Ужас из глубины. Поклонники "ужастиков" от третьего лица в последнее время с интересом следили за тем, как продвигаются дела у студии Darkworks, спешившей обрадовать общественность своим новым проектом - Cold Fear. И ведь оптимизму было откуда взяться, именно эта команда создала крепкий во всех отношениях Alone in the Dark: The New Nightmare, хотя и было это давненько. Зато столь длительное ожидание окупилось сторицей. Разработчики решили основательно встряхнуть застоявшийся жанр, сделав свою новую игру более похожей на добротную голливудскую "страшилку". Для чего решено было местом действия новой мистической истории выбрать не традиционные пыльные подвалы или заброшенные кладбища, а бушующее штормовое море и корабль, населенный черт знает кем (думайте о "Подъеме с глубины" или "Вирусе"): половину игры вы бродите по русскому китобойному судну, а потом и по нефтяной буровой вышке. Обещались и команда, внезапно превратившаяся в зомби; безумная качка, от которой ходуном ходят все подвешенные на цепях тюки и грузы; переваливающиеся через борт гигантские волны, способные в лучшем случае стукнуть героя о стенку, в результате чего он потеряет львиную часть здоровья, а в худшем просто смыть за борт; ну и всякие прочие сопутствующие нагнетанию атмосферы эффекты. Задумка, что и говорить, впечатляла, а вот как ее удалось реализовать на практике, мы и попробуем сегодня разобраться.
Эксперимент, превратившийся в кошмар.
Начнем с вешалки, то есть с сюжета, который хотя и является наглядной коллекцией всевозможных штампов, но все равно обладает какой-никакой притягательностью. Итак, первые кадры вступительного ролика демонстрируют нам команду экипированного по последнему слову спецназа, которая лихо с вертолета высаживается на русский китобой "Дух Востока", а потом вся как один погибает. Из мельтешащих, словно в калейдоскопе, чьих-то лап и когтей становится ясно, что дело тут нечистое, но откуда подобным созданиям взяться на русском промысловом судне? Разобраться в этой мрачной истории выпадает на долю бравого сотрудника американской береговой охраны Тома Хэнсена - единственного выжившего из всей спасательной команды, которая оказывается на судне вскоре после описанных выше событий. Экипажа нигде не видно, судном уже давно никто не управляет, и оно дрейфует само по себе, отдавшись на волю волн и морских течений. Хотя кое-кто все же уцелел. Практически сразу же на Тома набрасываются вооруженные "калашниковыми" русские солдаты, а компанию им составляют полчища невменяемых зомби. В поисках разгадок Хэнсен продолжает исследовать корабль, пытаясь найти выживших и причины загадочной трагедии, в одночасье превратившей команду в сборище психов и выходцев с того света.
Скоро с Томом связывается по рации агент ЦРУ Джейсон Беннет, который преследует свои корыстные цели, а компанию ему составит молодая женщина Анна, дочка выдающегося ученого Виктора Камского, с которой они вместе переберутся на буровую вышку "Звезда Сахалина", откуда все и началось. И где, забегая немного вперед, все и закончится. Сначала здесь просто искали нефть, но из пробуренной в океане скважины на поверхность неожиданно поползли странные существа, неизвестные доселе науке паразиты. Их поймали, изучили и выявили массу любопытного. После чего начались дорогостоящие эксперименты по созданию... (подсказать или как?) универсальных машин убийства. Эти твари, напоминающие небольших паучков (думайте о хедкрабах из Half-Life или живущих в груди зверушках из "Чужих"), забирались в организм жертвы через рот, достигали мозга и становились полноправными хозяевами тела. При этом они еще и меняли свойства тушки-хозяина, делая ее неуязвимой для пуль и способной легко заживлять мелкие раны. Уничтожить такой симбиоз можно только одним способом - разнести в щепки голову, где забаррикадировался паук-манипулятор. Иначе утыканный свинцом зомбик все равно встанет и продолжит преследование. Все это Хэнсен узнает из многочисленных дневников, записок и посланий, которые, как водится, в большом количестве разбросаны по коридорам и кубрикам как дрейфующего китобоя, так и нефтяной вышки. В них же описывается и судьба злого гения Камского, который стал жертвой своих же экспериментов, и с которым, как нетрудно догадаться, придется свести счеты в самом финале.
Осторожно, морская болезнь.
Когда первый раз попадаешь на борт корабля, да еще в такой шторм, всеми фибрами души ощущаешь, что здесь разработчики расстарались на славу, и главную "фишку" всего проекта - эффект морской качки - им удалось передать весьма достоверно. Раскачиваются на веревках всевозможные блоки, которые от греха подальше лучше обходить десятой дорогой, ходит ходуном палуба, плещутся перекатившиеся через борт волны, которые в два счета могут смыть вас в океан. В дополнение ко всему обзор постоянно заливают то брызги волн, то капли непрекращающегося ливня, а то и кровавые подтеки от чьей-то раздавленной головы. Если вы ходите под открытым небом, то экран никогда не будет сухим, так и знайте. Впрочем, на этом все радости первооткрывателя Cold Fear благополучно и заканчиваются. После первых десяти минут эйфории наступает ожидаемая повседневная рутина. И пугают уже не так страшно, и интерес падает, чем дальше по сюжету вы продвигаетесь. Это вовсе не значит, что проект плох, но и того же Alone in the Dark он далеко не ушел. Там, впрочем, можно было пройти игру за каждого из двух главных героев, а здесь нет и этого. Весь игровой процесс, напрочь лишенный интересных паззлов или закрученной интриги, сводится лишь к нахождению очередного вентиля, ключа или кода доступа (как обычно, ключ от нужной двери находится в другом конце корабля). Вот так и блуждаем всю дорогу по коридорам и каютам в поисках очередного квестового предмета, оружия, патронов, аптечек или листочков из чьего-то дневника, истребляя бесконечные орды настырных тварей, разумных и не очень.
