Дарвину и не снилось Независимую компанию Introversion отличает ряд интересных особенностей. У трех ее основных сотрудников нет офиса, а работают они на собственных компьютерах в свободное время. В поисках издателя для своих продуктов они готовы путешествовать по родной стране с презентацией, сделанной своими силами в Power Point. Вместо того чтобы нанять маркетолога, они просят потенциальных покупателей посчитать, сколько копий их игр продается в ближайшем магазине, и сообщить об этом. Коммерческий успех для них означает лишь возможность уделить больше времени следующему проекту, а их оригинальные работы без труда получают внимание прессы и одобрение критиков. Их первая игра - Uplink (Сеть) - рассказывала о нелегкой жизни хакеров, а на создание второй - авторов вдохновил стиль видеоигр прошлого.
Еще в 2002 году началась работа над игрой Future War, впоследствии получившей название Darwinia. По первым задумкам, на поле боя в режиме мультиплеера должны были сойтись сто тысяч спрайтовых солдат. Управление осуществлялось с высоты птичьего полета, поэтому об ощущении контроля над происходящим не могло быть и речи. Радикальные изменения привели к новому дизайну и полному исчезновению мультиплеера, по той причине, что авторы сами пока не знают, каким образом его можно привязать к получившейся игре.
Сюжет Darwinia повествует о том, как в начале 80-х годов профессор Sepulveda (названный так разработчиками в честь одной из улиц Лос-Анджелеса, по которой они когда-то проезжали) изобрел серию компьютеров нового поколения Protologic, призванную управлять всеми существующими консолями. Информация о небольших технических неполадках просочилась в прессу, которая позаботилась о том, чтобы раздутый скандал свел продажи новинки до нуля. Ученый удалился от дел и призадумался, как ему поступить со скопившимися на складах машинами.
Дальнейшие эксперименты показали, что соединение большого количества компьютеров друг с другом позволяют добиться колоссального синергетического эффекта. Sepulveda решает создать уникальный мир, населив его виртуальными жителями, которых он прозвал дарвинианцами. Первых колонистов исследователь наделил важными способностями: думать, общаться и учиться, и они стали быстро эволюционировать, приобретая новые знания и извлекая опыт из совершаемых ошибок. За появление новых жителей отвечало специальное хранилище, по расписанию пополняющее популяцию. После смерти душа виртуального человечка отправлялась на небеса, обогащая все сообщество.
Игра начинается с экскурсии по виртуальному парку развлечений, когда обнаруживается несчастье, постигшее жителей. Вирусная инфекция поразила души дарвинианцев и стала постепенно разрушать результаты работы ученого. Именно на плечи игрока и возлагается нелегкая задача по спасению мира и его жителей. Сюжет оказывается весьма запутанным, но настолько детально проработанным, что авторам даже пришлось удалить из игры различные документы, посвященные переписке, статьям и интервью профессора.
Если игра Uplink подразумевала различные концовки, то Darwinia содержит лишь кампанию, ведущую к конкретной цели - полному уничтожению вирусов. На протяжении различных уровней игрокам придется посетить все уголки страны и выполнить там определенные задания. Впрочем, разработчики позаботились о наличии альтернативных миссий, чтобы с возникновением трудностей на каком-либо уровне игра не заканчивалась, хотя при должном упорстве пройти ее можно менее чем за сутки.
С первым уровнем глазам открывается огромная разлинованная карта, включающая холмы, горы, равнины, деревья и даже водоемы, в которых циркулирует непонятная жидкость, а позднее появятся еще менее понятные конструкции большого размера. Около вашей базы уже суетятся спасшиеся дарвинианцы, а чуть поодаль местность патрулируют вражеские черви. На последующих миссиях изменяются лишь цели, декорации и количество врагов.
Все попытки управления традиционными методами вроде выделения рамочкой своих подопечных сразу терпят неудачу, потому что для общей организации предусмотрен набор ключевых персонажей. К примеру, для ведения военных действий используется отряд пехоты, включающий командира и нескольких подчиненных. Основное вооружение отряда составляет лазерная пушка, но есть и дополнительный арсенал (граната, ракетница, вызов воздушной поддержки), недоступный вначале. На месте убитых врагов и собратьев остаются души (цифровые ДНК). Если успеть подобрать такую инженером, прежде чем она исчезнет, ее можно доставить в инкубатор и превратить в здорового дарвинианца. Если же эта ценность достанется врагу, то он ее использует для увеличения численности своей армии.
На местности также можно обнаружить поврежденные здания, представленные 3 основными типами. Контрольная башня отвечает за активацию ближайших построек, но вначале ее необходимо перепрограммировать с помощью инженеров. Затем можно вернуть к жизни установки телепортации: радар, перемещающий ваши отряды на небольшие расстояния к местоположению другого радара и портал, осуществляющий сообщение с различными регионами Дарвинии.
