Войны телепатов. Среди сезонной волны ничем не примечательных шутеров от третьего лица нет-нет, да и мелькнет что-то необычное. К использованию героями паранормальных способностей (их иногда с легкостью заменяют и всякого рода технические приспособления) вроде перемещения "силой мысли" предметов на расстояние или "рентгеновский взгляд" сквозь стены мы уже, вроде бы, привыкли. Каждый второй герой боевиков обладает чем-то подобным. Чем, казалось бы, еще здесь можно удивлять? Впрочем, компания Midway, которой мы обязаны появлению Mortal Kombat и прошлогоднему атмосферному ужастику The Suffering, удивлять-то особо и не собирается. Они просто-напросто собрали все самые интересные, на их взгляд, пси-способности, сделав их ключевой фишкой в своей новой стрелялке. Прибавьте добротную, хотя и далеко не хитовую графику и внушающий уважение физический движок и получите - Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy.
Поначалу все вполне стандартно и ожидаемо: бегаем по невзрачным коридорам и стреляем по суетящимся солдатам. Снова бегаем и снова стреляем. Ни графика, ни геймплей за душу не хватают. Сюрпризы начинаются, когда герой, вспоминая свое прошлое, по мере прохождения обретает все новые и новые пси-способности. Вот тут-то и взрывается заложенная разработчиками бомба, ибо действо моментально превращается из рутинных "пострелушек" в изобретательный stealth-action, предлагающий массу хитроумных вариантов расправы над противниками, неожиданные решения головоломок, а также всякие прочие приятные бонусы. Пожалуй, редко какая игра, вышедшая за последнее время, предлагает так смачно поиздеваться над "пушечным мясом" (между прочим, официальное название ваших противников), но к этому мы еще вернемся, а сначала уделим внимание сюжету.
Генеральские амбиции.
Конечно, предлагаемая нам история богата на зажеванные штампы (главный злодей и его марионеточные сподвижники замахиваются на мировое господство) и даже не пытается это скрывать, но играть это, честно говоря, не мешает. Итак, вы выступаете в роли Ника Скайера, секретного агента американской правительственной организации "Врата Разума". Эта организация была создана с целью поиска и тренировки медиумов всех мастей для проведения по всему миру секретных шпионских операций. Экология на планете ухудшается с каждым годом, и феноменальные способности, вызванные изменениями на генном уровне, наблюдаются уже в младенчестве. В результате людей, обладающих способностями к телекинезу или ясновидению, становится все больше. Поэтому и недостатка в притоке новых кадров "Врата" не испытывают.
Проблемы начинаются, когда один из подававших большие надежды телепатов, по кличке Генерал, выходит из-под контроля и сколачивает свою собственную армию медиумов. С какой именно целью - и предстоит выяснить Нику, которому стирают память и забрасывают в логово "Движения" - преступной организации, возглавляемой Генералом. Там его поджидает двойная агентша Сара Блейк, которая помогает Скайеру по кусочкам восстановить свою память. На пару с этой отчаянной девицей Ник путешествует по секретным базам Генерала, который, в свою очередь, жаждет собрать воедино все кусочки могучего артефакта Монолит (по слухам, имеющего непосредственное отношение к минувшим мировым войнам), а также постепенно вспоминает все свои утраченные пси-навыки. Заодно превращает в капусту всех фаворитов злобного маньяка, чтобы в финале покончить и с самим Генералом.
В общем, для второсортного комикса - сюжет в самый раз.
Арсенал пси-агента.
А теперь перейдем к самому вкусному - пси-навыкам Ника Скайера. Во время своих первых "глюков" (вспышек воспоминаний, возвращающих в прошлое и запускающих небольшие тренировочные уровни) он вспомнит, что некогда неплохо владел основами телекинеза. То есть попросту мог поднять в воздух силой воли небольшой предмет и, повертев его там, запустить в любую сторону. На практике этот навык (к слову, весьма напоминающий возможности гравитационной пушки из Half-Life 2) очень пригодится, чтобы швыряться ящиками в людей, хотя поднимать в воздух последних, колошматить ими о стены и кидать друг в друга также не возбраняется. Можно также, оторвав от земли человечка, расстрелять его там, пока он беззащитно барахтается в невесомости. Прочих способов применения этой интересной способности просто масса: ставим ящики друг на друга и забираемся повыше; с расстояния в добрую сотню метров хватаем за шкирку снайпера на вышке и легким движением сбрасываем его вниз; "притягиваем" к себе автомат или аптечку, которые расположены на другом этаже; приподнимаем перед собой ящик и "несем" его, прикрываясь от очередей охранных пушек; наконец, встав на ящик, можно приподнять его в воздух вместе с собой(!), чтобы "долететь" таким макаром до ранее недоступных мест. Впрочем, не только вы умеете швыряться предметами. Один из ваших врагов, шкафоподобный лысый негр Баррет, является мастером телекинеза, в чем вам придется убедиться на собственной шкуре. Когда в вас начинают кидаться не просто ящиками, но грузовыми контейнерами и даже железнодорожными вагонами - это производит впечатление! Кстати, победить его очень просто, если не уворачиваться от вагонов, а просто спрятаться за вышкой, которую ничто не в состоянии разрушить, и оттуда методично добить его ящичками - только я вам этого не говорил.
