Жили-были роботы И снова речь пойдет о роботах. Не далее как месяц назад мы имели удовольствие полюбоваться на своих мониторах на проделки забавных героев нового компьютерного мультфильма "Роботы" в одноименной игре, как в дверь стучится очередное приключение под названием "Scrapland" ("Свалка") от команды разработчиков культового слэшера Severance: Blade of Darkness. Все роли в "Свалке" исполняют исключительно роботы, живущие в своем, особом мире. Со стороны и при беглом взгляде эти две игры очень даже легко спутать, хотя на самом деле отличаются они кардинально. Если в "Роботах" нас ограничивали узкими рамками небольших локаций и заставляли бежать по прямым рельсам бесхитростного сюжета, то "Scrapland" (честно говоря, недалеко ушедший в плане сюжета) просто потрясает обилием возможностей и преподносит на блюде с голубой каемочкой огромный, футуристический мегаполис, состоящий из нескольких больших районов и населенный сотнями роботов, который можно исследовать в свое удовольствие.
Исполнительный продюсер проекта, небезызвестный игровой дизайнер Американ МакГи (удививший в свое время всех своей неординарной трактовкой "Алисы"), даже сравнивает геймплей в Scrapland с GTA3. Хотя эти игры слишком разные, но доля правды в словах мастера все же есть. Судите сами. Мы можем летать на флаере по городу, заблудиться в котором проще простого, или заглянуть внутрь полицейского участка или муниципалитета (огромных многоуровневых комплексов - не пара комнат и коридор, как в GTA). Можно нанять личных охранников и даже перекинуться парой слов с любым роботом. И главное - всегда можно найти подходящее развлечение на собственную металлическую задницу. Хотите своровать с парковки любой корабль - нет проблем; построить новый или усовершенствовать уже имеющийся, обвесив его более мощными деталями - было бы желание; поучаствовать в гонках на транспортных магистралях города или смертельных битвах на аренах (по сути, тот же deathmatch) - извольте, бездумно уничтожать все что шевелится, собирая выпадающие из кораблей горожан денежки и повышая уровень тревоги, вызывая на себя гнев стражей порядка - всегда пожалуйста! Ну, а уж когда и это все наскучит - милости просим проходить сюжетные миссии, которые вобрали в себя все вышеперечисленное.
Сделавший сам себя.
С одной стороны, к сюжету слишком много претензий, чтобы считать его образцом для подражания, но с другой - затягивает прочно. И не отпускает, даже когда в очередной раз натыкаешься на дырки сценаристов, которым лень было кропать новые задания - к примеру, пара соседних миссий может отличаться друг от друга одним(!) словом. Даже диалоги переписать поленились. Например, то нас просят найти и сфотографировать чертежи оружия, то корабля. При этом все остальное остается неизменным - и разговоры с глупым наемником, и долгое дрейфование за его кораблем к секретному убежищу. В общем, все, что касается общения, в этой игре может только расстраивать. Разговаривать стоит только с ключевыми персонажами и только по поводу сюжетных заданий, все остальные - лишь марионеточные статисты, которые будут бубнить вам заученную пару дежурных фраз.
Итак, вы выступаете в роли робота-симпатяги Ди-Тритуса, который собрал сам себя из разного хлама на какой-то космической помойке, а затем в поисках острых ощущений прилетел на астероид под названием Свалка. На этом астероиде живут одни лишь роботы, а доступ людей (их говорящие железяки с пренебрежением называют "липкими") категорически запрещен. Когда-то давным-давно здесь жили люди, но после истощения ресурсов и превращения астероида в помойку они все побросали и улетели. А потом появились роботы и возвели свой город, который назвали Химера. Причем передвигаться по оному можно исключительно по воздуху - транспортное средство можно построить самому или просто украсть с ближайшей парковочной площадки.
Химера состоит из четырех главных районов: Центра, где располагаются муниципалитет и здание прессы; Торгового района с храмом с архиепископами и Великой Базой Данных; Промышленным районом, в котором находятся полицейский участок (интересно, почему копы постоянно воюют друг с другом?), банк и заведение Безумного Игрока; и, собственно, Свалки старых космических кораблей, ставшей приютом для наемников и полчищ кровожадных москитов. Роботы даже предусмотрели систему общественного транспорта (местный аналог "метро"), которая позволяет быстро попасть в любое здание или район, если лететь туда на корабле по какой-то причине расхочется. Ну, а как же рядом с новым местом окажется ваш корабль? Разработчики с честью вышли из этого затруднения, прикрепив к главному герою небольшое летающее существо Спут-Ник, способное моментально телепортировать из гаража любой из ваших флаеров, также он обучен ремонтировать его прямо во время полета.
По прибытии на Свалку Ди-Тритусу тут же подыскали работу журналиста в местном СМИ, поскольку по закону все роботы должны трудиться. Босс посылает Ди-Тритуса взять интервью у местного архиепископа, но тот загадочным образом погибает, сварившись в собственной масляной ванне. Все бы ничего, но погибает безвозвратно, что для роботов страшнее всего.
