Водительские права в комплект не входят. Вышедший в 1999-м году первый Driver, продавшийся безумными тиражами и ставший настоящим хитом сезона, научил нас ездить не только по ограниченным маршрутам, но настоящим большим городам, воссозданным с более-менее внушающей уважение достоверностью, в которых бурлила жизнь в лице соблюдающего правила движения трафика и снующих по своим делам пешеходов. Один игровой режим был как раз для этого и предназначен, предлагая просто колесить по городу, изумляясь архитектурным достопримечательностям, нечеловеческому проворству педастрианов и безумной агрессивности копов, пытающихся не остановить, но буквально растерзать на клочки ваш бедный рыдван, в случае нарушения ПДД или демонстрации недостойного добропорядочного гражданина поведения. Но, конечно же, гвоздем Driver'a была цепочка оригинальных миссий, увязанных общим сюжетом о похождениях бравого копа-под-прикрытием Таннера, где необходимо было продемонстрировать все свое водительское мастерство, выполняя интересные и порой весьма непростые задания. Вторая часть Driver'a, которой, кстати, так и не дождались владельцы персоналок, лишь немного развила идеи первой, и вот пришло время для появления третьей. Встречайте.
Разработчики честно (разбор полетов по поводу графики, управления и искусственного интеллекта мы оставим на сладкое) еще раз исполнили танец с бубном под названием , сконцентрировавшись главным образом на модернизации движка и улучшении графики, плюс добавлении новых транспортных средств, при этом оставив в неприкосновенности три игровых режима и сам игровой процесс. Да только вот незадача, весь остальной игровой мир за это время успел сильно измениться, подсев на новый культ под названием GTA. После появления Grand Theft Auto 3 все последующие автомобильно-криминальные экшены воспринимаются большинством игроков только через призму этого мегахита, ставшего своеобразной иконой нового жанра. И не дай бог, если что-то не будет соответствовать или слишком сильно отличаться от эталона, никто не поймет, все заплюют, попинают для верности ногами, накроют могильной плитой и отвернуться. Именно это и произошло с Driv3r, от которой ждали как минимум очень хорошего клона GTA, а как максимум его потенциального убийцу, что вознесет автомобильно-бандитский геймплей на новую, невиданную доселе высоту. Увы, но ребята из Reflections Interactive и не собирались за кем-то гнаться, а всего лишь планомерно совершенствовали довольно неплохой игровой сериал. В результате игровое сообщество раскололось аккурат пополам: на тех, кто принял и с интересом играет в Driv3r и тех, кто тоже, как ни странно, играет, но при этом с пеной у рта всем доказывает, что игра на самом деле ужасна и .
По странам и континентам.
Конечно, не GTA, Driv3r игра совсем другого плана. За внешним сходством скрываются кардинальные отличия в самом подходе. И дело даже не в большем ориентировании на ювелирное вождение и выполнение всевозможных акробатических автотрюков, а не на путешествия на своих двоих с автоматом за пазухой, которое можно считать лишь непонятным недоразумением. Если в GTA вы могли зарабатывать деньги, выполняя полезную для города работу, или же спокойно кататься по проспектам и хайвеям и приступать к выполнению миссии, причем из нескольких на выбор, тогда, когда вам этого захотелось, то сюжетное прохождение Driv3r такой роскоши себе не позволяет. Это рельсы, без лишних поворотов, запасных полустанков и обходных путей. Хотите просто поездить/побродить по городу? Тогда вас с радостью примут в Take a Ride, где разрешается только смотреть, или вызвать на себя гнев полицейских, когда станет особенно скучно. Если же выбрали Undercover, то будьте любезны следовать четким инструкциям, не отклоняясь от них ни на миллиметр. Два с половиной десятка миссий, галопом проносящие нас по улицам Майами, Ниццы и Стамбула, повествуют о внедрении старого знакомого Таннера в новый мафиозный анклав. На этот раз коп, прикрывающийся личиной бесшабашного водилы, пробрался туда с целью выяснить, кому все-таки понадобилось украсть сразу целый автопарк машин и переправить их из Нового Света в Старый. Все задания здесь четко прописаны, скрипты расставлены (якобы свободный трафик имеет свои четкие закономерности, это хорошо заметно при рестарте), секундомеры подготовлены, даже самовольно машину вам выбрать в большинстве случаев никто не даст.
Быстрые и яростные.
Впрочем, навряд ли у кого-то поднимется рука назвать задания скучными, однообразными и неинтересными. В этом как раз их не сможет упрекнуть и самый въедливый критик. Даже самая простая гонка по улицам мегаполиса на время, доставка ценной машины в нужное место без повреждений, погоня за преступником или слежка, вынуждающая держаться на определенном расстоянии от , превращаются в яркое и незабываемое действо. Не всегда без ляпов, но зато с морем адреналина. А ведь разработчики припасли и массу всевозможных . Как вам, например, задание по розыску и запихиванию внутрь мчащейся на полном ходу фуры трех только что угнанных авто, а погоня на машине за поездом или на мотоцикле за катером (та самая дополнительная миссия, которой решили владельцев PC)? Или отстрел из кузова грузовика сидящих на хвосте копов, наконец, начисто слизанная из ситуация, при которой ваша заминированная превратится в груду металлолома, если вы снизите скорость ниже 50-ти. Скучно определенно не будет, в некоторых миссиях даже разрешают пострелять из мчащейся машины, только это делает не водитель, а высунувшийся с другой стороны пассажир.