Конечно, все вышеизложенное было бы невозможно без толкового физического движка, в качестве которого авторы решили использовать набирающий обороты Havoc. Надо сказать, что в Psi-Ops его возможности не так сильно уступают тому же H-L2, просто предметов на уровнях встречается поменьше. В остальном - пирамиды из ящиков и бочек, которые запросто построить со своим-то телекинезом, разлетаются или раскатываются в стороны, задевая соседние и ломая доски, весьма похоже. Ну, а включенный вентилятор запросто засосет туда вашего противника, если запустить его в подходящий момент.
В качестве следующего навыка Нику вернули удаленное видение. На самом деле ничего особенного этот навык собой не представляет, к тому же сделали его весьма криво. В момент использования душа как бы вылетает из тела (сам герой остается стоять неподвижно) и носится вокруг, проникая сквозь стены, запертые двери и т.п. Например, можно выяснить маршрут перемещения патруля до того, как вламываться внутрь какой-нибудь комнаты. По идее, душа должна летать как угодно, но ее почему-то заставляют перемещаться, как если бы вы это делали ножками. Поэтому сквозь стены можно "пролетать" в этом режиме далеко не через все, да и банальный ящик на пути может стать непреодолимым препятствием.
Ваши возможности почти что неисчерпаемы, в отличие от... вашего запаса энергии. Как только "мана" закончится, вы станете самым обычным солдафоном. Чтобы этого не произошло, необходимо высасывать из врагов Psi Power, пополняя свои запасы. Это позволяет сделать очередная способность - захват разума. Только не путайте его с захватом контроля над разумом - что обеспечивает совсем другой навык. Итак, высасывать энергию можно как у живых людей, незаметно подкравшись со спины, так и... у трупов. Живые дают гораздо больше энергии, в конце процедуры "выкачки мозгов" их головы феерично взрываются, но и заполучить ее намного сложнее. Облегчить задачку по восполнению "психической маны" призваны бонусы: по уровням наравне с аптечками и патронами разбросаны и емкости с пси-энергией.
А теперь о контроле над разумом. Ник способен взять в свои руки управление любым персонажем, естественно, исключая боссов (других бывших пси-агентов, что переметнулись на сторону Генерала) и монстров. При этом управление использует стандартную раскладку, как и у главного героя. Контроль пригодится не только чтобы, например, оказавшись в шкуре военного, сперва перестрелять всех товарищей, а потом спрыгнуть с крыши, избавив Скайера от необходимости тратить патроны, но и для решения многих головоломок. Так, рядом с хранилищем данных необходимо в течение пяти секунд нажать две кнопки, чтобы открыть дверь. Сделать это вы не сможете чисто физически, потому что кнопки располагаются в противоположных помещениях, да еще через холл. Выход один - встать рядом с первой кнопкой, захватить контроль над техником рядом со второй, нажать ее, быстро "прийти в себя" и надавить собственную. Или еще ситуация: вы становитесь на контейнер, переключаетесь на солдата, которым залезаете в кабину крана и давите рычаг, контейнер перевозит вас на новое место. Еще контроль над людьми поможет отключить тревогу или открыть запертую изнутри дверь.
Ближе к середине игры вам на голову свалится новое развлечение - пирокинез. Простой взмах руки - и в противников летит огненная волна, поджигающая все легко воспламеняющиеся предметы на своем пути (солдаты загораются, кстати, ничуть не хуже деревянных ящиков). Нечто среднее между огнеметом и файерболом. Забаву можно усилить, если, к примеру, сперва поджечь ящик, а потом телекинезом запустить его в противников или же, выстроив цепочку из ящиков и взрывающихся бочек, поджечь самый крайний, а потом любоваться, как все они постепенно взрываются и сгорают в ярком пламени.
