"Все думали, что лев умер, а он лишь прилег отдохнуть..." 1993 год ознаменовался выходом одной из самых интересных и оригинальных пошаговых стратегий года под названием "Massive Assault", которая смогла развернуть понятный лишь единицам жанр, где властвуют шестиугольники и воюющие едва различимые глазом пиксели, лицом к игровому сообществу. Оказалось, что варгейм, которому присущи все классические черты, может быть и красивым, и увлекательным. Отменный графический движок, разумный баланс сил, осваиваемый всего за пару тренировочных миссий интерфейс, наличие мультиплейерных возможностей, практически полное отсутствие конкуренции на игровом поле - таковы слагаемые успеха, залог признания критиков и предмет обожания поклонников "военных шахмат". Вскоре разработчики из Wargaming.net выпустили "Massive Assault Network", дополнение, ориентированное на онлайновые баталии, и вот теперь пришло время для первого add-on'a, встречайте - "Massive Assault: Phantom Renaissance" (в Америке и Европе - Domination).
На сколько-нибудь серьезные изменения, затрагивающие основы игры, замахиваться не стали, ограничившись лишь косметическими корректировками. Десять новых планет, два десятка неплохо проработанных одиночных сценариев, две новые кампании за Союз Объединенных Наций и Призрачную Лигу соответственно, возможность поиграть с единомышленниками не только в Интернете, но теперь и по локальной сети, парочка новых игровых режимов - Штурм и Карьера, да десяток новых юнитов для каждой из сторон межпланетного конфликта. А теперь остановимся на всем этом подробнее.
Сюжет, как и прежде, не балует наличием красивых роликов, ограничиваясь небольшими текстовыми брифингами перед миссиями. Повоевать вы можете как на стороне Лиги, которая вовсе не была уничтожена, а лишь затаилась на время, разрабатывая в своих секретных лабораториях новые модели смертоносной техники, так и за Союз, который этой самой Лиге пытается дать достойный отпор. Кампании состоят из цепочки последовательных миссий и ничем таким выдающимся от первоисточника не отличаются. Куда как интереснее было попробовать на зубок новые режимы, например "Карьеру".
Здесь вы выбираете в самом начале своего виртуального полководца в звании рядового (парадокс, однако - рядовые не командуют армиями, даже самыми что ни на есть маленькими), который, если повезет, сможет со временем дослужиться до маршала. Начальный ассортимент доступной техники явно не впечатляет, но по мере прохождения миссий вам начисляются очки, на которые можно приобрести новые навыки: возможность строить новые юниты, повышать их броню и т.п.
Весьма занятным является и режим "Штурм", где вы высаживаетесь с отрядом на остров, который контролирует до зубов вооруженный противник, и должны захватить несколько его баз. Сложность этого режима состоит в ограниченном контингенте техники и полном отсутствии тылов, которые бы исправно пополняли ваши ряды новыми кораблями, танками и самолетами. В общем, если прохождение обычных сценариев вам надоест, можете попробовать усложнить себе жизнь.
Кстати, к вопросу о технике. Если раньше нам было доступно 26 юнитов, по 13 для каждой из сторон, то теперь это число выросло до внушительных 36-ти. И Союзу, и Лиге добавили по одному новому оборонительному доту, и новому транспортному средству. У Лиги - это транспортный вертолет, а у Союза - боевая платформа, которая способна перевозить по морю или по суше любой сухопутный юнит, при этом разрешая ему стрелять. Новым атакующим монстрам Лиги с беспрецедентной огневой мощью в компании с завидной живучестью в лице наземного Булфрога и его морского аналога Левиафана Союз может противопоставить новую подлодку и боевой вертолет, который в отличие от самолетов не должен возвращаться после каждого хода на базовый аэродром и может зависать над любой точкой местности. Нельзя обойти вниманием и новые средства ПВО, у Союза оно прямо так и называется - "ПВО", а у Лиги - это Птерошилд. Эти уникальные юниты создают вокруг себя защитный купол, который неуязвим для ударов вражеской авиации с воздуха, хотя в тоже время абсолютно беззащитен при атаке с моря или земли. Видимо, чтобы серьезно не разрушать существующий игровой баланс.
В плане графики и звука серьезных изменений не произошло. Впрочем, у слегка причесанного графического движка, приводившего в изумление два года назад, еще остался порох в пороховницах, и райского вида тропические острова, отражающиеся в изумительной водной глади, по-прежнему не могут не вызывать восхищения. Помогает им в этом новая эффектная камера (авторы считают, что это очень похоже на трансляцию в стиле CNN), показывающая момент выстрела и поражения цели с наиболее зрелищного ракурса. С одной стороны зрелищно - да, но только не в тот момент, когда весь обзор заслоняет некстати подвернувшаяся скала, а такое, к сожалению, здесь порой случается.
В итоге получилось вполне ожидаемое дополнение, которое отличает стандартный для такого случая набор новшеств, включающий новые сценарии, игровые режимы и юниты. Так как за прошедшее время достойных соперников в стане пошаговых варгеймов так и не появилось, Phantom Renaissance, несомненно, представляет определенный интерес для всех поклонников стратегий. Хотя, конечно же, начинать знакомство с ним стоит с родителя - Massive Assault, игры, которая встряхнула заплывший изрядным жирком жанр, подарив ему новую жизнь. Надеемся, долгую и счастливую.