Мрачнее, еще мрачнее.
Интерес к прохождению подогревают и отменного качества межмиссионные ролики (вот, он, похоже, один из весьма достойных пунктиков растраты миллионов бюджетных денег), с приятной картинкой и эффектной музыкой, которые хочется похвалить и за великолепную режиссуру, и живое поведение главных действующих лиц. Честно говоря, иногда это единственный достойный стимул, позволяющий не опустить руки перед очередной зубодробильной погоней и все-таки с надцатой попытки завершить непростую миссию. Для озвучания персонажей даже пригласили известных голливудских лицедеев: главный герой Таннер говорит голосом Майкла Мэдсена (он же участвовал в озвучке GTA3, странное совпадение, не находите?), а его напарник Тобиас Джонс научился подражать дикции Винга Реймса. Остальным злодеям повезло не меньше, международному преступнику досталось произношение Микки Рурка а сексапильной красотке из Майами - Мишель Родригес. Единственный недостаток видюшек в том, что нарезку из них приходится смотреть при каждой загрузке (это можно и пропустить) и, пожалуй, в какой-то излишней мрачности. Здесь все только и делают, что пытаются соперничать друг с другом за право носить звание . Прямо не люди, а коллекция бездушных киллеров, со стопроцентным отсутствием чувства юмора, дружно осваивающих новую технику - доведение конкурента до приступа стенокардии лишь скрипом крепко стиснутых челюстей, которые почти не способны раскрываться даже во время разговоров, и убийство тяжелым, как кувалда, взглядом с расстояния в километр.
Курсы экстремального вождения.
А теперь немного о грустном. К сожалению, лихие и интересные задания напрочь разбиваются о каменную стену неудобного управления, страдающего болезнью Паркинсона прицела, весьма странной физики, завышенной сложности, неадекватного AI и прущего прямо под колеса трафика. Первое знакомство с игрой заставит вас провести некоторое время за экранами настроек, ибо раскладку по умолчанию иначе как чистым издевательством и не назовешь. Но, только оказавшись за рулем, понимаешь, что это были еще цветочки. Какой прок от семидесяти средств передвижения (к слову, как и в предыдущих играх серии машины не лицензировались, поэтому на безоговорочное сходство с реальными моделями можно не рассчитывать), если у большинства из них налицо одни и те же . Такое ощущение, будто коробка передач вместо первой всегда врубает сразу четвертую, что колеса машин зачем-то намазали маслом, а за неимением асфальта на дороги проложили перекрашенный в серый цвет лед, из-за чего почти каждый поворот приходится проходить с обострением всех органов чувств, шаманством с кнопками и использованием управляемого заноса. И это относится как к спортивным седанам, так и к грузовикам, которые одинаково лихо отскакивают от так некстати бросающихся под колеса столбов или стволов деревьев, будто резиновые мячики. В общем, чтобы чувствовать себя в Driv3r как дома, приходится буквально переучиваться ездить, напрочь забывая все то, что вы умели до этого. Приятным исключение можно назвать разве вальяжные катера, имеющие в основе явно аркадную модель, и неожиданно поразившие отсутствием внятной физики мотоциклы. В сравнении со своенравными автомобилями двухколесные друзья ведут себя настолько покладисто и так безропотно слушаются клавиш управления, что, находясь в седле, не перестаешь удивляться.
Ходить, не ездить.
Положительных эмоций не добавляют и пешие прогулки водилы Таннера. Стоит ему выйти из машины, как тут же хочется спрятаться обратно, чтобы не видеть этот неадекватный прицел, не давиться от смеха, наблюдая за прыжком а-ля , и пальбой застывших на месте бестолковых , изображающих армию подручных местных мафиозных боссов. Впрочем, стреляют они все равно метко, даже издалека, так что аптечки под ногами разбросаны явно не для красоты. Перестрелки с полицейскими, кстати, получились ничуть не лучше. Стоит выхватить в людном месте пистолет (есть и вариант с глушителем, еще арсенал включает автомат, дробовик, узи, гранатомет), превысить скорость, проехать на красный или начать беспричинно таранить других участников движения, как начнет мигать индикатор полицейской тревоги, и по вашу душу скоро прибудут стражи порядка. Пешеходы, между прочим, как и в старые времена, умудряются в последний момент уклониться от столкновения, хотя нескольких все же удалось бортануть, причем без особого вреда для их здоровья. Одно обидно, агрессивность копов от изменения уровня этого самого индикатора не увеличивается. Как подъезжали потихонечку на машинах с сиренами, так и продолжают, вертолетов и спецназа можете не ждать. Зато Таннер умеет плавать, чем был обделен герой GTA. Даже если вы невзначай (или умышленно, даже задание такое есть) свалитесь в машине с обрыва в воду, то она пойдет ко дну, а вы спокойно сможете вплавь добраться до берега. Чтобы подчеркнуть эту свою модную фичу, разработчики решили вернуть авторам GTA3, убившим в одной миссии водителя по имени Таннер. Желающим позабавиться - необходимо найти и уничтожить десять Timmy Vermicelli (например, на карте Майами загляните в домик на сваях в заливе, где расположена точка у буквы ) в каждом из трех городов. Яркая гавайская рубашка, намекающая на героя Vice City, загорелая кожа и детские оранжевые надувные нарукавники на плечах не дадут вам его ни с кем спутать. Что ж, забавный штришок.