Осталось рассказать про последнюю пси-способность - "просмотр ауры", которую можно сравнить с ночным или инфракрасным зрением, и при помощи которой разработчики попытались немного растянуть прохождение. Врубив это иллюзорное зрение, вы увидите степень тревоги противников, следы на полу, надписи и трещины в стенах, за которыми находятся секретные проходы, а также невидимые в обычном состоянии мины и летающих монстров.
На ауру надейся, а сам не плошай.
Кстати, о монстрах. Хотя типов противников здесь не так чтобы много, но воевать с ними на самом деле интересно. В наличии всего три вида солдат, зомби и вышеупомянутые твари, не считая навороченных боссов (битва с каждым из которых - отдельная песня) и практически безобидных ученых и рабочих. Вояки, например, грамотно закидывают вас гранатами и прячутся потом за ящиками и колоннами. Если играть не на легком уровне, где можно запросто расстрелять всех из автомата, наплевав на stealth с высокой колокольни, а на normal и выше, то приходится постоянно осторожничать, передвигаясь по стеночке и выглядывая из-за угла. Дабы ненароком не схлопотать пулю. Можно, конечно, использовать и удаленное видение, но это если только пси-энергии не жалко.
Помимо пси-способностей не обошелся Ник и без стандартного стрелкового вооружения, без которого просто немыслим любой современный шутер. Наборчик выложили, прямо скажем, небольшой, зато знакомый и практичный. В арсенале имеется пистолет с глушителем, автомат, дробовик, штурмовая и снайперская винтовки. При стрельбе из снайперки, во время прицеливания, ствол все время "водит" из стороны в сторону, добавляя тем самым реализма и... одновременно раздражая. Можно еще до кучи пострелять и из огнемета или базуки, но только когда вы возьмете под контроль врага, вооруженного этим оружием. При нехватке патронов добить нападающих можно банально руками и ногами, хотя красивых "финтов" или приемов не ждите.
Что касается графики, то в этом плане "Psi-Ops" звезд с неба не хватает. Редко где встречаются отражающие поверхности, а текстуры преобладают все больше мрачноватого серого или коричневого оттенков. Зато уровни получились интересными, хотя и очень небольшими по размерам. Противники не балуют разнообразием, но смотрятся живенько и не приедаются, а спецэффекты при использовании пси-способностей раскрашивают экранную палитру во все цвета радуги. Огонь слегка неестественен, зато ярок и дым коромыслом. Порадовали и запоминающиеся битвы с боссами, которых расставили в конце каждого уровня, и просто немыслимое количество видеороликов весьма неплохого качества (из почти трех гигабайт установленной игры на жестком диске около двух(!) занимает одно только видео).
Звук вполне добротный, а местами даже атмосферный. Топот приближающихся шагов позволяет определить местоположение патрульного (и зачастую спасти собственную жизнь), подозрительный фоновый эмбиент, как в хорошем триллере, нагоняет напряженности, а реалистичный свист пуль над ухом и взрывающиеся динамичными композициями колонки во время потасовок заставляют убавить громкость, дабы не нервировать подозрительных соседей.
Из недостатков можно упомянуть отсутствие мультиплейера, систему сохранения посредством чекпойнтов, небольшое количество уровней (числом 8), некоторые ляпы с управлением (вроде редких подтормаживаний или пошаливания камеры), да излишне темный фон, видимо, специально созданный для демонстрации ярких ментальных шоу.
Глоток свежего воздуха.
Итого: очень симпатичный и оригинальный шутер от третьего лица, который берет не столько графикой и эффектами, сколько занятным игровым процессом. Столь же нетривиальным, сколь и забавным. После мрачного Suffering'a разработчики сделали упор не на страхе, а на использование особых навыков, подкрепленных возможностями движка, и, в общем-то, не прогадали. Не будь всех этих пси-способностей, и мы получили бы очередную попсовую приставочную стрелялку, а не симпатичный инструментарий для собственного самовыражения. Хотите пристрелить негодяя из автомата, а, может, желаете поджечь, кинуть в него ящик, придавить прессом, заставить подбежать к взрывающейся бочке и самому в нее выстрелить, поднять в воздух и сбросить с большой высоты или шмякнуть о стену? Выбор, что называется, за вами. В общем, всем поклонникам шутеров с изюминкой настоятельно рекомендуется для более близкого знакомства.