Заряжай, целься и жди С момента выхода первой части этой игры прошло около 4-х лет. Не без помощи парочки дополнений творению украинских разработчиков удалось отвоевать себе скромное место под солнцем. Создание сиквела явно затянулось, а авторы решили сделать еще один шаг в сторону, подальше от сравнений с серией Age of Empires. В результате экономическую часть затронули множественные упрощения, и она теперь может претендовать лишь на роль базиса для обеспечения главного - военных действий.
Одиночных игровых режимов несколько. В кампании вам предстоит пройти военную карьеру молодого офицера королевской армии Грега Чеффи. Вернувшись из академии, он был неприятно удивлен тем, что за время его отсутствия влиятельные лица страны запланировали государственный переворот и приступили к его осуществлению. Служба короне предполагает череду последовательно открывающихся миссий, где, как правило, изначально под ваше командование поступает определенный военный контингент. По мере выполнения текущего задания вам будут открываться все новые поручения и, возможно, будет предоставлено подкрепление, а размер открытой карты будет расширяться. Здесь же вам доведется управлять мощным фрегатом, используя его для обстрела побережья.
"Сражения" - аналог свободной игры, где нужно просто определиться с картой, собственной нацией (Россия, Франция, Англия, Австрия, Пруссия, Египет), начальными ресурсами и параметрами противника, вы начнете неспешно развивать свое поселение, чтобы в конечном итоге вытеснить с карты соперника. Жалко, что наличие компьютерных союзников не допускается. В списке "Баталий" вы обнаружите 6 сценариев, посвященных историческим битвам (Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Ульм, Вааграм, Эслинг). Объяснить такую скудную комплектацию данного набора можно лишь тем, что, скорее всего, авторы заготовили другие сценарии для дополнений.
Другим новшеством, призванным увеличить продолжительность игры, стало добавление режима "Завоевание Европы". Здесь вам откроется стратегическая карта Европы, поделенная на несколько десятков секторов. Цель вытекает из названия, а наличие 5 достаточно агрессивных соперников не позволит вам заскучать. Поведение оппонентов может показаться заранее заданным, ведь египтяне норовят высадиться в Италии, англичане - во Франции. Последние еще и стремятся обзавестись союзниками. Россия предлагает баснословные награды за захват территорий Восточной Европы, хотя ее собственных армий должно быть для этого достаточно.
Данный режим не может претендовать на детальность проработки, но все-таки имеет некоторые возможности. Ваш герой, который может быть создан как прототип одного из известных полководцев или правителей того времени, является главнокомандующим. Его звание, награды и опыт являются показателем, лимитирующим численность подчиненных войск. За один ход вы можете просмотреть поступление ресурсов из провинций, нанять подразделения из свободных рекрутов, переместить героя в другой сектор, вести торговлю, улучшить оборону своих регионов, разместив там дополнительные защитные сооружения, провести диверсии на территории врага и заняться дипломатией, заключив альянс, перемирие, пакт о ненападении, договор о праве прохода через территорию, или объявив войну. Все мирные соглашения принимаются на определенный срок, после которого их действие прекращается. Время от времени державы будут предлагать вам различные задания, за выполнение которых полагается награда.
При отсутствии вашего полководца в спорном секторе, бой разрешается автоматически. Если же вы напали на противника или находились в атакованном регионе, то игра переключается на локальную карту. Сторона интервентов пытается молниеносно отхватить большинство мелких поселений, разграбив их, разделить силы соперника и уничтожить их, а обороняющимся нужно мобилизовать имеющиеся войска, перекрыть важнейшие переправы, разгромить главную вражескую группировку, отбить потерянные деревни и полностью вытеснить противника. Победитель получает контроль над сектором, включая будущие поступления ресурсов из него.
Основу любого поселения составляет городской центр. Крестьяне строят дома, расширяющие лимит популяции, добывают камень и древесину. 4 других типа ресурсов (золото, уголь, железо, продовольствие) можно заполучить в окрестных селах, разделавшись с местным ополчением. Такую систему караванного обеспечения уже можно было видеть в сиквеле "Короля друидов". В распоряжении некоторых наций есть также уникальные усовершенствования, позволяющие, в частности, посылать крестьян на поля к мельницам для получения еды.
Число хозяйственных улучшений почти приблизилось к нулю, а различные типы построек лишь дают доступ к новым типам юнитов. Правильное расположение склада ускорит поступление сырья. Еще можно увеличить скорострельность башен, добычу ресурсов и некоторые характеристики подразделений, к примеру, рукопашный бой для египетских солдат с ятаганами.
В военном деле каждая страна имеет свои уникальные войска, например, шотландские горцы в армии у англичан. Все юниты делятся на 3 группы: пехота, кавалерия и артиллерия. Легкие соединения используются перед началом атаки. Так, подразделения егерей метко обстреливают силы противника, пытаясь понизить боевой настрой. Лучники обладают бесконечной амуницией, быстрой скорострельностью, но наносят меньшие повреждения. Тяжелые отряды менее мобильны, но обладают повышенными показателями атаки и защиты. 4 вида пушек различаются характером стрельбы (по настильной траектории, навесом). Примечательно наличие в армии британцев ракет конгрива, здесь выпущенные снаряды разрываются в воздухе, а осколки падают на нижестоящих солдат неприятеля.
