Стране срочно требуется президент В 2002 году вышла игра SuperPower, позволявшая взять на себя управление одной из стран мира в 1997, принимая во внимания экономический, политический и военный аспекты. Критикам явно не понравилась широта мысли искусственного интеллекта, с подачи которого Венгрия нападала на Ирландию, а власти Вьетнама пытались отхватить кусочек Мексики. Не до конца продуманный геймплей и многочисленные недостатки системы тактических боев только подливали масла в огонь. В сиквеле была учтена часть ошибок прошлого, появилось несколько новых, но благодаря своей масштабности и обилию возможностей игра увлекает довольно быстро.
Создатели акцентируют внимание на том, что созданный ими виртуальный мир представляет собой копию реального по состоянию на 2001 год. Авторы заявляют, что они собирали самую достоверную информацию о каждой стране из архивов ООН, Министерства обороны США и ЦРУ. Каким образом туда допустили канадских разработчиков, остается тайной за семью печатями. Конечно, не надейтесь на то, что по начальным установкам игры можно изучать историю. Здесь есть свои неточности, в частности, раскладка политических сил в некоторых странах, размеры бюджетного дефицита, стоимость военной техники и т.д., но, безусловно, объем подготовленной статистики впечатляет.
Две карты обучающего режима совсем не помогают освоиться в этой сложной игре, объясняя лишь основы интерфейса, производства юнитов и оставляя многочисленные особенности для выявления экспериментальным путем. Впрочем, путь себе можно облегчить, прочитав 64-страничный мануал. В режиме сценариев вам предложат несколько четко сформулированных заданий, к примеру, оккупировать Ирак американскими войсками или подтянуть Турцию до уровня ЕС, выполнив необходимые нормативы. В первом случае можно банально перетащить все войска, дислоцированные в США, на территорию Ирака, выиграв военную кампанию чередой легких боев, или же просто воспользоваться ядерным ударом, а затем победным маршем пройтись по пораженной территории. Во втором случае задача сводится к тому, чтобы отыскать в ветвистом дереве контекстных меню кнопку, ответственную за присоединение к сообществу. Занятие это в данном случае окажется весьма непростым, поэтому следует вывод, что особенности сценариев не были до конца продуманы. Сами карты могут занять от 10 минут до нескольких часов реального времени и больше похожи на продолжение обучения с той лишь разницей, что здесь вам предстоит во всем разбираться самостоятельно.
В режиме свободной игры вы сможете контролировать одну из 193 стран мира. Для игры можно задать условия победы, подразумевающие военное, экономическое (удвоение ВВП) или политическое могущество. Здесь же разрешается поставить ограничение по времени и передать часть полномочий по регулированию сфер жизни страны компьютерному помощнику (впоследствии их можно снова у него отобрать), а также выбрать родную политическую партию. С первых кадров вам откроется глобус, который придется наблюдать на протяжении всей игры. При желании можно сделать мощный zoom, увидев детали отдельных регионов или стран, ознакомившись с расположением войск.
Управление осуществляется в трех вышеназванных сферах, где избыток микроменеджмента приводит к тому, что либо вы потратите часы на освоение различных функций, либо попытаетесь быстро отвоевать полмира. Если вы играете за США, то в последнем случае вам будет гораздо легче, нежели если вы займете главенствующий пост в Ботсване, однако на легкую победу даже здесь никогда не стоит рассчитывать.
Самая сложная для изучения область - экономика, но в то же время здесь вы найдете возможности, которые очень редко встречались в других играх. Главным параметром здесь является тип экономической системы, где всегда можно перейти от административно-командной системы к рыночной. Вы сможете менять минимальный размер оплаты труда, ставку налога на доходы физических лиц и даже процентную ставку, являющуюся одним из важных факторов, влияющих на инфляцию в стране. Вы будете находиться в постоянном противоречии, пытаясь урегулировать государственный бюджет, платежный баланс, благополучие и одобрение избирателей, уровень инфляции. Зачастую изменение одного показателя влечет ухудшение другого, но здесь разработчики попытались внедрить порцию реализма, однако не стали утруждать игроков более мелкими параметрами.
Эффективность сферы государственных финансов любой страны можно проследить по федеральному бюджету. Как и в жизни, разделы его расходной части поделены на 2 группы: закрепленную, которую вы не можете изменять без действий в других областях (например, выплаты по внешнему долгу или расходы на содержание армии) и регулирующую, где вы можете выбрать приоритетное направление для развития вашей страны, в частности, науку, туризм, поддержание окружающей среды. Если в первой части игры расходы на финансирование развивающихся стран всегда оценивались положительно и поощрялись, то теперь страны подходят к этому вопросу более прагматично. Если вы установили высокие налоги, то население будет ожидать от вас увеличения социальных расходов.
