Стальной поток Чем знаменита компания Simulations Canada? Неискушенные пожмут плечами, а ветераны только многозначительно покивают головами. Потому как SimCan когда-то была издателем Bravo Two Zero, бескомпромиссного симулятора мировой ядерной войны, ни больше ни меньше. А еще автором двух наиболее реалистичных и детализированных симуляторов современной глобальной морской войны: Northern Fleet и Red Sky in the Morning (кстати, ядерное оружие было и в этих двух играх). Но былые заслуги остались в прошлом, и теперь SimCan выпустила тактический симулятор войны в Европе. Ясно, что с Советским Союзом, с кем же еще?
Циферками, клеточками и танками теперь никого не удивишь. Что есть в Flashpoint Germany необычного? В первую очередь, это система "continuous time", вроде той, что использовалась в Combat Mission. Игрок сначала отдает приказы подчиненным подразделениям, а потом происходит исполнение приказов, причем игрок уже не в состоянии влиять на ситуацию до следующей фазы отдания приказов. Таким хитрым способом симулируется запаздывание приказов в бою. Не секрет, что многие игроки портят себе удовольствие, постоянно используя методику save/load в играх. Ведь наибольшее удовлетворение мы получаем когда, казалось, все висело на волоске, но мы смогли превзойти врага. Система "continuous time" поощряет именно такой стиль игры, поскольку как в Combat Mission, так и в Flashpoint Germany, потери среди войск и постоянные сюрпризы - нормальное явление.
Далее. Flashpoint Germany, по любым меркам, довольно простая по своей реализации игра и попадает именно в категорию игр, а не учебных программ. Особенно если сравнивать её с Tac Ops. Пехоты нет совсем, игровое пространство сведено до квадратиков, хотя опыт Tac Ops показал, что в играх тактического масштаба вполне уместно и даже полезно непрерывное игровое пространство. Обсчет эффектов оружия явно недотягивает по реалистичности до Point of Attack 2 (в PoA 2 одних только видов оружия 781 единица). При этом налицо довольно симпатичный интерфейс и красочная (по меркам жанра, конечно) графика. Видимо, Flashpoint задумывался как некий переходный вариант варгейма, в который мог бы играть среднестатистический геймер. Увы, как мне кажется, и для него игра окажется все лишь слишком абстрактной и лишенной интереса. Просто не найдет на диске того, что ожидал. Тем не менее, Flashpoint Germany позволяет настраивать уровень реализма и сложности, изменяя такие опции, как наличие и эффективность средств радиоэлектронной борьбы и возможность ограничить максимальное количество приказаний, выдаваемых за ход. Кроме того, есть ряд опций, еще больше облегчающих жизнь новичкам, вроде отключения "fog of war".
Еще в игре есть возможность использовать ядерное оружие, удары авиации и артиллерии. Уже по самому набору этих средств видно, что это "фичи" игры. Сложно себе представить, как советский командир батальона запрашивает ядерный удар по позициям противника. Это в принципе невозможно. Полное отсутствие пехоты - на мой взгляд, профанация. Если бы пехота на современном поле боя совсем ничего не решала, то не было бы у СССР мотострелковых войск в Западной Германии в 80-х годах. Вспомним о том, что мотострелки были вооружены, в том числе, переносными противотанковыми комплексами и станет ясно, что не стоило их сбрасывать со счетов.
В сухом остатке
Попробовать что-то новое всегда весело. Flashpoint - неплохая игра и вполне заслуживает выставленной оценки. Однако у продвинутого варгеймера Flashpoint вряд ли вызовет бурю восторгов. "Казуалу" же приятное общение с игрой обеспечит удобный интерфейс, вменяемый AI и осознание того, что всегда можно расширить свою область интересов и попробовать более реалистичный тактический симулятор. Например, Point of Attack 2 или Tac Ops.