"О походах наших, о боях с врагами..." Поклонники оригинальной отечественной RPG "Битва героев", вышедшей в 2003-м году и последовавшего вскоре дополнения "Битва героев: Падение Империи" с нетерпением ждали заявленного авторами из компании Bloodline продолжения - полноценной второй части, которая должна была справить новоселье в полном 3D. Что ж, время пришло, так что можете уже заранее готовиться к продолжению банкета и встрече с новыми очаровашками-монстрами, а также пролетающим как один миг дням и бессонным ночам, проводимым за развитием и прокачкой до заоблачных высот любимого героя. Ведь битва за Кристалл Власти, которым некогда мечтали обладать люди, некроманты и монстры из Ордена Хаоса, разгорается с новой силой.
После финальной победы людей над кланом людоедов и армией мертвых на некоторое время на геройских землях наступило затишье. Мир и процветание наконец-то пришли на смену бесконечным войнам и междоусобицам. Кристалл же, от греха подальше, был спрятан глубоко в подземельях замка столицы Ордена Порядка. Всем к тому времени стала понятна истинная природа странного кристалла, который превращал любого его обладателя в безжалостного монстра, презирающего все границы и законы и мечтающего утопить свою жажду в крови. Для надежности кристалл укутали под защиту магической сферы, совладать с которой могли только маги очень высокого уровня, а в округе таковых было всего двое. Впрочем, их можно было особо не опасаться, поскольку они твердо стояли на стороне добра и даже не помышляли о завладении кристаллом. Оставили свои попытки разжиться магическим артефактом и мертвяки, возглавляемые Нилмергом, который вполне удовлетворился захваченными землями, и армия людоедов, уже однажды получившая хороший щелчок по носу. Единственный, кто все еще хотел заполучить Кристалл обратно, был сам Повелитель из потустороннего мира, который никак не мог смириться с потерей частички своей души. Он в очередной раз открыл портал и направил своих генералов в атаку на земли людей, приказывая принести ему этот злополучный кусочек мутноватого стекла, уже успевший безвозвратно изменить судьбы целых народов.
На старте вы можете выбрать одного из четырех имеющихся в наличии героев. С рыцарем Айгеном из первой игры, полагаю, уже никого знакомить не нужно, а вот на остальных персонажах следует остановиться подробнее. Дам, как водится, пропускаем вперед. Знакомьтесь - Айра, прекрасно владеющая различными видами оружия, а также неплохо разбирающаяся в магии. Когда она была ребенком, на ее родную деревню напали людоеды и перебили всю родню. Девочку спасло лишь чудо, она укрывается в лесах и находит приют в храме друидов, где и начинает постигать магические науки. Вскоре несчастья настигают ее и здесь, кровожадные монстры армии дартваров разрушают храм, но на этот раз она не собирается спасаться бегством, а мечтает лишь о том блюде, которое подают холодным, то есть о мести.
На этом короткий список положительных героев можно закончить и перейти к оглашению верных слуг Повелителя. Крайвера, представителя древней расы дартваров, можно охарактеризовать как бывалого боевого генерала и преданного слугу. В отличие от мощного, но не особо утонченного Крайвера змееподобный Зарг продвинулся гораздо дальше по пути познания магии. А необычайно кровожадный нрав и желание решать все проблемы путем устранения конкурентов довольно скоро позволили ему стать правой рукой Повелителя.
Выбрав героя, мы оказываемся рядом с небольшим, дружественным нам поселением, жители которого могут помочь на первых порах сдерживать натиск врагов, и начинаем свой крестовый поход за кристаллом. Все основные особенности ролевой системы (базовые характеристики, 12 умений, 10 тренировок, по дюжине магий, аур и навыков), основные тонкости геймплея, манера поведения монстров (которые не бегают по карте, а любят тусоваться в одном месте, отвлекаясь на ваши набеги, чтобы потом возвратиться обратно) плавно перекочевали из первой части, так что всем почитателям оригинала долго привыкать не придется. Как вы помните, в "Битве героев" все твари имели ряд аналогичных вашим характеристик (только отсутствуют навыки лидера и экономиста, и они не могут нанимать воинов и рабочих), набираются опыта, воюя не только с вами, но и друг с дружкой (одна из самых действенных тактик - стравить два клана, а самому встать в сторонке, расстреливая не замечающих вас драчунов луком или магическими зарядами, быстро набирая халявные килограммы опыта), и постепенно повышают свои уровни. Таким же букетом способностей они обладают и в "БГ2", а еще все они имеют весьма неприятную привычку возрождаться, так что будьте готовы к тому, что на уже зачищенной карте вскоре снова появятся толпы кровожадных созданий, к тому же более крепких, чем прежде. Если вашего героя все-таки убили, то он также возродится, причем не в родном городе, как прежде, а на том же самом месте. При этом все предметы и экипировка останутся в неприкосновенности, а вот накопленный опыт, к сожалению, пропадет (уже набранные уровни не отнимают), как и половина собранных на тот момент ресурсов.
