Боги любят троицы Большинство массовых многопользовательских RPG разворачиваются либо в средневековом антураже (таковы почти все фэнтезийные игры), либо в инопланетно-футуристическом. Компания Perpetual Entertainment, однако, решила обратиться к временам античности: действие ее нового проекта Gods & Heroes: Rome Rising происходит на рубеже IV-III столетий до н.э., в период, когда будущая "столица мира", город Рома (Roma), который русские в силу абсолютно непостижимых причин называют Римом, был лишь одним из средиземноморских городов-государств и делал только первые шаги к всемирной славе и могуществу - постепенно наращивая силу и влияние (а также амбиции), но одновременно приобретая новых врагов как на Аппенинском полуострове (населенном в те годы различными племенами и народами), так и за его пределами.
Впрочем, как явствует уже из названия, игра не является исторической в строгом смысле - это просто фэнтези с богами, монстрами и героями. Общая концепция не отличается оригинальностью и не раз встречалась и в однопользовательских играх: боги явно не хотят напрягаться, заставляя отдуваться вместо себя смертных и посылая их на всевозможные задания. Героям, которые исправно им служат, боги, впрочем, приходят на помощь, пуская в ход свои божественные силы и наделяя отличившихся новыми возможностями. В то же время боги нередко враждуют между собой, и хорошо послуживший одному из них рискует тут же оказаться в немилости у другого, с далеко идущими неприятными последствиями. Разумеется, помимо богов, монстров и зверей, в мире игры хватает и обычных людей (как других игроков, число которых в принципе не ограничено, так и NPC), между которыми тоже возможны различные отношения - от союзов до войны; как и боги, другие люди тоже могут давать квесты. Впрочем, хотя разработчики и говорят о достаточно глубокой социальной системе, очевидно, что торговля, ремесло, административная система и прочие достижения романской цивилизации в игре если и присутствуют, то в зачаточном состоянии - основной упор делается на action/adventure, на исследование мира, выполнение квестов и боевые действия.
Самым простым вариантом последних являются гладиаторские поединки на специальных аренах (судя по всему, в отличие от реальности, участие в таковых будет сугубо добровольным). Возможны также бои между небольшими группами игроков. Более продвинутый вариант позволяет каждому игроку набирать под свое командование солдат-NPC, обеспечить их обучение и подготовку, составлять из них, с учетом имеющихся у них различных навыков и возможностей, отряды для конкретных задач, разрабатывать тактические приемы и построения этих отрядов и, наконец, командовать таким отрядом в бою, участвуя при этом в сражении и лично. Бой происходит в реальном времени, так что вам придется одновременно и отражать и наносить удары, и оценивать общую обстановку, думать о стратегии и стремиться к минимизации потерь. Не совсем понятно, как это будет организовано в плане интерфейса - если в реальности команды отдаются голосом, а руки при этом свободны, то драться и одновременно жать дополнительные клавиши для отдачи приказов не слишком удобно...
При этом драться придется всерьез: разработчики подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы кликнуть на врага и дальше смотреть анимацию, как ваш герой расправляется с ним (или наоборот). Удары представляют собой не просто визуальное махание мечом с постепенным уменьшением хит-пойнтов, а моделируются достаточно реалистично, то есть, очевидно, учитывается и то, как наносится удар, и куда он приходится.
Как и во всякой уважающей себя RPG, и участие в боях, и выполнение миссий позволяет персонажам повышать свой уровень и овладевать новыми навыками и боевыми приемами. Не отступают разработчики и от классической традиции деления на классы (гм, каламбур). Доступные игроку классы - это солдат (примерно одинаково владеет всеми видами оружия, хорош в командном бою), гладиатор (ориентирован на ближний бой в одиночку, владеет специальными приемами), разведчик (специалист по выживанию в дикой природе и метательному оружию), бродяга (Rogue - хорош в уличном бою, умеет действовать незаметно), жрец (не силен физически, но способен призывать на помощь сверхъестественные силы) и целитель (при высокой квалификации способен даже воскрешать мертвых).
Квестов на момент запуска игры ожидается около 1200, а позже их число, по всей видимости, будет пополняться. Они делятся на три категории. Rome Quests даются сенаторами, полководцами, а иногда и обычными гражданами и служат защите, расширению или иным интересам Республики. God Quests даются богами и служат, соответственно, капризам оных (кстати, задания можно получать не только от "дружественных" вам богов, но и от тех, которые на данный момент вас не жалуют - впрочем, это логично, иначе как бы вы могли примириться с последними). Если первые две категории квестов - это, так сказать, тактические, не связанные друг с другом миссии, то третья категория, Epic Quests - стратегического масштаба, по сути, целая кампания для отдельного героя, состоящая из множества задач и протянувшаяся через все уровни; прошедший ее до конца получает очень солидную награду. Собственно, уже самим фактом создания персонажа вы начинаете его эпический квест.
Подобно многим MMORPG (по неофициальной классификации относимым ко второму поколению), Gods and Heroes: Rome Rising поддерживает возможность создания приватных областей мира (здесь они именуются динамическими регионами), предназначенных лишь для одного или нескольких игроков, где им не будут мешать все остальные. В таких зонах можно проходить целые однопользовательские кампании с заранее прописанными в сценарии вариантами развития событий, уникальными NPC, диалогами и т.п. Любую такую кампанию конкретному игроку, как правило, интересно пройти не более одного раза. Но есть в динамических зонах и арены, предназначенные для многократного переигрывания - они представляют собой типичные задачи многопользовательских режимов не-массовых игр типа штурма/обороны крепости, территории, острова и т.п., с возможностью настраивать набор правил.
