Математика в картинках Одним прекрасным вечером в дверь одного обычного дома постучали. Радушный хозяин Горди, не задумываясь, открыл дверь и обнаружил на пороге злобный вирус, который, не спросив разрешения, перешагнул через порог и напал на компьютер, готовясь стереть все игры и испортить программы. Горди недолго горевал, вспомнив, что с другой стороны экрана скучает герой, способности которого можно пустить в нужное русло и покончить с проделками вредного короля вирусов Пайдера...
Специалисты компании Compedia - не новички в своем деле. Уже более 15 лет они занимаются созданием и распространением обучающих компьютерных продуктов для детей различных возрастов. Тематика их проектов охватывает начальные ступени воспитания, естествознания, логики, чтения и творчества. Однако в данном случае речь пойдет об игре, цель которой - помочь детям развить базовые навыки арифметики и геометрии. Приквел Math Attack назывался Gordi and the Math Invaders и даже получил награду от одного из специализированных журналов.
Прежде чем начать игру, следует уделить некоторое время обучающему режиму. Учебник включает 15 глав, содержание которых имеет прямое отношение ко всем мини-играм, которые встретятся в дальнейшем. Игрокам предстоит овладеть распознаванием двух-, трех- и четырехзначных чисел, построением и чтением столбчатых диаграмм, определением видов треугольников и углов, сложением, вычитанием, умножением, обратным отсчетом десятками, сотнями и тысячами. Во время урока придется листать тетрадь с картинками, внимательно слушая инструктора, который обозначит все необходимые определения и правила. К чести игры, в конце каждого урока даются главные выводы, чтобы все пройденное ранее было проще усвоить. Для того чтобы обучение не выглядело слишком скучно, авторы плавно "разбавили" лекционный материал несколькими шутками и анимационными вставками.
Можно либо сразу загрузить любую из 7 мини-игр, либо начать кампанию, где они же (плюс некоторые бонусные) будут открываться последовательно. Каждое задание состоит из нескольких этапов и предполагает 3 уровня сложности. Например, в простейшем случае придется оперировать с двузначными числами. Если же испытуемый чувствует себя более уверенно, то ему предложат уже четырехзначные примеры. Собственные достижения можно сохранять, что довольно удобно, но следует помнить, что при загрузке продолжить приключение придется с начала последнего открытого уровня.
Удивляет то, что первая миссия здешней кампании является одной из самых трудных. В процессе сбора энергетических монеток вам выдадут корабль и поставят на некое подобие гоночной трассы, состоящей из трех рядов, между которыми можно свободно перемещаться. В правой части экрана появляется искомое число. На пути вам встретятся враги, представленные вирусами и их главарем, столкновение с которыми отнимает жизненную энергию. Растратив запас здоровья, уровень придется переиграть. Некоторые участки дороги заминированы, поэтому таких мест необходимо своевременно избегать, перестраиваясь в соседний ряд. В вашем распоряжении также имеется пушка, с помощью которой можно уничтожать противников, из которых вываливаются монетки различного достоинства, представляющие тысячи, сотни, десятки, единицы, из которых и нужно собрать требуемое число. Если, ошибившись, вы взяли лишнюю монетку, то первые несколько раз вам это простят, а затем опять-таки заставят начинать приключение сначала. Сложнее всего дается получение чисел, оканчивающихся восьмерками и девятками, т.к. монеты с номиналом в единицу попадаются здесь реже всех остальных. На последующих этапах скорость передвижения по трассе резко возрастает, поэтому ненужные монеты подбираются просто потому, что вы не успели от них увернуться. Если же предмет находится на большом расстоянии от вашего корабля, то его можно притянуть специальным лучом. Бонусными вещами также является защитные экраны, временно предохраняющие от столкновений с минами и противниками.
На экране с диаграммами по лабиринту начинают перемещаться байты информации, которых нужно схватить сачком прежде, чем ими успеет полакомиться вирус. Захватив подопечного, его нужно транспортировать в правую часть экрана, определив в нужную ячейку, исходя из шести доступных типов. Идентификация осуществляется посредством отличительных признаков (наушники, усы), а также форм и цветов объектов. Конечно же, дополнительные призовые очки можно будет заработать, вовремя собирая призовые предметы (радиоприемники, подарки и бриллианты). После спасения требуемого количества байтов злодея ждет голодная смерть, а игрока - вопрос по созданной диаграмме. На глаз необходимо будет быстро определить равные столбики или тот из них, в котором объектов меньше (или больше), чем в остальных. В случае неправильного ответа будет предоставлена вторая и последняя попытка, но уже с другим вопросом.
