Братья по крови или Клонированный спецназ В далекой-далекой галактике могущественная Торговая Конфедерация объявила войну Республике. Используя армию боевых дроидов, Конфедерация успешно наступала, нанося войскам Республики поражение за поражением. Спасти положение могло лишь чудо... И оно явилось - в виде армии искусственно выращенных воинов. Армия клонов. Солдаты из пробирки, созданные для войны, ничего не знающие, кроме войны и живущие ради войны.
Двигатели десантного транспорта ровно гудят, ведя машину над поверхностью планеты. Снаружи - плотный заградительный огонь противника. Всполохи лазеров, разрывы ракет и падающие корабли... И наши, и вражеские. Внутри - голограмма командира, невозмутимо зачитывающего детали миссии. Затем - прыжок, рывок троса и трое братьев рядом. Короткий приказ: "Дельта, сгруппироваться!", и вот четверо коммандос, держа оружие наизготовку, углубляются в джунгли планеты Кашиик, с целью оказания поддержки рассеянным отрядам вуки. Короткая схватка с патрулем - и вот мы уже возле вражеской базы. Две вышки с часовыми, ракетная турель и несколько человек охраны. Оглядываемся вокруг - хорошие камни для укрытия. "Take sniper position!" - и "седьмой" несколькими выстрелами снимает охрану трандонианских работорговцев, пока мы из снайперской винтовки снимаем противника, сидящего в турели. Отзываем "седьмого" и быстро двигаемся к воротам. "I need that turret, Delta!" - "шестьдесят второй" быстро занимает позицию за рычагами ракетной турели. "Engage door breach!" - "седьмой" занимает позицию справа от двери, в то время как "сороковой" быстро устанавливает заряд. "Ready!" - боец отбегает в сторону. Негромкий хлопок заряда, открывающиеся двери. "Седьмой" не глядя швыряет гранату внутрь. Взрыв. Рывок - на полу два трупа, а чуть подальше - несколько солдат противника. Вопль в шлемофоне: "Ambush!", плюющаяся ракетами турель и вражеские воины, сыплющиеся, как горох, из-за стен. Выстрелы бластеров и винтовок, взрывы гранат и ракет, короткая, но жаркая рукопашная, забрызганный визор шлема. "That for Delta 22! Or 23?.."
"Republic Commando" - тактический шутер от первого лица. Главный герой, Дельта 38 - командир подразделения Дельта, в составе 4 человек, основная задача которого - выполнение диверсионно-разведывательных операций. Вместе с ним на задания выходят трое братьев-клонов: Дельта 07, Sev - снайпер, Дельта 40, Fixer - хакер, Дельта 62, Scorch - взрывник. Каждый из бойцов - самостоятельная боевая единица, способная "найти и уничтожить".
К чести разработчиков, они смогли избежать большинства недостатков игр подобного жанра. Профессиональное заболевание тактических шутеров - полное отсутствие тактики или наоборот - множество излишних наворотов, которые игрок просто не успевал использовать во время боя. В "Republic Commando" все привязано всего лишь на одну(!) клавишу. Спрашиваете, как ухитрились? Очень просто - на каждой миссии есть множество активных объектов, при активации которых команда выполняет определенный маневр. Разбросанные ящики, камни и стоящие перила позволяют бойцам занять: 1) снайперскую позицию (боец занимает укрытие и отстреливает врага из снайперской винтовки), б) гренадерская позиция (боец кидает гранаты), в) гранатомет (боец использует гранатомет). Правда, к сожалению, сменить статус позиции невозможно - если уж она "снайперская", то поменять ее на гренадерскую никак невозможно.
Помимо ящиков и камней, нам неоднократно встретятся еще несколько активных объектов:
1. Аптечки - область применения очевидна.
2. Тела тяжелораненых товарищей - павшие ребята из нашего отряда не умирают, а только валяются на земле. Применение реанимационного набора возвратит бойца в строй, с половиной здоровья.
3. Места для установки взрывчатки - обычно это что-то, блокирующее наш путь (коробки или стена, к примеру) или же модули дроидов, постоянно извергающие из себя все новых и новых железных солдат.
4. Компьютерные консоли - используются для скачивания данных или активации объекта (обычно для прохождения задания), а и иногда и для скрытного открывания двери ("тихое проникновение")
5. Дверь - активация "Door breach maneuver". Пожалуй, самое зрелищное действие - члены отряда занимают позиции согласно "регламенту": двое за углом, спиной к косяку, один устанавливает заряд. После установки боец отбегает в сторону (так же за угол), а после взрыва - в открытую дверь летит граната. Что характерно - граната метается в полуприседе, спиной к взрыву.
6. Противник - возможность сгруппировать огонь всех бойцов на одной, отдельно взятой цели.
7. Объекты-ловушки - на уровнях нередко попадаются бочки с горючим или энергетические батареи. Их можно подорвать гранатой - а можно установить небольшую мину. Стоит врагу пройти мимо - как произойдет небольшой "бадабум".
И все это активируется одной лишь кнопкой "использовать", причем если командир ("тридцать восьмой") стоит вплотную к объекту, то необходимое действие он выполнит сам, а если чуть в стороне - отдаст приказ соратнику. Существуют еще 4 команды, активируемые другими клавишами - стандартные "Найти и уничтожить", "Сгруппироваться", "Держать позицию", "Отступаем".