27 игровых ресурсов разбиты на 6 групп. Базовые потребности страны удовлетворяют продукты питания (крупы, фрукты, овощи, мясо, молоко), электроэнергия, а еще имеется сырье, переработанные материалы, товары, услуги. Вы можете отдать любую из этих групп на откуп частному бизнесу (автоматическое управление) или поручить это государственным компаниям. Если страна не получает требуемых ресурсов, ее стабильность и экономическое положение ухудшаются. Восстанавливать баланс можно с помощью экспорта и импорта, но придется учитывать то, что на международных рынках свои условия диктуют развитые страны. Производительность желаемой отрасли можно увеличить с помощью инвестиций или ограничить, запретив потребление соответствующих продуктов, например, наркотиков и табака, но они никуда не исчезнут, а просто станут частью черного рынка, лишив вас доли налоговых поступлений. Между отраслями существует взаимозависимость по ресурсам, а оценить ваши действия позволят многочисленные экономические индикаторы. Так, телекоммуникационный рейтинг оценивает среднее количество электронных устройств, компьютеризованных сетей и провайдеров таких услуг в стране.
Время от времени будут случаться непредсказуемые события вроде депрессии, краха фондового рынка, погодных катаклизмов или очередной вылазки антиглобалистов. При желании такие происшествия можно отключить из меню.
В политическом уголке можно сменить государственный строй с однопартийной демократии на монархию, а еще попробуйте попытаться вывести на пик популярности партию российских аграриев, оставив далеко позади остальные блоки. Если ваша партия проиграет очередные выборы, то игра закончится. Если вам этого мало, то запретите непонравившиеся религии, выберите официальный язык, ограничьте свободу слова, количество детей на одну семью или разрешите однополые браки. Все эти манипуляции изменяют настроение населения.
Слабость власти порождает возможность международного влияния и рост коррупции. Внушительный список возможностей включает не только банальные войны и союзы, но и договоры сотрудничества в различных сферах и даже финансирование одной страной подразделений МИДа другой. Устаревшее вооружение можно выставить на аукцион и продать заинтересовавшемуся государству. Сфера тайных операций включает терроризм и попытки переворота.
В военном деле придется нанимать армии для охраны границы, отправляя ненужные подразделения в резерв, развивать ядерный арсенал или систему противоракетной обороны, открывать новые технологии. В меню дизайна юнитов можно создать свои прототипы, к примеру, выбрав для танка наилучшие гусеницы, корпус, башню, получив желаемые показатели маневренности и боеспособности. Наука, в основном, используется именно в этом аспекте, предлагая усовершенствовать различные виды юнитов.
Реализация боев примитивна и требует лишь перемещения войск в заданный квадрат. Вы можете подождать результатов или взглянуть на крупный план, на котором вы увидите миниатюрные модели юнитов, пытающиеся одолеть друг друга, уменьшая цифры, обозначающие боевые единицы. Контроля над происходящим здесь практически нет, но зато можно в любой момент отступить, что равносильно самоуничтожению, поскольку поле боя покидают жалкие остатки.
Все это прекрасно звучит в теории, но на практике оставляет желать лучшего. Агрессивность компьютера удивляет. Бельгия захватывает Казахстан, а Сирия свергает партию власти в Бразилии. С другой стороны, вы можете жить вообще без войн и прекрасно себя чувствовать. Диктаторские замашки караются, поэтому не планируйте захват стран, у которых есть влиятельные друзья, иначе полмира быстренько поделят ваши территории между собой.
Интерфейс далек от совершенства и включает множество последовательно выпадающих меню и мелкого шрифта. Графическое исполнение большинство процессов представляет схематично, содержит несколько видеороликов и минимум анимации. Звуковые эффекты не примечательны, а вот музыка порадовала наличием нескольких маршей, спокойных и напряженных мелодий.
Технические недостатки приводят к тому, что игра часто вылетает, а иногда заставляет перегружать компьютер. Музыкальные треки со временем зацикливаются на одной ноте, а управление иногда не позволяет нажимать некоторые кнопки.
Мультиплеер поддерживает до 32 участников по локальной сети и через Интернет. Остальные страны контролирует компьютер. Найти полное количество человеческих партнеров удастся в очень редких случаях, а еще один неприятный сюрприз по этой части заключается в том, что если организатор игры потерпел поражение, программа попросит его не выключать компьютер и не отсоединять других участников от продолжения сессии. Такую просьбу сразу хочется выполнить с точностью до наоборот.
У этой игры есть все задатки, чтобы соперничать с известной серией от Paradox Entertainment. Однако реализованы эти задатки были не везде удачно, поэтому игра весьма детальна в одних областях и поверхностна в других. Если бы разработчики удосужились ограничить фривольность компьютера и устранить другие неприятные недоделки, то SuperPower 2 могла бы стать фаворитом у любителей геополитических стратегий, ведь она еще и поддерживает пользовательские модификации. Впрочем, вы уже можете скачать увесистый патч к игре до версии 1.4, где была решена часть проблем и внедрен весьма полезный регулятор враждебности AI, который в улучшенном варианте даже развивается более сбалансировано.