Приказано взять живым Что-то в последнее время все чаще приходят известия о скорых продолжениях серий, в которых ничего нового не выходило уже несколько лет. Фанатов это, конечно, порадует, пессимисты могут побрюзжать на тему исчерпания новых идей у разработчиков, вынуждающего тех цепляться за старые брэнды. Впрочем, и разработчики-то за прошедшие годы нередко успевают смениться. В частности, разработкой SWAT занимается студия Irrational Games, ранее к сериалу не причастная. Кстати, любопытно, что действие SWAT 3, выпущенной более 5 лет назад, происходило как раз в 2005 году - и вот теперь этот год станет годом выхода SWAT 4.
При всем при этом новая игра действительно во многом напоминает предыдущую. Вы - сержант в американском полицейском спецназе SWAT, и, командуя группой из пяти опытных бойцов (включая вас), должны утверждать закон и порядок там, где сложно справиться обычным полицейским - это ситуации освобождения заложников, контртеррористических операций, сложных арестов (например, когда необходимо взять преступников с поличным во время крупной мафиозной сделки или добраться до хорошо охраняемого криминального босса, которого к тому же надо взять непременно живым) и т.п. (в общей сложности в однопользовательской кампании будет не то 13, не то 14 миссий). Правда, действие теперь происходит не в Лос-Анджелесе, а в некоем вымышленном городе (надо полагать, дабы не связывать себя ограничениями лицензии лос-анджелесского полицейского департамента).
Как и в SWAT 3, упор делается на необходимость выполнения операций минимальной кровью; не только абсолютно недопустима гибель заложников и вообще мирных граждан (такое сразу же приводит к провалу миссии), но и подозреваемых следует брать живыми, применяя оружие на поражение лишь в случаях непосредственной угрозы жизни полицейских или мирных жителей. Впрочем, это не значит, что американский спецназ склонен к церемониям в духе института благородных девиц. Когда ваш отряд врывается в помещение, его задача - арестовать и заковать в наручники всех, кто там находится, а уж кто из них террорист, а кто заложник, разбираются потом. Конечно, заложникам обидно терпеть такое от родной полиции, зато есть гарантия, что террористам не удастся уйти, смешавшись со своими жертвами. Впрочем, и преступники, и мирные граждане могут не захотеть подчиняться, даже видя наведенное на них оружие. В этом случае их можно усмирить с помощью слезоточивого газа или электрошокера. Можно, конечно, и выстрелить куда-нибудь в ногу, но это лишь в том случае, если есть твердая гарантия, что перед вами преступник; ранение невиновного хотя и не означает автоматического провала миссии (в отличие от случая его смерти), но заметно снижает ваши очки.
Таким образом, в вашем арсенале будут различные вспомогательные средства - газ, шокеры, ослепляющие и шумовые гранаты, резиновые пули, а также специальные устройства, такие, например, как инструменты для вскрытия запертых дверей или optiwand - что-то вроде миниатюрной видеокамеры, позволяющей заглядывать в щель под дверью или за угол. Но, конечно, и обычного оружия будет более чем достаточно - например, карабин Colt M4A1, крупнокалиберные полуавтоматические винтовки, дробовики Benelli M4 Super 90 и Nova Pump, автомат GB36S, пистолеты 45 калибра и т.д.; практически все виды оружия имеют два вида боеприпасов. Каждый боец снаряжается отдельно (это можно делать с нуля, но для удобства имеются несколько наборов по умолчанию - для штурма, для преодоления заграждений, для разведки и для обездвиживания) и может нести основное и дополнительное оружие, а также 5 дополнительных предметов, куда могут входить 3 вида несмертельных гранат, инструменты для вскрытия дверей, оptiwand и некие заряды С4.
Освоиться со всем этим вы можете в тренировочном режиме перед началом кампании. Миссии самой кампании, как водится, предваряются брифингом, на котором ставятся общие и частные задачи. По ходу операции вы можете отдавать команды четверым своим подчиненным и как единой группе (в этом случае они обозначаются кодовым словом ), и как двум образующим ее парам ( и ) по отдельности (переключение между этими тремя осуществляется клавишей Tab). Интерфейс стал проще и удобнее (хотя для фанатов сохранена возможность опционально использовать интерфейс SWAT 3). Основной его принцип - вы наводите прицел на тот или иной объект (одушевленный или неодушевленный) и получаете контекстно-зависимое меню возможных действий - краткое по умолчанию, более полное при нажатии на правую клавишу мыши (скажем, для двери это могут быть варианты: открыть отмычкой, взломать замок, высадить взрывом, с учетом последующих возможных действий - ворваться внутрь и приступить к зачистке или сначала бросить туда газовые или световые гранаты). У каждого спецназовца на шлеме установлена видеокамера, что дает вам возможность, в прямом смысле, взглянуть на ситуацию с разных точек зрения (можно использовать с той же целью и телескопические прицелы снайперов с меняющимся увеличением).
В игре будет 4 уровня сложности (Easy, Normal, Hard и Elite). На низшем из них для прохождения миссии достаточно выполнить все поставленные на брифинге задачи. На остальных трех уровнях необходимо к тому же набрать минимально требуемое число очков (50, 85 и 90 из 100 возможных, соответственно). Количество очков зависит от того, насколько живыми и невредимыми остались мирные граждане, подозреваемые и сами полицейские, насколько грамотно и эффективно применялось оружие и спецсредства и насколько правильно (в соответствии с реальными полицейскими процедурами) вы взаимодействовали со своими подчиненными. Проваленную миссию, естественно, придется переигрывать, причем начальная расстановка NPC будет уже другой.
В игре будет 4 многопользовательских режима, включая один кооперативный, в котором вы можете пройти те же миссии, что и в однопользовательской кампании, вместе с товарищами. Среди других режимов - стандартный deathmatch и командное противостояние (в том числе в варианте, где команда террористов устанавливает бомбы, а команда спецназовцев должна успеть их обезвредить, причем террористы, естественно, будут этому мешать - кстати, местоположение бомб придется определять по громкости звука детектора, без визуального указания). В одной сессии смогут участвовать до 16 игроков.
Игра делается на движке Vengeance, являющегося модификацией движка Unreal. Это обеспечивает хорошую физическую модель (баллистика, рикошет, пробиваемость различных преград и т.п.) и достаточно качественную графику - не свободную, правда, от угловатостей (лица выглядят нормально, а вот с конечностями и ремнями дела обстоят хуже), зато реалистичность текстур просто великолепна, да и внутренний антураж помещений (в том числе - заваленных всяким хламом и обломками) очень правдоподобен.
Вступить в американский спецназ можно будет в начале апреля.