Служить и защищать. Великолепная пятерка. После закрытия проекта SWAT: Urban Justice интерес поклонников симуляторов полицейского спецподразделения плавно переместился на очередную игру из серии SWAT - SWAT 4, которую пришлось ждать более пяти лет. Впрочем, серией ее назвать довольно сложно, поскольку преданностью какому-то одному жанру она как раз похвастаться не могла. Первая игра была приключением, которое ко второй части мутировало в стратегию, и лишь в третьей реинкарнации замечательным образом превратилось в полноценный тактический шутер в стиле Rainbow Six. Только с полицейскими, которым приходилось обезвреживать бандитов и спасать заложников в непростых городских условиях.
К счастью, с четвертой частью, разрабатываемой в недрах Irrational Games, авторов Tribes: Vengeance и Freedom Force, решили кардинально не экспериментировать, а просто логично продолжить заветы третьей. Поэтому геймплей по большей части остался в неизменном виде, правда, теперь игрушка может похвастаться новым графическим движком (модифицированный от Unreal, с модными эффектами, что и позволяет выглядеть симпатично), улучшенным и легко настраиваемым под себя управлением, появлением мультиплейера и всякими прочими косметическими доработками.
Бороться с распоясавшимся криминалом приходится в составе команды копов-спецов из пяти человек, включая и вас, где вы являетесь главным и бессменным командиром, безымянным сержантом по кличке "Босс". И в этом тоже заключается отличие от многих других представителей жанра. Переключаться во время операции на управление другими бойцами нельзя, и со смертью лидера миссия считается проваленной. Забавно, но, похоже, у разработчика совершенно не было никакого желания рисовать подчиненным разные лица, так что выглядят они на экране подготовки к заданию если не как близнецы, то как родные братья. И действительно, зачем напрягаться, если в миссиях все равно все бегают в шлемах и масках, так что лиц не разобрать...
Из игровых режимов имеются непременная тренировка, кампания, состоящая из цепочки не связанных между собой сценариев, являющихся вроде как "ситуациями из жизни", а также "instant action", позволяющий без промедления ринуться в пекло. Плюс в игру включен дополнительный редактор миссий, разрешающий менять в уже готовых сценариях условия задания, количество и типажи жертв и бандитов (выбирая им оружие, уровень морали), точки старта, вводить ограничение по времени или даже проходить миссию в одиночку, без команды. По окончании сценария здесь не принято награждать медалями, повышать звания или устраивать какие-либо иные поощрения, поэтому экипировка команды (в наборе только пять бойцов, других не дадут) в последней миссии кампании от первой никак особо и не отличается. Всего же их здесь чертова дюжина, не считая толково сделанного тренинга, где наглядно демонстрируются все особенности геймплея. Приходится бегать по подземным лазам загородного дома за маньяком, охочим до молодых девушек, ловить бандитов и спасать заложников в ресторане, ночном клубе, отеле, медицинском центре и т.п. Как обычно, перед отправкой "на дело" вас тщательнейшим образом проинструктируют: кто на этот раз подозревается в противоправных деяниях, и кем являются преступники (в этой игре их всегда очень корректно называют "подозреваемые") и их жертвы, покажут план объекта и возможные пути проникновения. А вот тактически детально разрабатывать план операции, указывая на карте стрелочками какому бойцу куда бежать и что делать, не придется, такого у Irrational Games и в мыслях не было. Хорошо это или плохо - решать вам.
Перед тем, как нажать на кнопочку "start", останется экипировать свою пятерку наилучшим, на ваш взгляд, оружием и устройствами. В арсенале можно подобрать штурмовую винтовку, автомат, дробовик или пейнтбольное ружье, стреляющее шариками с перцем, в качестве первичного оружия. Пистолет или "шокер", пуляющийся электродами под высоким напряжением, сгодятся в виде вторичного. Все пушки снабжаются фонариками, которые никогда не остаются без дела. Еще следует выбрать тактическое оружие и агрегат для взлома дверей. К первому относятся газовые и ослепительные гранаты, а также гранаты, набитые резиновыми шариками. Сюда же поместили перцовый спрей, устройство для заклинивания дверей и полезный в хозяйстве optiwand - похожая на пистолет штуковина, снабженная подвижной камерой на конце, с которой очень удобно выглядывать из-за угла или смотреть под дверью, и небольшого монитора, на который выводится изображение. Взламывать двери авторы нам советуют либо при помощи узконаправленного взрыва замка с установкой на него C2 (стоящий рядом с дверью может пострадать или даже погибнуть, но это, как говорится, его проблемы), либо посредством специализированного дробовика.
Причем навешивать все пушки можно вручную, а можно и выбрать один из семи готовых типов экипировки, от штурмовика до полного противника насилия, использующее исключительно несмертельное оружие. В SWAT4, как, впрочем, и в его предшественнике, отсутствие жертв является одним из главных условий успешного выполнения задания. В идеальном варианте все выглядит так - вы забегаете в оккупированный бандитами дом, находите там людей, громко кричите, используете шоковое оружие и всячески пугаете их всех, потом кладете на пол (и правых, и виноватых, потом разберутся) и заковываете в наручники. После чего обязательно сообщаете в штаб обо всех задержанных, наведя на них курсор, и найденном оружии (важная улика, как никак), иначе не миновать штрафных очков. Вуаля! Все схвачены, никто не убит и не ранен, потерь среди личного состава нет - садитесь, пять! В общем, думаю, понятно, что просто расстреливать всех направо и налево здесь никто не даст. В лучшем случае вас оштрафуют на очки, а в худшем - миссию придется переигрывать. Сохранение в процессе, как нетрудно догадаться, не предусмотрено, иначе это было бы слишком легко.
