Правда о средних векахЛуна льет свет на мирные дома,
Способствуя мечтанью и томленью...
А через год опять придет чума
И скосит половину населенья.
YuN Несмотря на цифру 2 в названии, это уже третий продукт в "замкостроительной" серии от студии FireFly. Второй, Stronghold: Crusader, представлял собой дополнение, сделанное на том же движке, что и первая игра. Теперь движок полностью переписан, и новый Stronghold предстанет перед нами не в изометрической проекции, а наконец-то в реальном 3D, что не только намного симпатичней и реалистичней выглядит, но и облегчает жизнь в плане обнаружения, например, брешей в стенах, которых в прошлых играх с их фиксированной перспективой можно было не заметить вовсе.
Но трехмерный движок - это далеко не единственное новшество. Игра стала существенно реальнее не только визуально, но и по сути. Среди множества нелепых мифов и предрассудков, свойственных современному массовому сознанию, один из широко распространенных, особенно среди романтически настроенной публики, состоит в идеализации средневековья. Его распространенность тем более удивительна, что в наше время (в отличие от столь симпатичной им эпохи) в школе учились практически все и должны хотя бы на уровне школьной программы знать, что представлял из себя мир в ту эпоху.
Это был мир крайней жестокости, междоусобных войн, пыток и казней, мир узаконенного беззакония, где феодалы, лишь формально признававшие власть короля, творили на своих землях любой произвол, мир тотальной неграмотности и диких предрассудков, где не то что простонародье, но даже многие из дворян не умели читать и писать (собственно, именно благодаря этому обстоятельству появились гербы на рыцарских щитах - за неумением пользоваться буквами господам аристократам приходилось выражать свои фамилии и девизы картинками), мир жуткой антисанитарии и медицинской дремучести и, как следствие, постоянных эпидемий. Те, кто вздыхает о временах благородных рыцарей и прекрасных дам, были бы очень удивлены, оказавшись в сыром и холодном рыцарском замке, где люди спали вповалку с псами, а то и со свиньями (я уж не говорю о том, что эти благородные господа вытворяли со своими крестьянами - а бывало, что и с себе подобными), а рядом с какой-нибудь принцессой просто не знали бы, куда деваться от вони немытого много месяцев тела...
Так вот, в Stronghold 2 средневековая жизнь показана без прикрас. Включая и уже упоминавшуюся антисанитарию. Мало того, что жители средневековых городов-крепостей, вынужденные ютиться внутри периметра стен, жили весьма скученно, на узких улочках, где порой не могли разъехаться два всадника, так в этих городах еще и не было канализации. Все отходы, от фекалий до помоев и мусора, обычно выливались и выбрасывались из окон прямо на улицу (в качестве особого достижения цивилизации мог существовать специальный час - где-нибудь глухой ночью - в который позволялось это делать). Соответственно, та же проблема присутствует и в игре. Если ничего не делать, зловонные кучи будут расти и способствовать распространению заразы. Более того, отходы служат пищей для крыс, которые начинают бурно размножаться и разносить заразу еще быстрее. Бороться с этим можно несколькими способами. Самый простой - создание службы мусорщиков, которые вывозили бы отходы с улиц и сваливали их в специальные ямы. Для борьбы с крысами можно дополнительно привлечь сокольничьих, чьи питомцы годны отнюдь не только для аристократических охот, но и для прозаической функции санитаров города.
Добавились и другие экономические цепочки (а также новые здания, которых будет на 60% больше, чем в первой игре). Например, пчеловоды поставляют воск, который служит сырьем для изготовителей свечей, которые, в свою очередь, приобретаются священниками, помогающими поддерживать лояльность простонародья. Кстати говоря, простой народ тоже будет вести себя реалистичней. Церкви и кабаки - основные места, которые простой люд посещал помимо работы в своей скудной на развлечения жизни - были, правда, и в прошлых играх, но присутствовали там слишком абстрактно, в духе тех экономических стратегий, где обо всем происходящем узнаешь по цифрам и графикам. Теперь же вы сможете наблюдать за крестьянами и ремесленниками не только во время работы, но и в часы досуга, когда они посещают церковные службы или пьянствуют в кабаках (от большого веселья затевая даже танцы на столах; не знаю, как насчет драк). Вы можете поддерживать их лояльность, устраивая фестивали, турниры и пиршества, но можете избрать и совершенно иной стиль, подавляя недовольство железной рукой. Пытки и публичные казни в игре тоже присутствуют, причем тоже не абстрактно - вы можете наблюдать это достаточно крупным планом.