На следующей трассе перед глазами будут возникать геометрические фигуры, а от игрока попросят опознать их в течение нескольких секунд. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа. На простейшем уровне сложности нужно определять углы (острые, тупые, прямые), на среднем - треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний), на наивысшем - углы треугольника. В таком же виде подготовлены примеры на умножение.
Вирусы вплотную подобрались и к компьютерной памяти. На экране будут летать 3 задачки на сложение, а в инвентаре имеется десяток мухобоек с цифрами. Сложение осуществляется в столбик, и вам нужно перетаскивать по одной цифре на каждый разряд чисел примера. Так, чтобы получить результат суммы чисел 200 и 102, вначале необходимо выбрать 2, затем 0 и 3. Неправильные или слишком задержавшиеся ответы признаются неудачей и заполняют один из 9 блоков памяти, представляемой вначале вполне здоровым старичком. Если вирусы одерживают верх, то его здоровье будет быстро ухудшаться, а справиться с противником непросто, ведь, разделавшись с одним примером, на экран тут же прибывает новый.
Задания на обратный отсчет являются бонусными, т.е. доступными лишь в кампании. Вначале вы увидите число, а затем ваш корабль будет двигаться по туннелю. Достигнув развилки, вы должны выбрать тот путь, в названии которого присутствует число, меньшее первоначального на 10, 100 или 1000 единиц. На следующем перекрестке эта операция повторяется, но первоначальное число заменяется результатом от предыдущего действия.
Следующая игра выполнена в классическом стиле Space Invaders. Только здесь вам демонстрируется задачка по вычитанию, а на кораблях пришельцев написаны цифры. Вам необходимо сбить те объекты, которые являются цифрами ответа к данному примеру до тех пор, пока вирусы не разрушат 5 плиточек, символизирующих поселение. На сложных уровнях появляются более трудные задания, однако данное упражнение неплохо развивает устный счет, только кораблики перемещаются настолько медленно, что иногда приходится стрелять через собственные домики, чтобы быстрее достать нужные цифры.
В финальной схватке вы встретитесь с королем Пайдером. Хотя он постоянно меняет окраску, победить его можно, лишь стреляя из специального пистолета, заряженного краской из ведерок. Если цвета амуниции в пушке и Пайдера совпадут, то последний уменьшится в размере. Для победы эту процедуру необходимо безошибочно повторить около 20 раз, что не так уж и легко. Если вы промахнетесь, то Пайдер станет еще больше и начнет еще быстрее выводить из строя лампочки вашей машины, которых всего 7 штук. Как только последняя потухнет, вы проиграете.
Все управление осуществляется с помощью стрелочек на клавиатуре и мышки. Звуковых эффектов слишком мало, а единственным достоинством музыкального сопровождения является его ненавязчивость. Хотя бы во время озвучивания авторы неплохо поработали и даже записали вводный обучающий курс по каждой мини-игре. Знание английского языка требуется на уровне выше среднего, т.к. лексика изобилует математическими терминами.
Графический примитивизм выражается в низком разрешении, минимуме анимации, не везде хорошо проработанных фоновых картинках. Еще одной отличительной чертой здесь является чередование ярких и красочных уровней с блеклыми и серыми.
Странно, но похоже, что разработчики так и не смогли точно определить возрастные рамки, на которые ориентирована игра Math Attack. К примеру, в мануале фигурирует период от 7 до 9 лет, в сравнительной таблице продуктов компании на сайте - от 7 до 11 лет, в пояснениях к этой таблице - от 4 до 8 лет, а на посвященной игре странице - от 7 до 10 лет. Все-таки к истине ближе всего первый вариант, однако бедное визуальное оформление и слишком уж заметное однообразие геймплея вряд ли надолго удержат детей у экрана. По непонятным причинам в игру не попало деление, которое является неотъемлемой частью основ арифметики. Видимо, все дело в различиях образовательных программ, ведь данная игра создавалась по курсу второго класса американской школы.