В гостях у Смекайлы Российская киноиндустрия понемножку набирает обороты, все активнее обставляя выпуск в прокат очередного фильма определенным списком "сопутствующих товаров". Мягкие игрушки, майки, различные аксессуары ну и, конечно, наши любимые компьютерные игрушки. Вынужден признать, что мультфильм, по мотивам которого сделана данная игра, мне видеть не довелось. С другой стороны, это позволит объективнее рассматривать "Незнайку и Барабасса" именно как игру, а не как приложение к фильму. Тем более что оно отнюдь не бесплатное.
Сюжет игры в основном следует сюжету мультфильма, а потому нам предоставляют сомнительное удовольствие заплатить два раза за одно и то же, бодро сообщив об "огромном количестве роликов из оригинального мультфильма". И что еще хуже, качеством данные ролики явно не вышли, конкурируя разве что с пиратской видеокассетой, перед этим неоднократно перезаписанной. Кстати, заставки разработчика и издателя в начале игры получились просто отлично. Вопросы, вопросы...
Оставим пока качество видео в покое. От отечественного квеста мы ждем в первую очередь профессиональной озвучки, искрометного юмора и сногсшибательного сюжета. Тем более, в квесте для детей. Все лучшее - детям! Так как же, не подкачали авторы? Увы-увы. Мультфильм озвучивали сплошь одни знаменитости, но по большому счету в игре говорит один Незнайка, потому что основная масса диалогов между персонажами вынесена в видеозаставки. Для сравнения, в нежно любимом Monkey Island каждая подзаборная мартышка считала своим священным долгом разразиться юмористическим монологом на полчаса - только успевай кликать. В "Незнайке" персонажи отличаются странной молчаливостью. Сам Незнайка время от времени отпускает комментарии вроде "сейчас попробуем", или "пошла, родимая!" (при виде бутылки с подозрительной мутной жидкостью), но в целом болтливостью не страдает. Даже агент влияния негодяйского Барабасса беззвучно переносит попадания из рогатки, повиснув на телеграфных проводах. Спартанец, не иначе...
Непосредственно про озвучку Незнайки можно сказать одним словом - раздражает. Голос подобран неудачно. Через 10 минут игры у меня возникло желание залезть в настройки и сделать так, чтобы Незнайка замолчал. Навечно. Музыка неплохая, но может быть, излишне бодрая и привлекающая к себе слишком много внимания. То, что хорошо для кино, не всегда подходит для компьютерной игры.
Возвращаясь к кино, хочу заметить, что сочувствую тем кто смотрел полнометражный мультфильм, а потом по второму разу купил ЭТО. Традиции советской мультипликации, похоже, утеряны окончательно. Построение диалогов и манера подачи не оставляют ощущения основательности и профессионализма. В известном советском мультфильме "Жил-был пёс", где Джигарханян озвучивал волка, а Бурков, соответственно, пса, персонажи чуть ли не половину мультфильма молчали, а зритель все равно отлично чувствовал состояние каждого героя. В "Незнайке" - сплошное месиво. Местами решительно нельзя разобрать что происходит, герои бубнят себе что-то под нос. На общем фоне выделяется разве что Хазанов, говорящий голосом попугая Кеши из другого известного советского мультфильма. Ну, на то он и Хазанов.
Незнайка и Барабасс в своей игровой реализации отличается редкостным для квеста минимализмом. На красочных задниках рука дизайнера поразительно скупо разбросала активные предметы. К тому же, персонаж не может перейти на другой экран, прежде чем игрок не решит текущую загадку. Старые квесты, бывало, требовали на картинке с пастбищем снять с коровы колокольчик, чтобы через два часа игрового времени отдать его пастуху. А если не взял - сам виноват, вали на пятнадцать экранов назад. И это в лучшем случае. Были, помнится, квесты в золотой период этого жанра, в которых пропуск одного предмета был равносилен смерти героя или невозможности пройти игру и загрузке с самого начала.
В этом отношении, "Незнайка и Барабасс" - идеальный детский квест. Никакого пиксель-хантинга! Все наглядно и предмет, по которому нужно щелкнуть, вычислить совсем несложно. Или найти путем простого перебора, что при минимальном количестве предметов в инвентаре так же не составляет труда. Плюс это или минус - решайте сами. С одной стороны, игра теряет в интересе, с другой - сохраняет хрупкие детские нервы от фрустраций при попытках понять логику взрослых дядь-разработчиков. Загадки сами по себе настолько просты, что даже я, никогда особо с квестами не друживший, прошел две трети игры меньше чем за час. Как мне кажется, это даже для детской игры перебор. Впрочем, на диске не указано, на какую возрастную категорию ориентирован "Незнайка", так что не будем гадать. Может быть, от трех до пяти лет, откуда нам знать?
Также в "Незнайке" есть мини-игры, ставшие теперь обязательным атрибутом любой уважающей себя детской игры. Из всех увиденных потенциал был у двух: сборка фоторобота Барабасса и разрезание на слова перепутанной телеграммы. Только в первом случае было слишком мало вариантов, а во втором вся "перепутанность", свелась к переворачиванию предложения задом наперед. Аркады с поездкой на мини-поезде и полетом на самолете - банальщина, сто раз уже было. К тому же опять все излишне упростили.
Остается еще сказать о технической реализации и интерфейсе. Вообще, в такой небольшой по масштабам игре проблем с ними вообще не должно быть, но в "Незнайке" как раз все по-взрослому. Открываем правым кликом инвентарь. Левым кликом берем предмет. Теперь если нужно его положить обратно и взять другой предмет, даже не думайте левой кнопкой щелкнуть в панели инвентаря. Нет, ни в коем случае! Щелкните правой кнопкой, чтобы закрыть инвентарь. Потом еще раз правой, чтобы увидеть курсор, а вот теперь еще раз правой, чтобы открыть инвентарь и взять предмет. Что касается технической реализации, то я впал в прострацию, когда увидел, как подтормаживает комп, отрисовывая проносящиеся мимо поезда пальмы. В системных требованиях - "Пентиум 200", на дворе - март 2005 года. Ау, разработчики! В остальном игра весь период тестирования вела себя прилично.
Покупать или не покупать? Вопрос неактуальный. Потому что, когда в родителя вцепляется дитё с криком "Хочу Незнайку!" - родитель купит. Куда он денется... Другой вопрос, оценит ли дитё потом подарок. Бедный Незнайка подвергнулся родовому проклятью игр, сделанных по лицензии. Создается ощущение, что диск склепали, "чтобы был". Опять же, любой ребенок, видевший советские иллюстрации к "Незнайке на Луне", неминуемо начнет задавать вопросы. Почему такой блеклый Незнайка? Почему у большинства персонажей цвет лица запойных алкоголиков или шахтеров с урановых рудников? Опять вопросы... Для себя я на них ответил выставленным рейтингом.