В вашей жизни как сюзерена тоже появятся новшества. В частности, у вас будет свой "ресурс", а именно честь (точнее, видимо, репутация). Вы можете повышать свой авторитет, попросту ведя достойную жизнь, посещая церковь и успешно управляя своим владением. Способствуют его росту и устраиваемые вами пиры (кстати, в то время как крестьяне в повседневной жизни довольствуются хлебом, сыром, яблоками и пивом, для аристократического стола потребны гуси, свиньи, угри, фрукты и вина, и все это надо выращивать и производить). Еще способ повысить репутацию - построить монастырь, в котором монахи будут от руки переписывать книги; чем больше книг будет в вашей личной библиотеке, тем большее уважение вы заслужите - если не ученостью, то по крайней мере богатством, ибо стоили рукописные книги очень дорого. Впрочем, и "производство" их требует больших вложений и времени. Как влияют на репутацию пытки и казни, пока не очень понятно (но вообще в ту пору грозных правителей нередко уважали даже больше, чем милостивых). Нужна же репутация для нескольких полезных вещей, в частности, она определяет, какое количество рыцарей вы сможете привлечь под свои знамена (вы сможете также производить в рыцари своих вассалов и отдавать им в управление захваченные крепости).
И тут самое время поговорить о боевых действиях, ибо, конечно же, дальнейшее развитие получила не только экономическая, но и военная составляющая игры (включая появление новых видов солдат и оружия). Вам придется отражать нападения различных врагов - не только соседей-феодалов, но и викингов (еще одна незаслуженно романтизированная категория - на самом деле эти грубые и безжалостные морские разбойники держали в страхе всю прибрежную Европу). Но сидеть в глухой обороне вам ни к чему - вы можете атаковать своих соседей и присоединять их земли, пока не подчините себе все королевство. Все это, конечно, требует как строительства мощных укреплений, так и производства оружия и осадно-штурмовых приспособлений, для чего вам потребуются соответствующие мастерские и работники.
Реализм значительно возрос и в военной области. Если прежде стены замка можно было проколупать обычным оружием, то теперь с подобной чепухой покончено, и вам придется использовать реальную тактику средневековья. То есть вашим бойцам придется либо перебираться через стены с помощью приставных лестниц и осадных башен, либо уж если пытаться разрушить вражеские укрепления с помощью тяжелых таранов, баллист и т.п. В свою очередь, для защиты замка можно возводить несколько поясов стен и назначать точки сбора, куда отходят солдаты в случае, если противнику удается преодолеть очередной рубеж. При этом пикинеры будут сдерживать натиск штурмующих, прикрывая отход остальных.
Помимо прочих достоинств, новый трехмерный движок позволяет любоваться крупными планами боевых действий, в том числе - внутри зданий (чтобы заглянуть внутрь, достаточно просто навести мышку). Вы увидите бои на винтовых лестницах, закрученных, в полном соответствии с исторической правдой, по часовой стрелке, дабы штурмующим снизу было менее удобно пользоваться оружием, чем обороняющимся (в предположении, что те и другие правши). Соответственно, обороняющиеся на лестницах имеют преимущество (средневековые замки вообще были очень крепким орешком - недаром покончить с вседозволенностью феодалов удалось лишь с распространением артиллерии).
Кстати говоря, для анимации используется технология "motion capture", что позволяет сделать ее более живой и реалистичной, чем обычно бывает в стратегиях. Среди других возможностей движка - различные типы местности, включая устья рек, горы и плато, динамическая вода, качающиеся на ветру деревья и разнообразная фауна, от птиц в небе до крыс под ногами. Вы сможете создавать новые расцветки мундиров для своих солдат и украшать стены замка своими флагами и знаменами - или же головами казненных на пиках. Правда, к сожалению, движок не поддерживает ни смены времени суток, ни смены времен года.
В целом разработчики обещают нам "самое реалистичное изображение осадной войны и жизни в замках, какое когда-либо встречалось в компьютерных играх". Так ли это, мы сможем проверить уже этой весной.