Жертвы ученых.
Честно говоря, на типах монстров авторы явно сэкономили, представив всего лишь восемь разновидностей противников, часть которых являются почти копиями друг друга. Ну, во-первых, вам противостоят русские наемники, единственные враги, не подцепившие паразита. Хотя они ничуть не менее опасны, поскольку хорошо вооружены и метко стреляют. Далее идут очень похожие на них зомби и мутанты. Эти не могут похвастаться умением быстро бегать и обращаться с огнестрельными пушками, им вполне хватает тесака или гаечного ключа, зато почти бессмертны. По крайней мере, до тех пор, пока вы не разнесете им голову в упор или не сделаете контрольный удар каблуком туда же, когда те на несколько секунд упадут в легкий обморок. Также присутствуют несколько монстров, чуть пострашнее и помассивнее, и уже упоминавшиеся "паучки". Последние особой опасности не представляют, зато весьма забавны. Ползают, хватаясь телескопическими ножками за стены, пол или потолок, и ими же пытаются высосать из вас побольше жизненных сил.
И их могильщики.
Уничтожить тварей можно при помощи стандартного набора: пистолета, совмещенного с лазерным прицелом и фонариком (жаль, что обычного фонарика не предусмотрено, поэтому приходится переключаться на пистолет, чтобы себе подсветить), дробовика, автомата Калашникова (модель 1947), гранатомета, автомата MP5-A3, и экспериментального "коломета", стреляющего стрелками с отравленным газом. Прищучить забаррикадировавшихся в чужом теле паразитов можно не только посредством оружия. Достаточно подстрелить взрывающиеся бочки, электрощит или огнетушитель, наконец, сбить вентиль с трубы рядом с "мишенью" - как та незамедлительно вспыхнет, объятая пламенем, немного покорчится и рухнет, чтобы больше уже никогда не встать. Иногда зомбикам вздумается полезть обниматься, тогда приходится что есть силы вколачивать кнопку действия в клавиатуру, что совершенно не понравится ни вам, ни ей. Патроны валяются вокруг в достаточном количестве, можно также в их поисках обыскивать трупы, а вот с аптечками случился натуральный конфуз. Непонятно почему, но создатели запрещают подобрать аптечку, если у вас полная полоска здоровья. А про запас, на черный день? Сейчас не нужна, а вдруг через пару минут понадобится?..
Не Айвазовский.
Что касается графики, то в этом плане в Cold Fear далек от совершенства и внушает оптимизм только на первых порах. Слабенькая "четверка". Когда вы привыкните к качке и мокрому экрану, и взгляните на детище Darkworks трезвым взглядом, сразу поймете, что любоваться здесь откровенно нечем. Игра идет с видом от третьего лица, хотя в режиме прицеливания, с которым можно ходить хоть все время, получается почти что "из глаз" - камера висит чуть поодаль правого плеча. Серые и размытые текстуры, к тому же в основном скрытые непроглядной темнотой, слабенькие модели персонажей и монстров, отсутствие стильных эффектов, невнятная игра света и тени, скудность трехмерных антуражей и прочие "болячки" консольного порта имеют место быть. Радуют разве что неплохие ролики, да большое количество русских надписей (было бы довольно странно, если на русском судне и буровой платформе было бы как-то иначе), написанных без ошибок.
Зато звук вышел должным образом: сочный, атмосферный и ужасно в тему. Не хуже Голливуда. Гнетущие музыкальные композиции то и дело прерываются завыванием ураганного ветра, шумом накатывающихся волн, зловещим скрипом раскачивающихся цепей, попискиванием ламп освещения или бешеным ревом сигнальной сирены. А как ругаются натуральным трехэтажным матом русские солдаты - словами не передать. Система сохранения (привет консолям) предусматривает возможность записи в строго определенных местах. Сохраниться вы сможете, только когда вас об этом спросят, не раньше и не позже. Ну и напоследок хочется как следует наподдать весьма своенравной камере. Иногда можно несколько раз пройти мимо упавшего мутанта, прицеливаясь для удара ботинком в голову, и все равно не попасть. Обидно.
Вменяемо.
Если уж и не медаль, то почетную грамоту Cold Fear определенно заслужила. Все традиции жанра соблюдены, и атмосфера должным образом накалена: судно скрипит и стонет, покачиваясь на волнах, а монстры в положенные моменты выпрыгивают из кают, выламывая двери и издавая адский грохот. Cold Fear вполне можно было бы обозвать "Alone in the Dark на китобое". Особенно если заменить плоские задники честным 3D. Больших откровений не ждите, но несколько приятных (читай - напряженных) вечеров в компании с ругающейся русской матросней, грациозными паучками и обыкновенными зомби практически гарантированы. Что тоже хлеб.