Борьба за корону В работе над пятой частью небезызвестной серии The Settlers авторы пытались соблюдать преемственность и в то же время сделать игру проще и понятнее обычным пользователям. С решением этой трудной задачи им всеми силами помогал консультант проекта Брюс Миллиган. Помимо увлечения фехтованием, за плечами у этого человека имеется богатый опыт участия в создании компьютерных игр, в особенности, стратегий. Теперь же настало время разобраться в результатах работы талантливой команды разработчиков, которые с восхищающим упорством продолжают модернизировать придуманную концепцию.
Вымышленный мир представляет собой средневековье с элементами волшебства. Король Керон Мудрый сумел объединить разрозненные земли в империю, однако появление темных сил не заставило себя долго ждать. Керон, узнав о надвигающейся опасности, решил спрятать своего сына в отдаленном уголке страны. Принц Дарио вырос, стал хорошим охотником, приручил сокола и помогал жителям ставшей ему родной деревни, долгое время не зная своего отца. Отряды черных рыцарей Мордреда, подчинив себе бОльшую часть страны, упорно продолжали поиски уцелевшего наследника. Умирая, мать рассказывает Дарио о прошлом и отдает ему могущественный артефакт, возможности которого еще предстоит познать. Дарио, не задумываясь, встает на сторону справедливости и отправляется на помощь угнетенным, а по пути ему помогают друзья, родственники и другие преданные воины.
Сюжетная линия проработана очень детально и постепенно раскрывается на протяжении примерно двух десятков миссий кампании. Несмотря на то, что эта история напоминает обычную сказку, долгое путешествие к логову злодея очень быстро увлекает. Не последнюю роль в этом сыграли присутствие красивых видеороликов, наличие многочисленных скриптовых сценок и хорошая проработка характеров главных героев. Время от времени на экране появляется книга с красочными картинками, рассказывающая о прошлом, отношениях между персонажами и новыми событиями.
Обучающий режим частично представлен в прологе, выполненном в виде отдельной миссии. По обычному сценарию большинства уровней вначале вам придется спасти одно из подвергшихся нападению поселений, восстановить его или разместить свою базу неподалеку, подготовить линию обороны от атак противника, навестить соседние деревни, пообщавшись с их управляющими, выполнив их просьбы и, возможно, провернув какие-либо бартерные сделки, а затем, собрав армию, можно разделаться с лагерем (или несколькими) противника. В процессе исследования карты вам повстречаются NPC, изредка снабжающие вас информацией или новыми поручениями, за выполнение которых можно получить вознаграждение. На местности также бывают спрятаны сундучки с сокровищами, которые обычно хорошо охраняются. Для каждой миссии предусмотрен свой набор целей, которые открываются последовательно.
Основу любого города составляют 2 сооружения: городской центр и крепость, где можно нанимать новых крестьян. В общей сложности, число построек приближается к 70, но типовых сооружений гораздо меньше, зато каждое из них может быть усовершенствовано до 2-3 раз. Центральное место в экономике занимает борьба за исчерпаемые ресурсы (глина, древесина, камень, железо, сера). Полезные ископаемые присутствуют на карте в 2 видах: небольших залежей, из которых их могут извлекать даже крестьяне, и месторождений, на которых следует размещать большие шахты. Игра лишилась значительной части микроменеджмента, поэтому пополнение запасов происходит сразу после добычи новых материалов и без доставки их на склад. Производственные цепочки отсутствуют, а оплата любых приобретений производится с помощью лишь базовых ресурсов. Увеличить собираемость последних позволяют мастерские. В кузнице можно улучшать оружие и доспехи, а на рынке - вести торговлю. У сделанных упрощений есть одно неоспоримое достоинство: общий темп игры возрос, а в сценариях кампании вы не успеете привыкнуть к своему поселению, ведь на следующем уровне придется развивать новую деревню.
Под вашим контролем находятся лишь войска и крестьяне, а жители сами в состоянии о себе позаботиться при наличии необходимых построек. Главный источник пополнения казны - налоги, уплачиваемые горожанами. Поселенцы прибывают в город автоматически при создании новых рабочих мест.
По непонятным причинам в игру не попали ворота и стены, а все заграждения расставлены на картах изначально, поэтому за оборону отвечают башни. Если наблюдательные посты не сдержат даже слабую атаку, то вышки с баллистами и пушками способны создать немало проблем осаждающим. Однако эти конструкции весьма уязвимы в ближнем бою, поэтому рядом всегда должны нести службу солдаты. В казармах тренируют пехоту (мечники, копейщики), на стрельбище - лучников, в конюшне - кавалерию, а на фабрике - осадные орудия (пушки). Для любого типа воинов предусмотрена своя линейка улучшений, а слабый копейщик, к примеру, в финале заменяется алебардщиком в тяжелых доспехах. Примечательно, что здешние крестьяне могут вооружиться и стоять до последнего на защите вашего города. Наем войска осуществляется как оптом (цельными подразделениями во главе с капитаном), так и в розницу (нанимаете сначала одного капитана, а потом уже в его отряд докупаете рядовых солдат; аналогично восполняются боевые потери). Лидер является носителем опыта, и его служебный рост благотворно сказывается на характеристиках подчиненных.