Необходимое пояснение. С тех пор как роботы разыскали на одном из старых кораблей Великую Базу Данных, они все обрели бессмертие. Достаточно заплатить немного скрэпсов (местная валюта) епископам в храме, которые нагло приватизировали Базу, за лишнюю жизнь - и после смерти вас в два счета восстановят из образа, записанного на матрице Базы. Таких матриц нет разве что у наемников, поэтому они умирают один раз и навсегда. Если же дополнительных жизней не окажется, то после очередной погибели вы живо загремите в тюрьму, из которой, впрочем, довольно просто выбраться, превратившись в крохотный степлер.
Но, вернемся к архиепископу. Кто-то стащил его матрицу, так что восстановить его не представляется возможным, и теперь он во всех смыслах умер. Кто бы это мог быть и главное - зачем? Зачем убивать роботов? Собственно, поиск преступника - и есть главная сюжетная линия. Поначалу подозрения падают на "липких", но за доказательствами придется еще как следует побегать. По ходу расследования Ди-Тритус носится по городу в поисках улик, пытается подкупить шефа полиции, который вскоре также погибает от лап непонятной твари, общается с таинственным роботом по имени Глубокая Глотка (поручик Ржевский - молчать!), простодушным журналистом Берто, владельцем местного игорного притона Безумным Игроком, мэром города, собственным боссом, а также его сексапильной невестой, ведущей теленовостей, Бетти. И вдобавок выполняет вагон и маленькую тележку различных почтовых поручений, из которых по большому счету вся игра и состоит.
Поди туда, поди сюда.
Всем от вас здесь чего-нибудь да нужно, одни потребуют устранить или припугнуть конкурентов, другие жаждут украсть чужую собственность, третьим подавай выигрыш в гонке или победу на арене над кланом противников (наглядная демонстрация по ходу игры возможностей мультиплейера). Зачастую помогать вам станут не бесплатно, да и покупка новых жизней или модернизация корабля недешево обходятся, поэтому и без пополнения кошелька новыми пачками скрэпсов здесь никуда. Заработать денег можно разными путями - уничтожая корабли, роботов и подбирая вываливающиеся из них дензнаки, истребляя хулиганов на Свалке, подрабатывая посыльным и перенося трубки, за которыми между посыльными порой разгорается настоящая война.
Заданий много, правда, разнообразных и интересных в обрез, и большая их часть связана с поисками чертежей компонентов кораблей или же самими кораблями. Например, скромный посыльный потребует от вас, чтобы вы украли для него сначала чертежи, а потом и корабль самого мэра! Чертежи эти разбросаны по всему городу и всего их в игре - 44 штуки. Когда у вас в кармане будут фотографии чертежей корабля, его двигателя, оружия, можете отправляться в ремонтную мастерскую (небольшой летающий "пепелац", формой напоминающий ржавый арбуз) бывшего наемника Расти, который поможет собрать из запчастей любой корабль. Заодно он разберет тот, который вы только что угнали, отвалив вам за него немного денег. Здесь же можно установить другой движок, навесить на свой корабль новое оружие или усилить броню корпуса. В общем, заниматься совершенствованием корабля или постройкой нового придется постоянно. Иначе вы просто не сможете выиграть гонку или выполнить поисковую миссию, когда требуется держаться вблизи от преследуемой цели, но не уничтожать ее. Также вам никак не светит со слабым оружием выжить в мясорубке командного матча, завалить мощного соперника или расправиться с прибежавшими на шум полицейскими (в отличие от той же GTA3 здесь отсутствует градация степеней тревоги - либо она есть, либо нет, третьего не дано). В одной миссии даже потребуется устроить настоящий хаос - каждые двадцать секунд убивать какое-нибудь летающее корыто. Отчасти эту задачку облегчит покупка наемников, они любят глушить ртуть в игорном заведении и требуют в качестве оплаты не деньги, а лишние жизни (хотя все же странно, они ведь не имеют матриц, как же их тогда восстанавливают?), но без крутого корабля с убойным вооружением все равно не обойтись. Как ни крути.
Всего в игре имеется несколько десятков моделей кораблей и шесть типов пушек, каждую из которых можно прикрепить к любому и вдобавок модернизировать, (участвуя в "Безумных ставках", организованных не менее Безумным Игроком) улучшая точность, скорострельность. В наличии два вида пулеметов, электрическая дуга, бьющий наповал луч антивещества, самонаводящиеся ракеты и ультимативная ракета "инферно", способная уничтожить практически любого врага с одного попадания. Боеприпасы довольно быстро заканчиваются, хотя они здесь как раз не являются проблемой - разбросаны в виде бонусов через каждые несколько десятков метров.
Все роботы хороши, выбирай на вкус.