Большую часть времени вы будете путешествовать по карте, отыскивая требуемые объекты, наводя порядок в округе и заодно избавляясь от часто встречающихся противников (всего - 8 видов). Последние отличаются способностями к быстрому размножению и присутствием интеллекта, предпочитая, например, группироваться для атаки. Самые примитивные Virii опасны лишь в большем количестве, а вот мутировавшие из них сороконожки состоят из множества мелких частей и отступают при угрозе своего поражения. Пауки умеют прыгать и обладают иммунитетом к действию лазеров, а боевые муравьи при поддержке улья могут составить грозную силу, мгновенно перерабатывая души умерших в своих собратьев. Пример статичных недругов - растение Triffid, забрасывающее окрестности яйцами при приближении ваших солдат, а вот похитители душ, напротив, летают.
Роль командного пункта вашей базы выполняет Панель задач. Именно с ее помощью вы можете ознакомиться с активными поручениями, вызвать новых юнитов или заняться исследованиями. Активную помощь оказывает профессор, которого можно попросить разработать новые образцы вооружения и защиты, увеличить вместимость базы и т.д. Ресурсов как таковых вы здесь не найдете, однако жестким ограничением числа юнитов является свойство главного компьютера поддерживать лишь 3 единицы одновременно, но в будущем этот показатель можно увеличить. Таким образом, заказав (бесплатно) вначале 2 отряда пехоты и инженера, вы сможете свободно переключаться между ними через Alt-Tab, но новых юнитов вы не получите, пока имеющиеся не погибнут или вы их не уволите.
Довольно долго придется привыкать к выбору самого эффективного оружия для уничтожения конкретного противника. Смену активной пушки нужно осуществлять мгновенно, потому что враги расправляются с вашими солдатами в считанные секунды. В вашем распоряжении появится и специальная машина, используемая для быстрой транспортировки юнитов. Этот броневик умеет превращаться в статичный турель. Велико значение офицеров, назначаемых вашим распоряжением из обычных дарвинианцев. Именно командный состав обладает способностью вести за собой жителей или приказать им отправиться в определенную точку. Важность этой возможности обусловлена тем, что иногда вам придется доставлять своих подопечных через всю карту к порталам.
Отсутствие обучающего режима компенсируется тем, что по нажатию одной кнопки можно начать просмотр серии подсказок, которые сохраняются в базе, чтобы вы могли еще раз их увидеть в любой момент. Левая кнопка мыши отвечает за перемещение, правая - за ведение огня, их одновременное нажатие - за активацию вспомогательной пушки. Еще нужно запомнить несколько клавиш для управления камерой и масштабирования. Традиционного интерфейса с набором иконок вы не увидите, а важные моменты отображаются на дополнительных экранах. Если же вам захочется создать какой-либо юнит, то курсором мыши на сенсорном экране придется нарисовать его фирменный знак (треугольник, недостроенный квадрат), также производится выбор оружия и назначение офицеров. К этому привыкаешь не сразу, но потом вы будете удивляться, насколько это просто. Проблемы с pathfinding'ом приводят к тому, что двигаться следует отрезками, иначе солдаты утонут или застрянут в тупике.
Анализировать графическое исполнение в отрыве от основной идеи нельзя. Авторы создали уникальный мир, каждая деталь которого позволяет полнее раскрыть сюжет. Здесь есть несколько интересных спецэффектов, но не так много анимации. Дарвинианцы - плоские зеленые фигурки, которые вполне подошли бы на роль персонажей дорожных знаков. Солдат с хорошо различимыми пикселями можно было бы использовать в наборе футуристических шахмат, а мерцающих врагов - на неоновых вывесках. Забавно наблюдать, как лазерный луч рикошетом отскакивает от различных углов поверхности, противники пытаются превратить ваших людей в пыль, а за оставленными на месте убитых точками прибывают добытчики, бережно их собирая.
Если выбросить из игры звуковой файл, то ее вполне можно уместить на пару дискет, что говорит о многом. Музыкальным сопровождением занимались 2 звукорежиссера, составлявшие половину команды разработчиков. Основная часть треков выполнена в духе электронной музыки, но встречаются и красивые минорные мелодии, исполненные на фортепиано. К сожалению, эти композиции звучат лишь в заставках или между миссиями. Эффекты также являются неотъемлемой частью общей атмосферы.
Разработчики уже готовят версии игры для Linux и Macintosh, а сообщество поклонников трудится над созданием модификаций и фан-сайтов. По достоинству оценить и понять результат усилий смогут далеко не все, однако тем, кто с ностальгией вспоминает о первых прославившихся видеоиграх, определенно стоит поближе познакомиться с Дарвинией.