Сферу исследований представляют около 40 разработок, дающих доступ к различным усовершенствованиям, которые либо повышают эффективность работы отдельных построек, либо параметры армии, либо открывают доступ к новинкам. На высшей ступени развития ваши алхимики смогут не только предсказывать изменения в погоде, но и влиять на нее. В дождь стрелки чаще промахиваются, а видимость отрядов ограничена; в снег резко снижается скорость передвижения, замерзают водоемы, позволяя быстро переправляться на другие берега к новым месторождениям и поселениям.
Главную силу любой армии составляют герои. В кампании они будут присоединяться и путешествовать вместе с вами, а в свободной игре на свою сторону можно привлечь наемников. Дарио чувствует приближение врагов и использует для разведки сокола; Пилигрим - эксперт по взрывчатым веществам и помогает находить спрятанные ресурсы; Салим расставляет ловушки и лечит раненых; разбойница Ари может стать невидимой или призвать на помощь отряд бандитов; Эрек знает секрет суперудара и умеет воодушевлять подчиненных; Гелиас может заставить вражеские юниты сдаться. Вне кампании игроки получают доступ к услугам черного рыцаря Кербероса (снижает мотивацию противника, отпугивает), Мари де Мортфишет (использует отравляющие вещества), а варвар Варг собирает вокруг себя стаю волков, которые будут его защищать.
Отсутствие проблем с pathfinding'ом, отступление тяжело раненых героев (они бессмертны и после гибели воскресают, как только в окрестностях не будет врагов), самостоятельность крестьян, которые, находясь под обстрелом артиллерии, бросают заготовку древесины и бесстрашно атакуют пушку до полного ее уничтожения, затем возвращаясь к работе без новых приказов с вашей стороны - лишь некоторые примеры многочисленных достоинств AI. С другой стороны, союзники зачастую ведут себя по заранее заданному шаблону, юниты отказываются держать позиции и норовят попасть в самую гущу сражения, крестьяне не гнушаются добывать ресурсы вблизи базы противника, а солдаты неприятеля в пылу вандализма позволяют вашим воинам ударить себя со спины.
Лучше всего трехмерному графическому движку удается отображение самого мира. Огромные карты сочетают высокие горы, холмы, леса, равнины, озера, большие дороги и солнечные полянки. Водопад покоряет реалистичностью, а один из NPC добавлен в игру лишь для того, чтобы продемонстрировать вам великолепие падающей воды в различных ракурсах. Карты изобилуют разнообразной растительностью (к сожалению, в большинстве своем - статичной) и животными (волки, олени). По сравнению с предыдущими частями количество анимации значительно возросло. Несколько бедновато на этом плане смотрятся взрывы, разрушения, да и отображение сражений могло бы быть получше. Архитектура зданий получилась интересная, но почему-то предполагает всего 2 типажа: для светлых и темных сил. В результате сооружения в городах союзников отличаются от ваших лишь цветом. Обладатели некоторых видеокарт и устаревших драйверов будут неприятно удивлены тем, что они не увидят не только часть спецэффектов и тени, но даже юнитов, скрытых за массивами построек.
Оркестровое музыкальное сопровождение представляют 30 треков, в которых встречаются очень мелодичные партии арфы и различных струнно-смычковых инструментов. В игру органично вписываются и звуковые эффекты, отражающие шумы природы и протекающих процессов. Удобный интерфейс прост в освоении, но непривычно то, что при входе в меню не включается пауза.
Для свободной игры предлагаются 20 карт с различными условиями и числом участников. Мультиплеер по локальной сети и Интернет позволяет составить команды, определить позиции, установить временное перемирие, добавить ресурсов и крестьян для быстрого старта, вести торговлю и дипломатию. Игра протекает в 3 режимах: завоевание (до последней штаб-квартиры), научная гонка (до открытия всех технологий), на баллы (за час нужно набрать максимальное количество очков).
В своем новом воплощении серия The Settlers сильно потеряла в своей индивидуальности, став похожей на типичных представителей жанра, что, по логике создателей, должно привлечь к игре новичков. Вместе с тем, разработчики подошли к созданию Heritage of Kings с большой ответственностью и смогли умело сбалансировать военную и экономическую составляющие.