Догони меня кирпич.
Аналогично предыдущим частям сериала, сюжетный Undercover и свободный Take a Ride дополняются разделом Driving Games, состоящем из шести мини-игр. Какие-то остались прежними, что-то появилось из нового. В Quick Chase необходимо догнать и уничтожить оппонента, в то время как в Quick Getaway как раз наоборот - смыться от полиции. Trail Blazer предлагает сбить дорожку из конусов, а в Survival как можно дольше остаться в живых, несмотря на творящийся по отношению к вам полицейский беспредел. Осталось упомянуть Checkpoint Race и Gate Race, в первом случае вы проезжаете через подсвеченные стрелочками чекпойнты, во втором их роль будут играть из конусов. Мультиплейер, к сожалению, в Driv3r так пока и не появился. Зато на месте фирменный редактор видеоповторов (его научили новым трюкам вроде slo-mo), позволяющий перекраивать на свой лад пройденную миссию, по-новому расставляя камеры, добавляя разного рода эффекты и т.п.
Нет, это не Рио-де-Жанейро.
Напоследок хочется сказать несколько слов о внешнем оформлении. Графика в Driv3r вызывает неоднозначную реакцию. Ее не хочется огульно хаять, проклиная глюки с выпадением текстур и очень странный дождь, отсутствие вида из кабины или неудобные камеры, скольжение без встряски, будто бы по маслу, при беге с видом , слабую анимацию пешеходов, невзрачные фасады зданий, угловатые кроны деревьев, смешные взрывы машин, когда они рассыпаются на куски, подобно детским игрушкам, и массу прочих, чисто приставочных глюков. Потому что кроме этого здесь предлагают покататься на внушительном парке автомобилей из далеких 70-х по трем городам, отличающихся собственной индивидуальностью и стилем. Возможно, они не такие живые и богатые на детали, как в GTA, но все же. Не зря двадцать пять специалистов пытались найти применение чуть не сотне тысяч фотографий реальных мест и объектов. Так что и здесь вполне есть, на что посмотреть и куда податься, главное перебороть в себе первую волну не самых радужных эмоций. Модели авто хоть и уступают по качеству всяким Flat-Out, зато берут неплохой системой повреждений. Активно мнутся практически все кузовные детали, хотя это и не особо сказывается на управляемости. При желании можно прострелить водителя через стекло или продырявить покрышки. Вот только почему-то на металлических деталях кузова отказываются оставаться следы от пуль, хотя авторы, помнится, сие обещали.
Про музыкальное сопровождение, увы, ничего хорошего сказать не могу. По сравнению с симпатичными мелодиями роликов озвучка главного меню и игрового процесса выглядит просто ниже критики. Либо заставляют слушать любительское треньканье электрогитары, либо повторяющиеся невнятные композиции, лишенные и намека на индивидуальность.
Казнить нельзя помиловать.
Так все-таки пан или пропал? Достоянная игра с оговорками или же вылетевшие в трубу три года разработки и полный провал без права на апелляцию? На мой взгляд, скорее нечто среднее. Однозначно понятно, что ожидаемого хита не случилось, но и отнести новый продукт Reflections к второсортным автомобильным аркадам было бы преждевременно. Если бы еще не корявые руки тех, кто отвечал за столь бестолковое портирование с консолей, которое вдобавок опоздало па полгода, игрушка могла бы стать весьма заметным явлением в жанре. Но, тут выплывает на поверхность слишком много всяких . Вообще Driv3r - игра спорная, этакий клубок противоречий, где за каждым скромным плюсом скрывается по несколько острых подводных камней, наступать на которые больно и неприятно. Все равно, что входить в жаркую погоду в освежающее море, куда нехорошие люди уже успели швырнуть несколько битых бутылок. Запоминающиеся города, отменные ролики, масса всевозможных транспортных средств, возможность смять авто разными способами, пусть и сложные, но далеко не банальные миссии на одной чаше весов. И неудачная физическая модель, слабая графика, неудобное управление, откровенно проходная часть, дурацкий прицел, глуповатые копы и бандиты - на другой. Что же в результате перевешивает? Думаю, каждый ответит на этот вопрос для себя сам. Только не старайтесь разглядеть в Driv3r основного конкурента GTA, где правит бал безграничная свобода действий и можно легко найти себе профессию или занятие по душе. Третий другой - это всего лишь очередная игра в серии, продолжающая ее традиции, без особых сюрпризов, с немного возросшими возможностями, но по-прежнему главным упором на вождение и сплетенный из миссий сюжет. Выходит, все-таки помиловать.