответствующих минимальной, средней и максимальной сложности), но можно каждый параметр настраивать вручную. Параметры эти такие: продолжительность четверти матча (1, 2 или 3 минуты чистого времени), ограничивать ли время удержания мяча, учитывать ли выход мяча за пределы поля, учитывать ли фолы, использовать ли специальные способности. Эти способности даются картами, которые и есть упомянутые ранее аркадные бонусы; их вручают после окончания матча (чем лучше были ваши результаты, тем больше карт вам достанется), и на следующую игру вы можете взять не более трех карт. Большинство карт как-то улучшают характеристики вашей команды (скажем, увеличивают меткость ближних или дальних бросков), некоторые - конкретного персонажа, давая ему, скажем, какой-нибудь особый удар (если этот персонаж не входит в вашу команду, то, соответственно, использовать эту карту вы не можете). Карты можно активизировать в процессе игры. Еще в качестве бонуса можно выиграть доступ к новой игровой площадке, но, похоже, различаются площадки только внешне.
Играть можно в трех режимах. В самом простом все, кроме вышеупомянутого набора правил, выбирается автоматически случайным образом, и вы играете единичный матч. Во втором режиме вы выбираете свою команду, соперников, площадку, а также расстановку игроков и их стратегию. У каждого персонажа в игре (кстати, все они - герои из различных мультсериалов, идущих на канале Nickelodeon) есть свой набор характеристик, включающий скорость, меткость, силу, умение отбирать мяч и т.д. - всего 8 параметров. В каждой команде всего четверо, на площадке находятся трое - центровой, форвард и защитник, один остается в запасе (вы можете производить замены по ходу матча). Вам нужно не только расставить игроков по этим позициям (впрочем, есть кнопка, позволяющая автоматически сделать это наилучшим образом с учетом их характеристик), но и определить их стратегию (точнее говоря, стиль) в нападении и в обороне (и там, и там три градации активности, но зачем ставить ее ниже максимальной, я так и не понял).
Наконец, третий режим - это чемпионат, в котором вам надо сразиться с 10 командами. Все матчи аналогичны второму режиму, только, естественно, вы не выбираете, с кем и где играть. Что любопытно - карты, заработанные в других режимах, сохраняются и могут быть использованы в чемпионате. По ходу чемпионата (между матчами) можно менять набор правил.
Имеется также возможность играть вдвоем за одним компьютером (в первых двух режимах).
Управление по ходу самой игры достаточно стандартное - вы контролируете того или иного игрока, остальными командует AI; периодически вас автоматически переключают на другого члена команды (того, что ближе к мячу), или вы можете переключиться сами в любой момент. Игрок с мячом, если он из вашей команды, всегда под вашим непосредственным управлением. Вы можете указывать игроку, куда ему бежать, кому давать пас, у кого пытаться отобрать мяч (насколько я понял, кликать в этом случае лучше по мячу, а не по владеющему им сопернику, иначе повышается риск заработать фол), а также давать ему команду сделать бросок в кольцо. Удобнее всего делать это мышкой, хотя можно и клавиатурой. Площадку вы видите сбоку, и она не помещается на экран вся (скроллируясь по мере движения управляемого вами игрока), но при этом вы сохраняете способность бросить мяч в кольцо или другому игроку, даже если они находятся за пределами экрана (появляется соответствующая круглая иконка, на которую надо кликнуть). В случае игры вдвоем камера позиционируется на том игроке, у которого мяч. Розыгрыш мяча в начале матча определяется быстротой кликов по другой иконке.
Что касается правил самой игры, то пробежки (когда мяч несут, а не стучат им об пол) не практикуются, бросок с близкого расстояния приносит 2 очка, издали - 3, штрафной бросок - 1. Фолы, насколько я понимаю, обрабатываются по упрощенной системе: они не накапливаются, за каждый фол сразу назначается штрафной бросок, который, независимо от его результата, всегда только один.
В целом процесс игры выглядит достаточно реалистично, в том плане, что мяч отнюдь не всегда попадает в кольцо, вблизи шансов больше, чем издали, бросок может быть заблокирован, борьба за мяч может иметь различные результаты - вот разве что пасы всегда точные. Но уровень AI далеко не блестящий. Это касается и вашей защиты (которая, будучи отданной на откуп AI, совершенно провальна), и вражеского нападения (игроки соперника часто демонстрируют неадекватную пугливость, отдавая пас назад в ситуации, когда надо бросать по кольцу).
Графика типичная двухмерная, аркадно-мультяшная. Впечатляющего ровным счетом ничего, но она и не претендует. Игра сопровождается интерактивным комментарием, звучащим вполне естественно; впрочем, это для современных спортивных игр не новость. Глюков замечено не было.
В общем, не шедевр, но и не отстой; при дефиците более полезных занятий поиграть вполне можно, даже не будучи фанатом баскетбола. Впрочем, фанаты, очевидно, играют все же в более серьезные игры.