Понятное дело, все это было бы бессмысленным, если бы не еще один ключевой фактор, столь часто хромающий в тактических шутерах (да и не только в них). Речь идет об искусственном интеллекте, который отвечает за поведение наших товарищей в той или иной ситуации, и который зачастую больше мешает, нежели помогает. Однако и здесь "Republic Commando" обошел большинство (если не сказать всех) своих конкурентов. Наши соратники грамотно занимают позиции, прикрывая друг друга и лидера (то бишь нас). После отдачи приказа его отправляется выполнять ближайший не атакованный боец, а не просто ближний, как это водится. Во время перестрелки никто не лезет на рожон, не забывая быстро переключаться на вибронож в случае рукопашной схватки. Практически не застревают и не отстают - редкие исключения вроде заклинившей двери лишь подчеркивают правило.
Для выполнения задания все наши бойцы экипированы по высшему разряду. Лазерный пистолет DC15, штурмовой бластер DC17, снайперская винтовка, бронебойный гранатомет и ручные гранаты. Помимо этого у каждого бойца в костюм встроен вибронож, каждый носит реанимационный набор для возврата в строй тяжелораненых. Командир может поднимать оружие убитых противников (если они соизволили что-то оставить) вроде базуки, аналога дробовика или тяжелого пулемета. Сделав шаг в сторону от реалистичности, разработчики оставили боеприпасы соратников неограниченными, в то время как нашему герою постоянно приходится следить за количеством оставшегося боезапаса.
Дальнейшее описание геймплея наполнено восторженными охами и ахами. Нет, "Republic Commando" не является идеальной игрой - мелкие огрехи и некоторое ощущение вторичности не дают возможности сказать, что это однозначный хит. Мелкие ползающие твари, плюющиеся кислотой и вылупляющиеся из яиц... Ничего не напоминает? Шустрый дроид с шестом а-ля "лазерный двулезвийник"... А так приятно было, что из джедаев в игре засветился лишь мастер Йода, да и то в буквальном смысле этого слова - на голограмме. Тем не менее - забеги по коридорам и вышибание дверей динамично сменяются борьбой с гигантским дроидом-пауком. Стремительный штурм помещения переходит в его оборону от выбегающего из всех дверей противника. А периодическая дезактивация роботизированных модулей, которые раз за разом выпускают из своих отсеков новых солдат? При этом игра наполнена кучей маленьких скриптовых сценок - вроде бойца вуки, вырывающегося из плена, попутно размазывая по стенке кучу ящероподобных трандонианцев. Или наш собрат "07", выпрыгивающий из-за угла и втыкающий вибронож в очередного дроида-скавенджера. Рядовой, отстреливающийся от кучи насекомых, и гибнущий, когда на него кто-то падает сверху (дежа вю?). Причем, все эти сценки происходят по ходу дела - то есть игра не останавливается, и всегда можно пробежать дальше, не заморачиваясь ничьими проблемами.
Радиоэфир наполнен комментариями соратников, что уже давно стало хорошим тоном в области игростроения, но и главный герой перестал быть "тварью бессловесной". Множество фраз и фразочек вроде "Regroup, Delta" или "Red-green-red or green-green-red?" ("62" устанавливает взрывчатку) дополняют игровой процесс, делая его более живым и реалистичным.
О графике можно сказать немногое и преимущественно эпитетами. Все модели грамотно и красиво нарисованы, двигаются как живые существа, а не как Буратино. Всполохи энергощитов, капли дождя или пятна масла на визоре, а после этого - сияющая полоска очистителя. Хотя больше всего разработчикам удался задний план. Нет, не просто статичный бэкграунд, а крейсера, ведущие перестрелку или осуществляющие сброс десанта. Звенья истребителей, проносящиеся мимо, или падающий транспорт. Хотя, наверное, самым могучим зрелищем был выход корабля Конфедерации из гиперпространства и последующая битва с ним крейсера Республики - слон и Моська на футуристический лад.
Про звук слов еще меньше. Разве только как в том бородатом анекдоте про привычное эхо. Один только звук выстрелов дроида охотника (того самого, что катается как шарик) чего стоит. А все эти переговоры самих коммандос? В коротких тирадах каждого просвечивает личность, а не просто серая безликая масса статистов.
В общем, если вы еще не поняли, что "Star Wars: Republic Commando" необходимо приобрести в свою коллекцию, то сейчас самое время это понять. Конечно, не идеал. Налицо чрезмерное смещение геймплея к аркадности: неограниченный боезапас подчиненных, невозможность умереть (редкие случаи вроде падения с высоты или попадание под закрывающиеся створки заводских шлюзов лишь подчеркивают правило), бронированные противники, гибнущие от пистолетных выстрелов (правда, стрелять нужно очень долго) или объекты, которые можно взорвать зарядом, но нельзя подорвать из базуки. Можно попенять и на короткую продолжительность игры. И, тем не менее, голливудский размах и качество, отличная графика и звук, а главное - динамичный геймплей служат надежным гарантом интересного времяпровождения.