Конечно, идеального варианта почти никогда не будет, NPC при рестарте появляются в разных местах, да и, казалось бы, уже морально деморализованные негодяи могут выкинуть фортель. Вам показалось, что противник уже убрал оружие и приготовился сдаться, а он возьми, да и пальни с пистолетика почти в упор. Такие дела. Набрать сто из ста возможных очков практически невозможно. Видимо, поэтому разработчики разрешают открывать на самом сложном уровне следующую миссию при наборе "лишь" 95-ти. При выборе нормального хватит и половины этой суммы, а на "easy" на них и вовсе ориентироваться необязательно - достаточно просто выполнить основные условия сценария.
Управлять своими SWAT'овцами (за мной, прикрывать, бросить гранату...) можно, как и раньше, командами, увязанными с кнопками клавиатуры, а можно и более продвинутым мышиным интерфейсом (для удобства предлагается аж четыре варианта). Например, наводите вы курсор на дверь, зажимаете правую кнопку и выбираете одно из возможных действий: ворваться и зачистить помещение, или ворваться, но предварительно кинуть туда гранату (причем нужного типа), или же посмотреть при помощи вышеописанного устройства под дверью, а то и вообще ее заклинить, чтобы никто не убежал. В целом на искусственный интеллект жаловаться особо не приходится, работают ребята грамотно, но иногда случаются и промашки. Например, любят они излишне усидчиво валить подозреваемых, а то и могут застрять у другой двери или в узком проходе в самый ответственный момент.
Понятно, что наиболее эффективным иногда становится разделение отряда, скажем, если следует ворваться в комнату с разных сторон или отрезать возможные пути отступления. Для этого авторы предусмотрели три типа управления. Либо сразу всем коллективом - желтый код, либо двумя командами по отдельности, синей и красной. Вы же всегда бегаете сами по себе, так что ни к одной из них не относитесь. Мало того, для контроля за перемещением и управлением убежавшей от вас группой создатели придумали дополнительные видеокамеры. Они есть у каждого из двух отрядов (крепятся сбоку на шлеме), при включении занимают правую верхнюю четверть экрана, которую при желании можно немного увеличить, но только не на весь монитор. Максимум на что они способны - позволяют отдавать команды аналогично обычной ситуации, вертеть взглядом по сторонам, но не перемещаться. Еще аналогичная камера есть у снайпера, который не является членом отряда, следит за объектом (окнами, дверями) со стороны и говорит о своих наблюдениях. В этом случае вы можете не только смотреть вокруг его глазами, но и даже пострелять из снайперской винтовки.
Если в 1999-м году игроки в SWAT3 были лишены возможности побегать в компании своих единомышленников, то такое счастье у них теперь есть. Предусмотрено четыре режима, в некоторые могут играть максимально до 16 человек по сети или Интернету. Кооперативный позволяет совместно впятером проходить миссии одиночной кампании. Barricaded suspects - воевать друг против друга, SWAT vs. Suspects - зарабатывая очки на нейтрализации и аресте членов другой команды. VIP escort - довольно оригинален и не вполне традиционен: команда полицейских выиграет, если им удастся довести VIP'а до точки назначения или если его захватят бандиты и прикончат(!) до истечения двух минут; подозреваемые одержат верх, если они захватят и убьют VIP-персону после двух минут удержания, или если его положит пуля офицера SWAT. При таком раскладе скучнее всему должно быть эта самая Особо Важная Персона - как ни крути, а шансов выжить у него меньше малого. Последний режим называется Rapid Deployment - одна команда должна найти и обезвредить несколько бомб, а другая им всячески мешает.
В плане внешнего оформления SWAT4 заслуживает, пожалуй, оценки "хорошо", но не больше. Ничем особым не удивляя, ему удается показать на слегка доработнном стареньком движке вполне приемлемую картинку, с массой мелких предметов обстановки, неплохими текстурами и использованием освещения. При этом хваленая физика разрекламированного Havoc осталась не у дел, модели бойцов, заложников и террористов вполне приемлемы, а вот на некоторое оружие, например на Less Lethal Shotgun, без содрогания и не взглянешь. Звук особых нареканий не вызывает. Тихая, мрачная музыка во время бесшумного прохода по коридорам прерывается динамичной композицией после взрыва гранаты. Оружие громыхает вполне правдоподобно, а атмосферу подогревают сообщения по рации, мат и ругань напарников после внезапного ослепления, жалобы горожан на "бесчинства полиции" (все-таки не всем нравится, когда их травят перцем, выворачивают руки и надевают наручники) и панические крики виновников ситуации.
Vivendi наконец-то вспомнила о славном наследии некогда приобретенной Sierra, вынуждая потесниться в жанре тактических командных стрелялок Red Storm и Novalogic. На лидирующие позиции возрожденный SWAT 4 не претендует, но является добротным (разработчики не раз заявляли, что консультантом был действующий офицер SWAT) и интересным проектом, симпатичным внешне, с толковой начинкой и удобным управлением, не без недостатков (в частности раздражает излишне долгая загрузка), но который, несомненно, следует порекомендовать всем ценителям жанра. Особенно учитывая, что новинками в последнее время нас что-то не баловали.