Одинокие солдаты тут практически беспомощны, поэтому их нужно объединять в полки (120 человек - для пехоты, 45 всадников - для конницы, 15 человек - для инженеров). Для быстрого перемещения используется построение в колонну, причем, полки сами догадываются использовать для этого дороги, однако в таком положении отряды весьма уязвимы. Для наступления пехоту можно построить в линию, а кавалерию - клином. Для обороны пеших солдат подойдет каре, и хотя они не смогут двигаться, зато будут защищены со всех сторон. Для артиллерийского залпа можно использовать ядра, точность стрельбы которыми оставляет желать лучшего, и картечь - для поражения близких целей. Батарея не сможет самостоятельно отразить даже неожиданное нападение нескольких солдат и теряет функциональность после гибели расчета.
Но это все было фактически присказкой, потому что качество любой стратегической игры оценивается на поле боя. Порадовало внимание разработчиков к достоверности происходящего и тщательное изучение тактики боев представленной эпохи. Поскольку перезарядка ружей отнимает много времени, то момент первого выстрела - самый ответственный, поэтому вам придется подпустить врага как можно ближе, даже позволив его полку сделать залп, прежде чем открыть ответный огонь. Зоны поражения разделяются на 3 участка, отображающих эффективность стрельбы. В дальней зоне меткость и наносимый урон будут незначительны. Один грамотный залп может остановить продвижение противника, расстроить его ряды и обратить его в бегство. Затем можно перейти в штыковую атаку для ликвидации уцелевших и заменить своих погибших в ближайшей деревне.
Зачастую действовать нужно против превосходящих сил соперника, поэтому здесь важно наладить взаимодействие между отрядами: вовремя ввести резерв, атаковать конницей с тыла или с флангов, прикрыть перезаряжающих стрелков. Учет типа ландшафта обязателен, ведь стоящие на возвышенности получают различные бонусы, снаряды, попавшие в болото, не разрываются, а ружейный залп по укрывшимся в лесу не сильно им навредит, потому что пули застрянут в деревьях. На поля боя нужно заботиться о показателях усталости и боевого духа. Утомленные отряды не окажут должного сопротивления и быстро разбегутся, а низкая мораль даст о себе знать в самый неподходящий момент, поэтому всегда нужно ценить опытные подразделения, стоящие до последнего. С помощью саперов можно строить защитные сооружения или подрывать вражеские. Наличие офицера, знаменосца, барабанщика, священников поможет поднять настроение подчиненным. Не успеете вовремя организовать снабжение едой, углем и железом - оставите армию беспомощной.
Знакомство с AI оставляет приятные впечатления. Уровень сложности местами разрешают регулировать, поэтому компьютер иногда разрешает вам себя окружить и гибнет смертью храбрых, а иногда исполняет завораживающие маневры, провоцируя на выстрелы раньше времени. Еще он может подпустить вашу пехоту вплотную к своей коннице, но как только вы решите открыть огонь, он моментально отступит, и ваш залп окажется бесполезным. Пока вы будете перезаряжаться, с фланга вас атакует другое, прежде скрытое от ваших глаз, подразделение кавалерии. Иногда напоминают о себе известные проблемы с pathfinding'ом, в особенности, если путь в заданную точку идет через горы и узкие тропинки.
Интерфейс весьма удобен и информативен, позволяя вам отключить все подсказки и даже мини-карту, на которой специальным индикатором даже обозначается неожиданное появление противника. Прекрасный арт и аккуратный стиль тоже радуют глаз, ведь даже мануал здесь достойно оформлен. Не менее интересно почитать мысли атакованных солдат и проследить изменение морали. Музыкальное сопровождение содержит 6 тем (по числу наций) и содержит оркестровое исполнение маршей и аналогичных мелодий. Звуковые эффекты тоже на высоте и подчеркивают различные моменты игры. Обилие скриптовых сценок и хорошие диалоги сопровождаются эмоциональным озвучиванием.
Графический движок был продемонстрирован еще в "Александре" и создает изометрический вид с 2 видами масштабирования камеры. Интересная архитектура, прекрасная анимация (в особенности, для пушек и лошадей) соседствуют с трехмерным рельефом. Спецэффекты на этом фоне смотрятся бедновато, но все же включают дым от залпа, а вот огонь на зданиях и вовсе оставляет желать лучшего. Хотя фигурки солдат безликие, при выделении отряда вам откроется окошко с портретом в полный рост типичного его представителя и текстовым описанием. Включив видеофрагменты, в отдельном окошке на каждое действие своего подразделения, будь-то перемещение, перезарядка, бой или его ожидание, вы увидите небольшие отрывки, отснятые во время реконструкции Бородинского сражения, проведенного в Подмосковье, и форсирования Немана.
Мультиплеер поддерживает от 2 до 7 человек по игре через локальную сеть или Интернет. Все стороны поделятся на 2 враждующих лагеря. Рейтинговая игра представляет модифицированный аналог режима с глобальной картой. Здесь можно также выбрать свою нацию и получать контроль над новым кусочком Европы, успешно атаковав сектор противника и выиграв бой на локальной карте.
Если вы - поклонник масштабных боев (поддерживается до 64 тысяч солдат) и вас не смущает картинка времен конца прошлого века, то вам явно стоит обратить внимание на вторую часть "Казаков". За неимением трехмерного движка авторы основательно сконцентрировались на тактике той эпохи и в этом в целом преуспели. Хотя периодически баталия все же скатывается к "возне в муравейнике", где отличить в хаосе из пикселей "своих" от "чужих" становится весьма проблематично.
Экономическая часть, как и сюжет, присутствуют, что называется, для галочки. Так что всем, кого интересует стратегический размах и планирование, можно порекомендовать продолжать играть в Rome: Total War, ожидая скорого выхода Imperial Glory, авторы которой уверяют, что у них одних лишь побед в грандиозных сражениях будет недостаточно для построения крепкой империи.