Многочисленный и довольно запутанный (как и у других античных народов) божественный пантеон представлен в игре дюжиной богов, которые делятся на 4 троицы, или триады, члены каждой из которых дружественны друг другу, но могут быть враждебны остальным. Хотя "работать" можно на любую из них, на определенном этапе развития персонажа игроку приходится выбирать конкретную триаду и бога-покровителя. Особый индикатор - "богометр" показывает, как к вам относится каждый из богов.
Первую, "небесную" триаду, образуют Юпитер (эллинский Зевс, верховный бог, громовержец, судья и миротворец, бог небес, света и погоды), Миневра (эллинская Афина, богиня мудрости, медицины, науки и искусства, ремесел и торговли, справедливости, но также и войны, защитница городов и героев) и Аполлон (эллинский Феб, бог солнца, искусства, пророчеств, медицины, способный насылать и останавливать эпидемии и иные бедствия, в особенности нашествия крыс и саранчи, покровитель лучников, колонистов и пастухов).
Вторую, "страстную" триаду, составляют Венера (эллинская Афродита, богиня любви, вожделения и красоты), Вакх (эллинский Пан, бог вина, пьянства и плодородия) и Меркурий (эллинский Гермес, бог торговли, покровитель путешественников, воров и атлетов, посланник богов).
В третью триаду входят "законники"; это Юнона (Веста, эллинская Гера, жена Юпитера, на почве постоянных измен своего мужа сделавшаяся защитницей морали и добродетелей, богиня семьи и дома, деторождения и государственной казны), Диана (эллинская Артемида, вечная девственница, богиня целомудрия, луны, охоты и диких животных) и Марс (эллинский Арес, бог войны, легендарный отец Ромула и Рема и, таким образом, всей романской нации).
Наконец, четвертая, "инфернальная" триада состоит из Плутона (эллинский Аид, бог мертвых, владыка подземного царства, руд и драгоценных камней), Тревии (эллинская Геката, имеющая три лица - собаки, лошади и змеи, богиня зла, тьмы, колдовства, а также перекрестков) и Вулкана (эллинский Гефест, бог огня, металлургии, кузнечного дела и вообще ремесел).
Помимо богов, в игре ожидается изрядное разнообразие других мифических персонажей, как встречающихся в единичном экземпляре, так и образующих целые виды и народы. Это кентавры, химеры (помесь льва, козла и змеи), Цербер (трехглавый пес Плутона), куреты (Curetes, демонические люди-деревья, нечто вроде толкиеновских энтов, но более злобные), циклопы (делящиеся, между прочим, на две расы, из которых лишь одна - примитивные дикари, с коими пришлось иметь дело Одиссею, а вторая - цивилизованная, искусные ремесленники, помощники Вулкана), дактили (Dactyls, античный аналог фэнтезийных гномов с длинными руками и пальцами), фавны, нимфы во всем многообразии их видов (лесные - дриады, речные - наяды, морские - нереиды, луговые - лимониады, озерные и болотные - лимниады, горные - ореады, нимфы долин - напэи (Napaea), океанские - океаниды), фурии, змееногие гиганты, горгоны (убитая Персеем Медуза была отнюдь не единственной из рода этих женщин со змеями вместо волос), лестригоны (Laestrygones, великаны-людоеды, немного меньше гигантов), лярвы (Larvae, совсем не то, что вы подумали, а вполне классические европейские зомби), минотавр, менады (в отличие от прочих в этом списке, вполне реальные человеческие женщины, фанатичные последовательницы культа Диониса, которые, упившись до полной потери рассудка, носились по лесам и убивали всех на своем пути), форкиды (Phorcydes, разумные и агрессивные морские амфибии, выглядящие как помесь краба с осьминогом), сирены, еще одна разновидность ходячих мертвецов - воины-скелеты, Талос (первый робот, созданный Вулканом из бронзы для охранных задач) и вольты (Volta, еще одни разумные и агрессивные существа, выглядящие как прямоходящие волки с человеческими руками). Героям придется иметь дело и с обычными зверями - медведями, львами, тиграми, леопардами, вепрями, быками, оленями, волками, бойцовыми псами, крокодилами, змеями, скорпионами, орлами и т.д. Но, разумеется, самый опасный враг человека - это человек. Враждебные Романской Республике народы представлены карфагенянами, этрусками, фалисканами (северными соседями Ромы, некогда бывшими романскими союзниками, но затем предавшими), галлами, германцами, эллинами, самнитами, сабинянами и умбрианами, а также международными террористами, в смысле, происходящими из разных наций пиратами.
Графика в игре смотрится вполне пристойно, включая листву на деревьях (трава, правда, показалась мне менее убедительной). Мир Gods and Heroes: Rome Rising богат и разнообразен - здесь есть горы и леса, морские побережья и острова, реки и болота, города и деревни, поля и холмы, северная тундра и снежные вершины, а также различные мифические страны. Требования к "железу" по нынешним временам вполне умеренные, правда, хотя игра по модему (56К) и возможна, разработчики все же рекомендуют более быстрые способы подключения.
Запуск Gods and Heroes: Rome Rising должен состояться осенью этого года. Со временем размеры мира будут увеличиваться - разработчики обещают добавлять новые территории со всех четырех сторон света; планируется также добавление новых богов, народов и существ. Но, как и в большинстве массовых игр, с участников будет взиматься ежемесячная плата.