Как и раньше, необходимо собирать с мирных жителей дань, три вида ресурсов (деньги, еду и кристаллы), захватывать золоторудные и кристаллические шахты, а также мельницы и сажать туда своих людей, теперь можно хоть до 30 человек, а не пять, как было раньше. Деньги можно зарабатывать и обыкновенной торговлей, покупая ресурсы на одном рынке, чтобы толкнуть их в другом. Каждые пять минут игра дает очередную отсечку: "заряжаются" все истощившиеся на карте колодцы, выплачивается довольствие за службу и ранг, а рудники и мельницы справно пополняют ваш кошелек новыми поступлениями. Также неплохо подрядиться на выполнение какой-нибудь работенки, чтобы получать дополнительный опыт, который, как известно, никогда лишним не бывает. На месте остались и колодцы, моментально восстанавливающие здоровье и монументы с кристаллами, дающие дополнительную экспу, и разбросанные по округе мешочки и сундуки, в которых порой попадаются редкие и уникальные предметы.
Каждый из героев появляется в своем углу огромной, глобальной карты, состоящей из 16-ти не менее внушительных территорий, предлагающих выполнить какой-нибудь один ключевой квест. Например, освободить из плена кузнеца, который сделает вам магическое оружие, найти и пообщаться с мудрым провидцем или просто уничтожить главного злыдня. Перемещаться между землями довольно просто, достаточно только подойти и кликнуть на край текущей карты, чтобы попасть на соседнюю. Правда, перед этим стоит хорошенько подумать, ибо карты имеют свой уровень сложности, а, значит, все монстры на новой локации могут быть очень высокого класса, и прихлопнут вас еще раньше, чем вы успеете сказать "вот, блин, влип-то!". Чтобы сподручнее было воевать с этими дьявольскими отродьями (уже за воротами своего дома вы можете наткнуться на созданий 40-го уровня, когда у вас не будет и 1-го) придется побыстрее раскачаться и обвешать героя всевозможными магическими аурами, которые помогут и врага в нужный момент покалечить, и себя подлечить, если надобно. Также рекомендуется скопить побольше деньжат и покупать наемников, некоторые из них стоят целых армий (бойцов выдают и бесплатно, стоит кликнуть на дом или башенку, но они будут лишь на уровень выше вашего). Скажем, что вы думаете о гурлинге 157-го уровня или гигантском мохоноле с 207-м, наконец, оборотне 211-го с силой атаки в районе 1140-1207? Правда, выложить за них придется, шутка ли, более миллиона кровных монет, а за последний экземпляр почти все четыре!
Графический движок, как и обещалось, стал полностью трехмерным и обзавелся плавным zoom'ом, чтобы можно было полюбоваться на симпатичные фэнтезийные ландшафты, аккуратные трехмерные домики людей или мрачные могильные склепы мертвяков, качающие верхушками деревья, а также обновленный зоопарк живописных представителей местного животного мира с максимально близкого расстояния. Жаль только, что камеру пока не научили разворачиваться. Радует и богатое соцветие помолодевших спецэффектов во время использования магии или заклинаний. Кстати сказать, трехмерность теперь можно использовать и в тактических целях, скажем, чтобы безнаказанно расстрелять с возвышения группу воинов в овраге, или же подкрасться и спрятаться за большим камнем, который не только способен защитить от стрел, но и запросто скроет вас от глаз неприятеля.
Да, не зря мы ждали столько времени переезда игровой вселенной "Битвы героев" в новый дом, который получился просто на загляденье. Проверенный "в боях и походах" игровой движок органично вписался в новый интерьер, а на просторах новых 16-ти карт забегало свежее поколение "пушечного мяса", единственной мечтой которого является падение от вашего благородного меча и превращение в чудесные очки опыта, позволяющие даже хлипкую девушку Айру со временем превратить в бесстрашного воина, способного легким щелчком пальцев перебить пополам любого великана. Иными словами, играть стало интереснее, играть стало веселее. Так что всех поклонников "Битвы героев" и "Падения Империи", вторая часть определенно не разочарует. Новичкам также не рекомендуется проходить мимо, просто потому что другой такой ролевой игры с элементами стратегии просто не сыскать. Даже сравнить на родных просторах не с чем. Ну, а места в битве на одиночных ли полях али сетевых побоищах за обладание Кристаллом Власти всем хватит, уж можете мне поверить.