Жизнь начинает кружиться волчком, когда вы откроете для себя возможность превращаться в любого из 15-ти различных роботов, которую Ди-Тритус получает в начале игры от старого фотоаппарата. Скажем, персонаж будет разговаривать с вами, только если вы пожалуете к нему в образе определенного робота. Или вы просто физически не сможете куда-то попасть, не превратившись в крохотный степлер, или же догнать, не обернувшись летающим оком или шустрым посыльным. Для превращения достаточно кликнуть на робота, находясь с ним рядом, или же разыскать терминал Базы Данных и выбрать понравившуюся "шкурку" из менюшки. Только помните, что подобные деяния считаются здесь незаконными, так что если вас кто-нибудь заметит, поднимется тревога, и придется долго и упорно бегать от копов, пока тревогу не отменят. Каждый из роботов обладает своей уникальной способностью. Чтобы ее нельзя было использовать постоянно, срок действия ограничили полоской энергии, которая, впрочем, довольно быстро восполняется. Заигрывания с "уникальностью" авторы немного не докрутили, всучив большей части железяк лишь разное "оружие". Например, Ди-Тритус способен пробегать "сквозь" роботов, уничтожая их, а Бетти бьет рукой в пол, вызывая адскую волну, аннигилирующую сразу целую толпу, медбратья могут оглушать всех своим огромным молотком, епископы же, не мудрствуя лукаво, просто убивают светящимся лучом. Из других способностей могут пригодиться мошеннические навыки банкиров, способных воровать деньги прямо из карманов у доверчивых горожан, или "slo-mo" чиновников, которые запросто замедляют время (сделано, кстати, довольно эффектно). Менее востребованными, но все же далеко не бесполезными способностями обладает дружок Берто и посыльные, испускающие ослепительный луч (роботы, получив такой разряд, на мгновение замирают), и мэр города, усыпляющий любого робота своими речами, и даже парящее око, что может, указав на робота, в момент сделать его преступником, за которым начнут все охотиться.
Ослепительное сияние Свалки.
Если где-то разработчики чего-то не доделали или недокрутили, то это никоим образом нельзя отнести просто к потрясающему графическому движку, знакомство с которым начинается с главного меню, чем-то напоминающее фееричную "Гегемонию". Яркие и запоминающиеся текстуры, потрясающая архитектура, множество занятных анимаций и приятных глазу мелочей - твердая пятерка без каких-либо сомнений. Впечатляют как районы города, среди которых можно летать бесконечно, просто встраиваясь в транспортный поток, или наблюдая за многочисленными заварушками, и вы не встретите даже двух одинаковых зданий, так и безразмерные помещения местных публичных учреждений, которые можно ставить в пример всем начинающим дизайнерам. Модели кораблей и роботов также заслуживают самых высоких оценок, как и сочные спецэффекты, проявляющиеся во время использования оружия или разных способностей роботов. В общем, смотрите лучше скриншоты, при этом имейте в виду, что статичная картинка при всем желании не сможет передать всю красоту, многообразие и насыщенную жизнь, бьющую через край в Химере. Пожалуй, ничего более впечатляющего в плане графики в этом году пока еще не выходило.
Симпатичные мелодии вполне органично вписываются в общий фон, заметно оживляясь в момент перестрелок. Голоса героев удачны, впрочем, стоит слегка наподдать локализаторам из "Акеллы", которые наделали изрядное количество ошибок, в результате чего путаются задания или вас направляют по неверному маршруту. Благо разработчики встроили в игру систему подсказок, так что запутаться будет довольно сложно - просто следуйте за желтой стрелочкой, указывающей на сюжетного персонажа или объект, и вы никогда не заблудитесь.
Управление осуществляется мышкой и курсорами. Сохраняться, несмотря на кроссплатформенность, разрешается в любой момент, хотя при загрузке вы все равно окажетесь на ближайшей парковке.
Упомянем и мультиплейер, который, честно говоря, здесь ожидаешь увидеть в последнюю очередь. Поддерживается игра по сети или Интернету в 6 стандартных режимах, включающих Deathmatch, захват флагов, территории и их командные варианты. Приятный сетевой довесок для любителей командных побоищ.
Шедевр с оговорками.
Scrapland - игра с огромным потенциалом, часть граней которой осталась неотшлифованной. Движок и все возможности для его использования авторы сделали, а вот нанизать все ключевые задания на сценарный стержень, к сожалению, получилось лишь отчасти. Уж больно много здесь дешевых самоповторов из разряда copy/paste, которые еще можно было бы проглотить в какой-нибудь аркадке-однодневке, но не в подобном масштабном проекте. Чего там именно не хватило - времени на разработку или денег, мы разбираться не будем, но пропускать этот отменный образчик современного игростроения в любом случае не советуем. Да и однообразные миссии или зацикленные и односложные диалоги, скорее всего, вы просто вскоре перестанете замечать, потрясенные и очарованные открыточными видами местного мегаполиса, залитого ярким светом эффектной иллюминации, и поистине безграничной свободой действий.